Рейтинг@Mail.ru
Протоиерей Балашов: Дни славянской культуры укрепляют единство славян - РИА Новости, 23.05.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вид на пролив Малое море озера Байкал на закате со смотровой площадки у памятника бродяге по трассе Иркутск - МРС (Маломорская рыбная станция)
Религия

Протоиерей Балашов: Дни славянской культуры укрепляют единство славян

Читать ria.ru в
О роли Дня славянской письменности и культуры в сохранении духовного единства славян в интервью РИА Новости рассказал заместитель главы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов.

Ежегодно 24 мая в славянских странах отмечается День славянской письменности и культуры. Истоки этого праздника связаны с чествованием святых равноапостольных Кирилла и Мефодия - просветителей, создателей славянской азбуки, которые почитаются как в России, так и в ряде других славянских государств. О роли праздника в сохранении духовного единства славян РИА Новости рассказал заместитель главы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов.

- В чем вы видите важность этого праздника для России и других славянских стран?

- Письменность, созданная равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием, стала для славянских народов ключом к сокровищнице христианской культуры, отправной точкой для колоссального цивилизационного  рывка, который был совершен в сравнительно кроткое в историческом смысле время. Этот процесс является общим для целого ряда славянских стран. Праздник Дней славянской письменности и культуры отмечается в Болгарии, в Сербии, в Республике Македонии, Польше, Чехии. Он - общий для всех славянских народов, а потому служит нашему общению и укрепляет чувство причастности к общим корням. В основе нашей славянской культуры, нашей последующей истории лежит Евангелие, переведенное для славян двумя подвижниками, двумя миссионерами христианской веры. Этот праздник не только рассказывает о нашем прошлом; он объясняет, с чего начиналась наша письменная культура. А значит, говорит о том, как мы стали теми, кто мы есть.

-  Как вы считаете, прижился ли праздник в российском обществе, и сформировалось ли у населения страны понимание того, что это за дата?

- В Русской церкви особое торжественное празднование дня памяти святых Кирилла и Мефодия началось еще в 19 веке. Тогда идеи славянского единства, взаимопомощи и взаимной ответственности славянских народов стали особенно живо восприниматься в российском обществе. Это было связано с активным участием России в борьбе за освобождение славянских братьев на Балканах. Если говорить о государственном праздновании дня Кирилла и Мефодия как праздника славянской письменности и культуры, то оно, начавшись в ранний период перестройки, теперь завоевало свое прочное место в жизни нашего общества и стало связываться с определенными традициями. В этот день проходят  не только богослужения, но и целый ряд светских  культурных мероприятий. Но, конечно, хотелось бы, чтобы идея этого празднования была еще глубже воспринята нашим обществом, чтобы мы сумели донести ее до молодежи и детей, чтобы этот праздник стал одним из самых родных и любимых.

- Патриарх Кирилл ранее заявлял, что Дни славянской письменности призваны укреплять духовное и культурное единство восточных и западных славян. Способствует ли этому процессу единый праздник?

- Уверен, что объединяющие праздники нам особенно нужны в переживаемое нами время. Ведь за два последних десятилетия карта Европы оказалась разрезана целым рядом новых государственных границ, которые пролегли между близкородственными народами - Россией и Украиной, Сербией и Черногорией, если ограничиться лишь двумя примерами. А праздник равнопочитаемых нами славянских первоучителей помогает сохранить чувство духовной общности, не подвластное конъюнктуре и политическим изменениям.

- Говоря о празднике православных подвижников Кирилла и Мефодия, сыгравших значительную роль в становлении славянской письменности, хотелось бы вспомнить школьный предмет "Основы православной культуры". Программы по их преподаванию есть и в России, и на Украине, и в ряде других стран бывшего СССР, однако единой программы РПЦ  для стран ее присутствия не выработано. Нужна ли унификация преподавания ОПК на территории стран, исповедующих православие?

- Я вижу несомненную пользу от общего обмена опытом. Возвращение такого рода дисциплины в общеобразовательную программу славянских государств только начинается. Думаю, что это время для поиска лучших, наиболее адекватных форм рассказа о духовных и нравственных традициях православия языком, понятным для детей 21 века. Нам всем вместе надо этому учиться. Я не уверен, что опыт, накопленный в какой-то одной из наших стран, уже настолько испытан, что мы могли бы с уверенностью рекомендовать его всем остальным. Ведь единство не всегда проявляется лишь в единообразии.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала