Рейтинг@Mail.ru
Лебедев: успехи и трудности интеграции в СНГ диалектически связаны - РИА Новости, 18.04.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Лебедев: успехи и трудности интеграции в СНГ диалектически связаны

Читать ria.ru в

15 апреля в Ялте состоялось 49-е заседание Экономического совета СНГ. Главным вопросом в повестке дня было рассмотрение проекта нового многостороннего договора о зоне свободной торговли в рамках Содружества. О работе над этим и другими экономическими документами, а также в целом о ситуации в СНГ в интервью РИА Новости рассказал Сергей Лебедев, председатель Исполнительного комитета - Исполнительный секретарь СНГ.

- Экономсовет одобрил проект нового соглашения о ЗСТ, которым предлагается заменить устаревший договор 1994 года и многие двусторонние соглашения между странами. Но, по информации первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова, вопрос о взимании экспортных пошлин до конца так и не урегулирован. Что мешает реальному наращиванию интеграции в рамках Содружества?

- И успехи, и трудности интеграции в рамках СНГ диалектически взаимосвязаны. Связь эта не лишена противоречий. С одной стороны, создание и эволюционное развитие Содружества во многом стали возможными благодаря "либеральным" условиям членства в организации, постановке на первое место суверенного равенства всех его участников. Это организация без наднациональных органов, которая позволяет учитывать различную степень готовности стран к интеграции, предоставляет возможность каждой из них участвовать в интеграционных процессах в той мере и на тех направлениях, которые отвечают ее национальным интересам.

Такая "гибкая" конструкция дала возможность в значительной степени структурировать межгосударственные отношения в рамках СНГ, совместно определять приоритетные задачи и пути их решения.

С другой стороны, предопределенные спецификой Содружества неполноформатное участие государств в подписании ряда документов, не всегда полное и своевременное исполнение ими принятых на себя обязательств, недостаточно эффективная система мониторинга реализации принятых документов, конечно же, негативно сказываются на результативности сотрудничества.

- Содружество никогда не испытывало недостатка в критических оценках и пессимистических прогнозах. Но, несмотря ни на что, СНГ продолжает существовать, и, судя по всему, масштабы проделанной за два десятилетия работы весьма значительны.

- Интеграционные процессы на пространстве Содружества никогда не останавливались, а шли в соответствии со своей логикой и мотивацией. Они опирались и опираются на взаимодополняемость экономик, длительный опыт сосуществования и сотрудничества, общее историческое и духовное наследие, культурно-цивилизационную близость наших стран и народов.

За прошедшие двадцать лет СНГ подтвердило свою содержательную значимость и конструктивную устойчивость. Разработана солидная нормативно-правовая база и созданы механизмы сотрудничества, сложилась система совместных действий в экономике, гуманитарной сфере, укреплении стабильности и безопасности. Общепризнано, что Содружество стало уникальной площадкой для достаточно живого, откровенного и конструктивного диалога на высшем уровне. О реальной востребованности Содружества свидетельствует и тот факт, что Грузия, вышедшая из его состава по политическим мотивам, заявила о своей заинтересованности продолжать участие в экономических соглашениях, заключенных в рамках СНГ. И такое сотрудничество, к слову сказать, по ряду направлений продолжается.

Говоря об экономическом сотрудничестве в рамках СНГ, следует отметить, что до осени 2008 года здесь преобладали позитивные тенденции. В странах Содружества наблюдался устойчивый рост ВВП и объемов внешней торговли.

Мировой финансово-экономический кризис серьезно осложнил ситуацию. Государства Содружества оказались в центре геополитической конкуренции, что потребовало адекватного совместного ответа на вызовы времени. Причем не только в контексте преодоления последствий кризиса, но и в плане создания основы для дальнейшего прогресса с максимальным использованием преимуществ интеграции.

В этих непростых условиях лидеры наших стран продемонстрировали готовность договариваться и находить общие подходы к решению сложнейших проблем. Так, по решению Совета глав государств было создано постоянно действующее совещание министров финансов стран СНГ, которое разработало одобренный затем президентами и утвержденный по их поручению главами правительств План реализации совместных мер по преодолению последствий мирового финансово-экономического кризиса. Главная общая цель состоит в том, чтобы, преодолевая кризис, строить новую, более эффективную экономику.

Речь, прежде всего, идет о повышении конкурентоспособности и роли стран СНГ в новой архитектуре экономического миропорядка.

- Необходимость диверсификации и обновления структуры экономик стран СНГ понятна. Что в ближайшее время здесь будет сделано? Создание обновленной ЗСТ входит в эти планы?

- В обобщенном плане необходимо реализовать, как минимум, две ключевые задачи. Во-первых, завершить формирование и обеспечить полноценное функционирование зоны свободной торговли. Во-вторых, разработать и осуществить конкретную программу совместных действий на инновационном направлении.

Закономерно, что Россия включила эти вопросы в приоритеты своего председательства в СНГ в минувшем году и продолжает целенаправленно содействовать их успешному решению. В нынешнем году эстафетную палочку председательства подхватил Таджикистан.
В настоящее время правовую основу действующей на пространстве СНГ зоны свободной торговли составляют соответствующее многостороннее Соглашение от 15 апреля 1994 года и Протокол к нему от 2 апреля 1999 года, а также двусторонние соглашения, заключенные в 1990-е годы.

За время, прошедшее с момента подписания этих документов, ситуация существенно изменилась. Так, Армения, Киргизия, Молдавия и Украина стали полноправными членами ВТО, другие страны ведут переговоры о вступлении в эту международную организацию.

Ряд положений действующих сегодня соглашений вступил в противоречие с нормами ВТО. Кроме того, в них не прописан порядок урегулирования споров между сторонами, отсутствуют положения по вопросам субсидирования, государственных закупок, экспортных пошлин и ряду других аспектов зоны свободной торговли в ее современном понимании. Отдельные положения многостороннего соглашения не стыкуются с двусторонними договоренностями стран.

Таким образом, сложившаяся договорная база не в полной мере позволяет решать возникающие проблемы в торгово-экономических отношениях. Как результат, участились торговые споры, а также факты введения в одностороннем порядке налоговых и технических барьеров.

Не может не вызывать озабоченности и тот факт, что из-за последствий кризиса и односторонних протекционистских мер доля взаимной торговли в СНГ составляет от 22% до 24%, когда в Европейском союзе она достигает 70%.

В этой связи Россия разработала и представила на обсуждение проект всеобъемлющего договора, определяющего режим свободной торговли на пространстве Содружества с учетом современных требований. В его обсуждении участвуют все государства - участники СНГ, за исключением Туркменистана. Было проведено 10 раундов переговоров и специальное совещание министров экономики. Этот вопрос и был одним из центральных в повестке дня апрельского заседания Экономического совета СНГ в Ялте.

Сегодня можно с полным основанием говорить о достижении широкого консенсуса. Первое: достигнуто согласие, что новый договор о ЗСТ заменит более ста действующих в настоящее время многосторонних и двусторонних документов. Это упорядочит процесс функционирования и дальнейшего совершенствования зоны свободной торговли.

Второе: положения договора полностью совместимы с нормами и правилами ВТО. Это принципиально важно как для государств-членов ВТО, так и для стран, продолжающих переговорный процесс о вступлении в эту организацию.

Третье: определен общий подход к формированию процедуры разрешения возможных споров. На сегодня единственный механизм - это консультации государств. Но он не всегда эффективен, что не способствует устранению торговых разногласий на пространстве СНГ. Предлагаемая в договоре новая процедура основана на международной практике и предусматривает независимое рассмотрение спора в арбитражной комиссии в разумные сроки.

Кроме того, положения договора снимают определенную озабоченность ряда государств СНГ в связи с образованием Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии.

Экспертное согласование договора завершилось. Он был в целом одобрен Экономсоветом. Надеюсь, что на очередном заседании Совета глав правительств СНГ в мае нынешнего года этот важный документ будет подписан.

- На каких острых вопросах, на ваш взгляд, необходимо сосредоточиться участникам СНГ в ближайшее время?

- Среди новых вызовов и угроз с учетом реалий последнего времени все настойчивее заявляет о себе проблема обеспечения продовольственной безопасности. Ситуация на мировом рынке и наблюдающийся рост цен на продукты питания могут стать со временем источником и социальной, и политической нестабильности. В этой связи на заседании Совета глав правительств 19 ноября 2010 года была принята Концепция продовольственной безопасности, а Совет глав государств объявил 2011 год Годом повышения продовольственной безопасности в СНГ.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала