Рейтинг@Mail.ru
Балашов: Москва должна стать инновационной столицей к 2016 году - РИА Новости, 11.04.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Балашов: Москва должна стать инновационной столицей к 2016 году

Читать ria.ru в
О том, как власти Москвы научат горожан мыслить инновационно, когда инновации войдут в жизнь каждого москвича, готов ли город поддерживать амбициозные идеи студентов, и когда по улицам столицы будут ездить электробусы, в интервью РИА Новости рассказал руководитель департамента науки и промышленной политики Москвы Евгений Балашов.

Московские власти намерены к 2016 году превратить Москву в инновационную столицу России и одновременно сформировать у москвичей "инновационное мировоззрение". О том, как власти Москвы научат горожан мыслить инновационно, когда инновации войдут в жизнь каждого москвича, готов ли город поддерживать амбициозные идеи студентов, и когда по улицам столицы будут ездить электробусы, в интервью РИА Новости рассказал руководитель департамента науки и промышленной политики Москвы Евгений Балашов.

- Евгений Борисович, расскажите, пожалуйста, о концепции "Инновационная Москва". Каковы ее основные положения и когда она будет обсуждаться? 

- Концепция "Инновационная Москва" будет представлена на заседании правительства Москвы, дату которого определит мэр Москвы. У нас сейчас есть понимание того, каким будет город в 2016 году по результатам реализации концепции. Наша цель – становление Москвы к 2016 году как инновационной столицы России, города, где инновации пронизывают все сферы жизнедеятельности – от управления до малого бизнеса, и входят в жизнь простых горожан. Имидж международного характера столицы меняется, он становится инновационным. Москва, должна стать примером и оказывать каталитическое влияние на технологическую модернизацию всей экономики России.

В первую очередь, к 2016 году мы должны обеспечить опережающее развитие высокотехнологичных секторов экономики, при этом не городской экономики, а экономического сектора города как крупного мегаполиса. Целью для нас является возникновение инновационных разработок и изобретений, формирование инновационного мировоззрения у граждан. Мы должны изменить сознание москвичей, модернизировать его, перезагрузить на инновационный способ мысли. Инновационный образ жизни должен проникнуть во все сферы. Москва должна стать центром притяжения для талантливых специалистов из всех стран мира, из инновационных стран мира. Если человек талантлив, мы должны создать для него комфортное для проживания и труда пространство, чтобы талант и интеллект этих людей работал на экономику города.

- Сформированы ли конкретные планы для реализации этих целей? 

- Сегодня мы говорим о концепции, если она будет одобрена мэром, то мы приступим к разработке программы. Пока я могу рассказать об одном из проектов. Мы хотим, чтобы в Москве была введена инновационная стипендия мэра для студентов. Это наше предложение, которое мы хотим с мэром обсудить. Напомню, что всего в Москве около 200 высших учебных заведений, более 100 государственных, более 70 учебных заведений высшего профессионального образования, где непосредственно присутствует научная деятельность студентов. Это надо использовать, это надо стимулировать. Студенческая среда как раз является носителем инновационных идей, тех проектов, которые город может использовать для своего хозяйства. Также мы хотим предложить создать на базе университетского сообщества крупные научные центры, рабочее название - университетские научные инновационные центры. Они могут создаваться там, где присутствует научная школа, где есть опытный профессорско-преподавательский состав, где уже можно реализовывать первые инновационные коммерческие проекты.

- На базе каких университетов могут быть созданы эти инновационные центры?

- На наш взгляд, таких центров может быть создано порядка 15. Университетов, которые могут быть локомотивом для многих тысяч молодых специалистов в удивительную и успешную среду инновационного бизнеса, в городе насчитывается несколько десятков. Мы видим, что пилотными университетами могут стать МГУ имени Ломоносова, МИФИ, МИСИС, МГТУ имени Баумана, МАИ, МЭИ, МГСУ, МИЭТ в Зеленограде, Московский государственный университет прикладной биотехнологии, Московский университет пищевых производств. Каждый из названных университетов сам по себе готов быть центром инновационного развития для адаптации молодежи в инновационную среду, в инновационный образ жизни. Такой образ жизни должен быть примером для подражания многих тысяч молодых людей, абитуриентов. На мой взгляд, эти центры должны стать катализатором инновационного развития города. Помимо территорий инновационного развития, университетские центры имеют свои производственные перспективы. На сегодняшний день у Москвы достаточно потенциала, чтобы все эти элементы инновационной системы развивать.

- Город будет вкладывать средства в развитие этих университетских центров?

- Все зависит от идеи. Сначала должна быть очень яркая, амбициозная идея, она должна быть реализуема. Город предполагает направлять бюджет, в первую очередь, на молодых специалистов, на будущие городские трудовые ресурсы, так как от этого зависит и экономика города, и бюджет города, и эффективность расходования средств. Сегодня статистика не в пользу молодых специалистов. В научном секторе это 10%, в промышленном секторе экономики города – не более 20% молодых специалистов до 35 лет. Можно назвать это катастрофой, но я думаю, что это будет нашим направлением деятельности для выхода из системного кризиса и обретение новых целей.

- В прошлом году город направлял средства на поддержку молодых специалистов на предприятиях. Будет ли продолжена эта программа? 

- Молодые специалисты получали на предприятии 5 тысяч рублей в виде надбавки к заработной плате. В 2010 году эти премии получили 300 человек. Около 1,2 тысячи молодых специалистов с высшим образованием получили надбавку в 8 тысяч рублей. Это город заплатил предприятию за стимулирование работы молодых специалистов. Надбавка вполне приемлема, но если посчитается, что она уже неадекватна той зарплате, которую получают молодые специалисты на предприятии, она будет конечно увеличена. В этом году мы планируем увеличить объем финансирования и субсидирования молодых специалистов. На эти цели будет направлена достаточно большая сумма. Поэтому стартовать новая государственная программа "Инновационная Москва" будет уже с опыта прошлых лет.

- Вы сказали, что хотите научить москвичей мыслить инновационно. С молодежью это будет проще, а как быть со старшим поколением?

- У старшего поколения есть свои дети, и изменение их ориентиров на инновационное образование – это уже есть перелом сознания для старшего поколения. Например, папа своего ребенка отправит учиться не на экономиста, а в технический сектор, хотя я не против экономистов. Нам нужна пропаганда и агитация – необходимо насыщение информационного пространства города инновационным стилем жизни и поведения, насыщением инновационными ценностями и профориентированием молодого человека на новые инновационные специальности. Это инжиниринговые специальности, экономические специальности, связанные с реализацией и внедрением результатов интеллектуальной деятельности. Инновационное сознание также проявляется в том, что человек приходит туда, где платят больше. Мы создаем рабочие места с высокой производительностью труда, и работник получает большую заработную зарплату. Инновационный человек, как я понимаю "Стратегию-2020", это новое мировоззрение. А насаждать его надо уже сегодня в сознании молодого поколения.

- Наверное, москвичи старшего поколения поверят, что Москва встала на инновационный путь развития, увидев конкретные плоды инновационной деятельности. Когда, например, по улицам города начнут ездить электробусы?

- Нам от этого никуда не деться. Все крупные мировые концерны и холдинги, работающие над созданием транспортных средств, которые будут проданы в 2015-2020 году, переводят транспортные средства на меньшее сжигание и выхлопы угарного газа и экономию энергоресурсов. Все транспортные средства переводятся на новые виды энергоресурсов, в том числе на электрические и, как перспектива, может быть водородная энергетика. В этой части у нас есть серьезный задел – разработки ведутся на двух московских площадках. В научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте (НАМИ) идет работа над созданием электробуса, гибридного транспорта. В корпорации "Компомаш" ведутся работы, связанные непосредственно с технологией мотор-колесо на электротяге. Это электромобиль, который, возможно, вытеснит к 2015 году аналоги.

Экологически чистый транспорт - это входит в понимание комфортной, инновационной жизни. Поэтому в приоритеты новых инновационных площадок, таких как Сколково, и особых экономических зон РФ технико-внедренческого и промышленно-производственного типов входит приоритет создания экологически чистого вида транспорта, энергоэффективность и энергосбережение. Все эти критерии и являются обоснованием для создания новых видов транспортных средств, как электробус, как микроэлектробус, а также машин для индивидуального использования. В парках должны ездить гольф-мобили, которые не загрязняют окружающую среду.

- Когда же в Москве появится первый электробус?

- Мэру Москвы Сергею Собянину в Казани был показан пилотный проект, этот проект реализуется совместно с Татарстаном. Если мы сегодня принимаем решение дофинансировать проект в 2011 году, то к 2012 году мы получаем городской электромобиль, экологически чистый, отвечающий всем современным требованиям. Он уже в 2012 году может вытеснить с рынка зарубежные аналоги.

- Остались ли в Москве вредные производства и когда они будут выведены за пределы города?

- Такая задача стоит перед нашим департаментом. Все вредное производство из города будет выведено. Такие переговоры находятся в рамках соглашения с органами исполнительной власти Российской Федерации, с крупными корпоративными структурами, таким, как Ростехнологии и другие. На их месте будут строиться технопарки, новые элементы инновационной системы.

- Какие производства могут быть выведены в первую очередь?

- Наверное, это то, что связано с литейным производством, горячей штамповкой на ЗИЛе, это вредное производство на таких крупных заводах, как "Салют", завод имени В. В. Чернышева. При этом будет гарантировано сохранение рабочих мест персонала и рабочих кадров этих предприятий. Кроме того, мы сохраняем рабочие места для людей с ограниченными возможностями, которые сегодня составляют около 1,5 тысяч человек по предприятиям производственного направления.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала