Рейтинг@Mail.ru
Закон "О полиции": Где взять кадры, которые все решат - РИА Новости, 01.10.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Закон "О полиции": Где взять кадры, которые все решат

Читать ria.ru в
Этап общественного обсуждения законопроекта «О полиции» завершен. Эксперты и законодатели анализируют полученные предложения. О том, насколько нужен новый закон и каким он должен быть, рассказала Татьяна Москалькова, генерал-майор милиции, депутат Государственной Думы.

Этап общественного обсуждения законопроекта «О полиции» завершен. Эксперты и законодатели анализируют полученные предложения. О том, насколько нужен новый закон и каким он должен быть, рассказала Татьяна Москалькова, генерал-майор милиции, депутат Государственной Думы. Беседовал Антон Цветков, председатель наблюдательного совета общероссийского общественного фонда «ОФИЦЕРЫ РОССИИ».

- Татьяна Николаевна, нужен ли новый закон?

- Безусловно. И это уже не обсуждается. Он нужен, потому что надо поднимать качество работы, поднимать эффективность деятельности органов внутренних дел. И главные реперные точки в этом проекте закона уже расставлены.

Прежде всего, это новая система финансирования. Как известно, вся милиция у нас была в двойном подчинении. Мы уходим от двойного подчинения и централизуем всю систему органов внутренних дел. Когда развернулась дискуссия вокруг названия полиция-милиция, мы многократно слышали, что это очень дорогостоящий проект. Ничего подобного, ни на одной вывеске вы никогда не увидите слово «милиция»: «Управление внутренних дел по Центральному округу», «Главное управление внутренних дел по городу Москве».

За последние 15 лет проводилось множество реорганизаций. Не все они удачны. Но есть и удачные, которые требуют сегодня пересмотреть набор функций, которые выполняет  милиция. А отсюда – численность, состав и структура. Сегодня происходит следующее: сокращение уже началось, а функционал, к сожалению, еще не пересмотрен.

Но самое главное, что тревожит,  – это социальный статус и денежное содержание сотрудников внутренних дел. Сегодня социальный статус разрушен  законом о монетизации льгот, жилищным кодексом, который практически отнял право на жилье по социальному найму. Таким образом, профессия стала малопривлекательной даже с точки зрения выживаемости.

- Давайте немножко пофантазируем. Мы понимаем, что в современной России необходим новый закон о полиции, и, предположим, что президент поручил вам, Татьяне Николаевне Москальковой, написать этот закон. Что в первую очередь Вы бы включили в этот закон?

- Главу, посвященную социальным льготам и гарантиям сотрудников органов внутренних дел. Закона о денежном содержании и закона о службе в органах внутренних дел, которые должны подробно дать ответ на этот вопрос, сегодня нет, но в законе о полиции уже дан более четкий посыл.

- Но именно поэтому о существовании большого количества отсылочных, бланкетных норм как раз основная критика была и к предыдущему закону – закону о милиции. И сейчас мы видим, что новый законопроект, он же тоже, что греха таить, является достаточно декларативным и в большинстве случаев отсылает…

- Нет, я бы так не сказала. Наоборот, он дает более четкий перечень прав и обязанностей милиции, прав и обязанностей граждан. Он более четко определяет правила, связанные с применением оружия, специальных средств и физической силы. Он аккумулировал все, что было размыто по другим нормативным актам.

- А сколько сейчас получает лейтенант милиции?

- Старший лейтенант милиции с выслугой три года в органах внутренних дел – приблизительно 12 тысяч.

- Но на руки он все-таки получает больше, существуют еще какие-то доплаты…

- Нет, это все здесь.

- Человек, приходя на работу в коммерческую структуру, знает, что его заработная плата, к примеру, 30 тысяч рублей, и он 30 тысяч рублей будет получать. Проработав какой-то срок, он получает повышение по должности, и у него увеличивается зарплата. А когда он приходит в милицию, ему говорят: твоя заработная плата будет формироваться из нескольких составляющих. То есть ему надо сначала разобраться, из чего формируется его заработная плата и соответственно из чего  – пенсия.

- Да, сейчас именно такая ситуация. Что касается пенсии, она исчисляется только из трех составляющих: из оклада по званию, оклада по должности и выслуги лет. А вот все единовременные пособия, губернаторские доплаты и т.д. – не входят в состав пенсии.

- Получается, что сотрудников милиции обманывают, потому что это сделано специально, чтобы платить им меньше пенсию.

- Специально, не специально, не знаю.

- Я достаточно часто бываю в различных подразделениях милиции и недавно общался с начальником уголовного розыска одного из отделов внутренних дел Москвы.  Кстати, отдел внутренних дел города Москвы обслуживает территорию с населением от 100 до 300 тысяч. Фактически средний Российский город.Достаточно большой город.Штатная численность такого отдела - 15 человек. Из этих 15 человек работают только 10, остальные 5 мест – вакантны. Из 10 человек, которые работают в отделе, только 4 человека работают больше 3 лет в милиции. Заработная плата приходящего лейтенанта или старшего лейтенанта – порядка 27 тысяч рублей. То есть на 100 тысяч населения на территории ОВД всего 15 человек всего по штату, но и их мы набрать не можем. А те, кого набираем,  - люди с небольшим опытом работы.

В следственном отделе, на территории которого находится 300 тысяч населения, работает  12 человек (штатная численность – 13 человек).  Из них только 4 человека работают  больше 3 лет.  Единовременно в производстве находится 40-50 уголовных дел. Это шокирующие цифры. Огромная нагрузка, огромное количество дел. И их ведут люди, которые фактически проработали год-полтора в милиции. А мы говорим о каком то качестве работы.

- И в противовес - следователь при прокуратуре или теперь, скажем, самостоятельный следователь, так называемый СКП. Нагрузка многократно меньше, потому что 98% составов преступлений расследуются органами внутренних дел, значит им остается 2% – это спецсубъект. Мы знаем, что в СКП следственная группа иногда ведет одно дело в год. И заработная плата, и пенсия там в 3 раза выше. Поэтому все наши следователи, которые подходят к пенсии, наше профессиональное ядро, переходят туда.

- Теперь будет следственный комитет.

- Совершенно верно, на базе следственного комитета при прокуратуре будет следственный комитет. И речь идет только о следственном комитете. Это 21 тысяча, которые раньше были в составе прокуратуры, потом при прокуратуре, а сейчас организационно выделились  в самостоятельную структуру, подчиненную президенту. Уточню еще раз: не прокурору, а президенту.

- Но большинство уголовных дел будет передано в расследования следственного комитета, как сказал президент: «Если не все, то подавляющее большинство».

- Я думаю, что на этом этапе это невозможно.

- С той численностью, которая сейчас есть – это невозможно. А что будет делать следствие милиции и ФСБ?

- У ФСБ своя подследственность, четко очерченная 151 статьей уголовного-процессуального кодекса. У органов внутренних дел тоже своя подследственность и передать подследственность состава преступлений без численности и ресурсного обеспечения, конечно, невозможно. Поэтому это вопрос будущего, Сегодня нужно отстроить систему.

Мне, кстати, нравится, что мы идем шаг за шагом,  потому что система должна адаптироваться постепенно. Не надо идти революционным путем, когда мы все сломали, люди все разбежались. Нужно делать это постепенно, поскольку создание новой структуры связанно с огромным количеством вопросов гражданско-правового порядка. Это здания, сооружения, это перевод с баланса на баланс, это автопарк, тыловые службы. В общем, масса вопросов. В том числе работа с пенсионерами, вопросы материально-финансового обеспечения. Поэтому очень хорошо, что сделан первый шаг и дано время устояться этой системе, адаптироваться.

- Сколько, с вашей точки зрения, должен получать лейтенант милиции? На сегодняшний день.

- 50 тысяч.

- А полковник милиции?

- Полковник милиции – где-то 120.

- Вы считаете, это реально в условиях современной России с учетом формирования бюджета Российской Федерации?

- Сегодня нет.

- А деньги есть на это?

- Деньги есть. Бюджет на 2010 год сформирован из расчета 50 долларов за баррель. Сегодня у нас 76 или 74 доллара за баррель. Эта дельта – наши заработанные деньги. Кроме того, мои коллеги по Государственной Думе предлагали много других вариантов наполнения казны. Например, мы с вами платим 13% подоходного налога. А люди в бизнесе платят 9, потому что доходы с акций облагаются девятипроцентным налогом. Практически весь крупный бизнес хранит свои доходы в акциях и получает с них дивиденды, то есть доход. Это огромнейшая сумма, это триллионы, которые могли бы приходить постоянно, ежедневно в доход.

- Татьяна Николаевна, есть такое выражение: кадры решают все. Мы с вами пофантазировали сегодня, что лейтенант милиции должен получать 50 тысяч рублей.

- Нет, это вы пофантазировали, а я буду обязана в Государственной Думе добиваться этого.

- Мы надеемся, что вы добьетесь. Хотя, честно говоря, я в это не верю. В любом случае конкурентоспособной заработной платы; без того, чтобы в милицию шли работать профессионалы, вряд ли что-то кардинально изменится. А у нас, безусловно, в милиционеры приходят работать люди с определенной жизненной позицией. Эти люди должны быть людьми чести, людьми совести…

- По крайней мере, общество хочет, чтобы они были такими.

- Да, но чтобы приходили такие люди, им нужно платить нормальную заработную плату. Потому что ни один здравомыслящий человек не пойдет работать на маленькую заработную плату, обрекая на нищенское существование свою семью. А если он не может позаботиться о своей семье, как он будет заботиться об обществе?

И еще один момент, который мне кажется достаточно важным: необходимо попробовать вернуть те кадры, которые ушли из милиции. Есть люди, которые отработали 10-15 лет, а потом ушли. Они бы могли принести и системе, и обществу достаточно большую пользу…

- Пользу большую, только их обратно не заманишь

Нормальными заработными платами можно заманить.

- Это все опять же из области фантазий

- И все-таки о воспитании новых кадров. Президенту во время посещения одного из китайских вузов подарили картину с изображением деревьев. Там были очень мудрые слова: чтобы вырастить новое поколение, нужно столько же времени, сколько для того, чтобы вырастить дерево. Как вы считаете, сейчас у нас есть та молодежь, которую можно брать в милицию, которую нужно брать в милицию, и готова ли она идти в милицию? И если ее нет, сколько нужно времени, чтобы ее вырастить?

- Да, конечно, у нас есть такая молодежь. Главное, чтобы правоохранительная практика и реалии дня не уродовали, не корежили и не загоняли в коррупционное русло нашим замечательных молодых девчонок и мальчишек, которые приходят служить в милицию.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала