Индийская госкорпорация Hindustan Aeronautics Limited (HAL) на протяжении многих десятилетий обеспечивает Индию отечественными самолетами и вертолетами – собранными по лицензии и разработанными своими силами или в кооперации. О ключевых проектах корпорации рассказал в интервью РИА Новости ее председатель Ашок Наяк. Беседовал Евгений Безека.
- Как продвигается сотрудничество Индии и России по проекту самолета пятого поколения?
- Индийские ВВС к настоящему времени обозначили технические требования к одноместной версии самолета. Они были переданы русским и приняты для индийской версии. Индийские ВВС хотят как одноместную версию, так и двухместную.
Достигнута договоренность, что работа будет совместной и будет над двумя версиями самолета сразу. Сначала начнется работа над одноместной версией, а потом – над двухместной. Для ВВС Индии будут выпускаться обе версии.
В настоящее время даже российский самолет пятого поколения летает с существующим двигателем. Индийская программа в последствии также получит новый двигатель.
Это будет совершенно новый двигатель, который будет создан позднее. Достигнута договоренность, что позднее мы получим тот же самый двигатель.
- Как будут разделены расходы на разработку самолета?
- Примерно 50 на 50.
- В каких сферах будут работать индийские инженеры?
- На сегодняшний день в общем определено разделение работ: композитные материалы, авионика и прочее могут стать объектом внимания HAL.
Индийские проектировщики будут работать в России, российские – в Индии. Вся работа будет доступна (друг-другу). Будет налажен полный обмен информацией.
- Как продвигается работа над проектом создания среднего военно-транспортного самолета?
- Средний военно-транспортный самолет находится на два или три шага впереди пятого поколения.
Акционерное соглашение, устав, меморандум и все прочее в целом одобрены обеими сторонами - и российской, и индийской.
Загорелся зеленый свет. До этого он был все время желтый. Теперь загорелся зеленый, и работа по формированию совместного предприятия пойдет очень быстро. С созданием СП работа активизируется.
- Кто выступает партнером HAL с российской стороны?
- Это будет ОАК и Рособоронэкспорт.
- Где будет штаб-квартира СП?
- В Индии.
- В какую сумму оценивается разработка самолета?
- Получается 600 миллионов долларов – по 300 миллионов от каждой из сторон на начальном этапе.
Проектирование и испытательные полеты будут совместными. Этот начальный уровень был определен в 2006 году и мы пользуемся этими деньгами.
- Когда планируется завершить работу?
- Это начальный этап. Возможно, через шесть-восемь лет взлетит протитип. Проектирование, производство – все будет разделено в пропорции 50 на 50. Сборочное производство будет как в Индии, так и в России.
- Экспорт в третьи страны планируется?
- Такая возможность изучается. Возможно, будут предприняты совместные маркетинговые шаги. На начальном этапе прогнозируем выпустить 205 самолетов, из которых на мировой рынок пойдет 30%.
- Известны ли причины падения двух самолетов Су-30МКИ в 2009 году?
- Расследование продолжается, и я не могу комментировать его.
- Как продвигается проект создания учебно-тренировочного самолета, для которого заказаны двигатели из РФ?
- Прототип двигателя уже у нас. Отгружены первые шесть двигателей. Испытания этого самолета проходят удовлетворительно. У нас есть один прототип. Сейчас проходит переооборудование второй.
В небе уже летают самолеты первой ограниченной серии с российскими двигателями.
- Как зарекомендовали себя двигатели?
- Они работают удовлетворительно. Они (двигатели) хорошо себя показали. Кое-что еще предстоит улучшить, и россияне уже пообещали обратить на это внимание. В остальном самолет ведет себя очень хорошо.
- Сколько таких самолетов планируют заказать ВВС?
- Общая потребность оценивается примерно в 85. Эта цифра может увеличиться.
Российские авиастроители одно время рассуждали о возможности обмена акциями между ОАК и HAL. Это обсуждается?
Возможно, неформальные обсуждения и были, но мне о них неизвестно. HAL не фигурирует в списке (правительства Индии - ред.) на продажу (пакетов акций госкомпаний – ред.)
Совместные проекты в вертолетной теме обсуждаются с российскими коллегами?
Россияне нам прислали предложения для изучения. HAL получил запрос на информацию. Профильные экспертные группы изучают их.
- Как продвигаются работы над легким боевым вертолетом разработки HAL?
- Уже осуществлено около шести или восьми пробежек. Две трети этой работы уже выполнено. Нужно провести еще несколько пробежек, прежде чем станет возможным первый тестовый полет в марте-апреле.
- Когда будут приняты на вооружение ваши самолеты LCA "Теджас"?
- У нас есть заказ на 20 самолетов и мы ожидаем еще на 20. Работы идут хорошо, в 2011-2012 первые несколько самолетов могут быть приняты на вооружение ВВС.
- Как продвигается модернизация самолетов МиГ?
- Она идет удовлетворительно. МиГ-21 “Бизон” - нормально все, кроме радара “Копье”, который доставляет хлопоты. Поводом для беспокойства является преждевременный выход из строя разных систем и оборудования. Существует определенная обеспокоенность надежностью, но в остальном все нормально. Некоторое время ушло на то, чтобы решить этот вопрос, мы сейчас близки к решению.