Рейтинг@Mail.ru
Госсекретарь: Испания будет председателем в ЕС в сложный период - РИА Новости, 24.12.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Госсекретарь: Испания будет председателем в ЕС в сложный период

Читать ria.ru в
Первые полгода 2010 года Испания будет председательствовать в Евросоюзе. Испании выпала нелегкая и ответственная задача запуска основных механизмов Лиссабонского договора, и от успеха ее председательства во многом будет зависеть и успех этого договора, считает Диего Лопес Гарридо, госсекретарь Испании по делам Европы.

МАДРИД, 24 дек - РИА Новости, Елена Висенс. Первые полгода 2010 года Испания будет председательствовать в Евросоюзе. Это будет четвертое председательство Испании в ЕС и первое после вступления в силу Лиссабонского договора, серьезно реформирующего систему управления ЕС. Испании выпала нелегкая и ответственная задача запуска основных механизмов Лиссабонского договора, и от успеха ее председательства во многом будет зависеть и успех этого договора, считает Диего Лопес Гарридо (Diego Lopez Garrido), госсекретарь Испании по делам Европы.

- Каковы приоритеты председательства Испании в Евросоюзе?

- Можно выделить четыре основные задачи, которые Испания ставит перед собой в наступающем полугодии.

Во-первых, мы хотели бы дать серьезный и качественный импульс развитию европейской экономической политике, что стало бы ответом на еще не закончившийся кризис. Надо отметить, что этот кризис случился, среди прочего, из-за того, что у Евросоюза нет единой экономической политики, а координация национальных экономических политик недостаточна. Поэтому, на мой взгляд, кризис - это подходящий случай для того, чтобы такую общеевропейскую экономическую политику сформировать. Но наш ответ кризису должен быть не просто конъюнктурным, он должен быть долгоиграющим, на длительную перспективу.

- И что должно быть заложено в этом ответе?

- Во-первых, надо продолжать проводить краткосрочные меры, так называемые меры по налоговому стимулированию. И хоть они и предполагают неизбежный государственный дефицит, их следует проводить, пока не закончится кризис.

При этом антикризисные меры должны проводиться при строгом контроле, отслеживании состояния финансовой системы, потому что именно в финансовой системе была заложена основная причина, породившая кризис. Испания хочет в ходе своего председательства в ЕС принять директивы по европейскому надзору за финансовой системой, чтобы больше подобные неожиданные и резкие кризисы не повторялись. На последнем совете министров мы уже выдвинули ряд интересных предложений в этом направлении и будем двигаться дальше.

- Что это за идеи?

- Например, ввести определенные тарифы на финансовые транзакции. Я думаю, это интересное предложение, требующее обсуждения на уровне группы G-20. Но нам хотелось, чтобы эти директивы были приняты ЕС в ходе нашего председательства, чтобы они вступили в силу как можно раньше, уже в 2010 году.

Затем мы хотим принять новую европейскую стратегию роста. Можно уже констатировать, что Лиссабонская стратегия не сработала. Она была очень недостаточной. Новую стратегию мы хотели бы назвать «Европа 2020» и также хотели бы запустить ее в наступающем полугодии.

- В чем она состоит?

- Это совершенно новая стратегия. Европа должна ставить больше на развитие технологий, на образование, на создание качественных рабочих мест, требующих специального обучения, квалифицированных работников. поскольку такие рабочие места стабильны, что немаловажно в ситуации растущей безработицы. И, конечно же, ставить на «зеленую», экологически чистую экономику.

Но самым сложным будет добиться формирования настоящего управления европейской экономикой. На словах ведь все согласны с изложенными мною задачами. Но важнее всего создать на общеевропейском уровне систему контроля, надзора, наблюдения за тем, чтобы все эти директивы исполнялись, систему управления общеевропейской экономической политикой и координации национальных экономических политик. Или мы добьемся такой координации, или мы не сможем выйти из кризиса.

Так что первым и основным приоритетом будет дать достойный ответ кризису через очень тесное сближение европейских экономических политик.

- В чем состоит второй приоритет?

- Испании выпало - неожиданно, это не было запланировано - председательствовать в ЕС в период запуска Лиссабонского договора, который вступил в силу 1 декабря.

И здесь я хотел бы выделить пять основных моментов, выполнив которые можно будет сказать, что Лиссабонский договор заработал.

Во-первых, мы должны запустить функционирование новых институтов, в первую очередь постов постоянного председателя Европейского совета и высокого представителя ЕС по международным делам и проблемам безопасности, которые сейчас занимают Херман ван Ромпей и баронесса Эштон соответственно. Эти две фигуры должны стать главными действующими лицами в политической жизни ЕС, должны олицетворять его истинное единство, как внутреннее, так и внешнее. Настал момент, когда лидер страны, временно председательствующей в Евросоюзе, уже не будет иметь такого значения, как раньше. Испании выпала роль председательствовать в ЕС в переходный период, и она должна как можно ярче и зримее показать эти две фигуры, оставаясь самой в тени, но и выполняя при этом очень важную роль координатора.

Второй момент касается одного из ключевых моментов Лиссабонского договора. Необходимо будет в период председательства Испании запустить европейскую дипломатическую службу. И это касается не только функций баронессы Эштон, но и целого общеевропейского дипломатического корпуса. Предполагается, что поначалу работать будут 300 дипломатов из всех стран-членов ЕС, затем эта цифра будет доведена до 5 тысяч. К апрелю нам нужно будет сформировать эту службу, ее структуру, принципы и механизмы ее работы. Европейская дипломатическая служба является одним из столпов Лиссабонского договора, проявлением стремления иметь единую европейскую внешнюю политику.

Необходимо будет также зафиксировать основные направления этой политики, но уже понятно, что важное значение будет придаваться борьбе с распространением ядерного оружия, борьбе с терроризмом, правам человека, борьбе с протекционизмом в экономике.

В-третьих, мы хотим запустить так называемую общеевропейскую народную законодательную инициативу. Чтобы граждане Евросоюза могли вносить законодательные предложения. Мы уже ведем по этому вопросу переговоры с Еврокомиссией и настаиваем на том, чтобы такой механизм был запущен как можно быстрее.

Далее мы хотим, чтобы ЕС присоединился к Европейской конвенции по правам человека.

- В каком смысле?

- Согласно принципам действия Совета Европы коллективные формирования, каковым является ЕС, не могут быть подписантами конвенции, только страны. И все 27 государств-членов ЕС подписали в свое время этот документ. Но мы считаем, что настал момент изменить эту ситуацию: присоединением к конвенции Евросоюза должен как бы замкнуться круг гарантий европейских граждан, представленных, с одной стороны, Конвенцией по правам человека, с другой - Хартией фундаментальным правам человека, являющейся частью Лиссабонского договора. Европа, таким образом, станет местом в мире, где более всего гарантированы права человека. Технически это сделать сложно, но мы уже ведем с Советом Европы переговоры по этой теме.

И последнее, но не менее важное: статья о европейской солидарности. Мы хотели бы, чтобы механизмы действия этой статьи были запущены как можно раньше.

- Что вы имеете в виду?

- Это статья 2.2.2. - очень легко запомнить - Лиссабонского договора об обязательной коллективной ответственности членов ЕС, предусматривающей, что если какое-либо государство-член ЕС стало жертвой агрессии, теракта или катастрофы, остальные государства обязаны оказать ему помощь.

- Так, перейдем к третьему приоритету.

- Да, он тесно связан с предыдущим и представляет собой скачок к более тесному взаимодействию европейских граждан с Евросоюзом и к более широкому пониманию самого института гражданства, прежде всего в отношении прав, к истинному европейскому гражданству.

Идея европейского гражданства появилась, кстати, в период председательства Испании при премьер-министре Фелипе Гонсалесе и была включена в Маастрихтский договор. Так что у нас есть своего рода копирайт на эту идею.

Но с тех пор ЕС недалеко продвинулся в воплощении этой идеи. Пока что европейское гражданство означает в основном консульскую поддержку и защиту за рубежом, право избирать и быть избранным в Европарламент и ряд других подобных прав и привилегий. Но это не подлинное гражданство. Мы же хотим придать этому институту важнейший импульс для развития, чтобы граждане обладали полномасштабными правами на общеевропейском уровне, чтобы ЕС занялся каждодневной жизнью и каждодневными проблемами своих граждан.

Поэтому мы такое большое значение придаем воплощению в жизнь Хартии по фундаментальным правам. В наших планах в этой связи принять европейскую социальную повестку дня на 2011-2015 годы, принять план развития т.н. Стокгольмской программы, одобренной недавно во время председательства Швеции и касающейся вопросов свободы, безопасности и юстиции. Мы считаем очень важной темой европейскую политику в области иммиграции и предоставления убежища, в особенности интеграции иммигрантов в европейские общества. Хотим мы этого или нет, европейские общества будут многокультурными, многонациональными. И необходимо как можно раньше создать систему прав, адекватную таким обществам.

И последнее: мне хотелось бы отметить, что Испания намерена в эти полгода особое значение придать вопросам равенства между мужчиной и женщиной. Это должно стать важнейшей европейской ценностью.

У Испании в этой области очень богатый и положительный опыт, мы больше других европейских стран достигли в этом значительных результатов. Необходимо усилить это равенство прежде всего в равном доступе к рабочим местам, к одинаковым зарплатам, к одинаковым правам и возможностям. Необходимо создать систему борьбы с насилием над женщиной, и мы хотим эту проблему поставить во главу угла нашей политики. Поэтому мы хотим предложить принять Европейский устав по защите женщин, ставших жертвами дурного обращения, насилия на почве разницы полов.

- Амбициозные планы.

- Это еще не все. Последний, четвертый приоритет, касается внешней политики ЕС.

Я уже отметил выше, что в Лиссабонском договоре заложена идея создания единой европейской внешней политики. Ее сейчас нет. Есть общие позиции по ряду вопросов, общее видение, общие формы постановки вопросов, общие мнения, но нет поистине единой внешней политики. Но уже настал момент, когда отсутствие единой внешней политики делает Евросоюз слабым партнером. ЕС - это гигант в области экономики, но карлик в области политики. Мы же хотим, чтобы это диссонанс исчез. И для этого в Лиссабонском договоре все предусмотрено: у нас теперь есть постоянный председатель Европейского совета и высокий представитель ЕС по международным делам и проблемам безопасности, будет единая европейская дипломатическая служба, которая со временем заменит национальные дипломатические и консульские службы. Есть все инструменты, необходимо теперь их запустить и определить основные приоритеты этой внешней политики.

- На что Испания будет делать упор во внешней политике?

- В эти полгода состоятся несколько очень важных саммитов, которые и определят основные направления.

Прежде всего - это евроамериканский вектор, включающий отношения с США и странами Латинской Америки. Испания хочет усилить несколько «заржавевшие» трансатлантические отношения, прежде всего в области борьбы с терроризмом, в области юстиции и экономики.

Что касается Латинской Америки, то здесь у Испании есть не только свой интерес, но и богатые возможности. До вступления в ЕС Испании и Португалии у Евросоюза почти не было никаких партнерских отношений со странами латиноамериканского континента. Мы хотим этим отношениям придать более широкий характер, не только чисто торговый, но и экономический и социальный.

Следующий вектор касается соседских отношений, прежде всего со странами Средиземного моря, Восточной Европы в рамках так называемого Восточного партнерства и с Россией. Отношениям с последней мы придаем большое значение.

- В каком направлении будут развиваться отношения с Россией?

- Мы уже год готовим саммит с Россией, который должен пройти в мае. Необходимо разработать стратегическую политику по отношению к России, которой, на мой взгляд, у Евросоюза нет. Мы сейчас работаем над новым договором об ассоциации между Евросоюзом и Россией. Надеюсь, к саммиту он будет готов.

Особое значение мы придаем двум темам. Прежде всего энергетическая. Россия должна быть надежным поставщиком энергии в Европу. В ЕС есть страны, которые на все 100% зависят от поставок из России. И невозможно допустить, чтобы повторилась ситуация последних лет, когда из-за проблем между Россией и Украиной без газа оставались ни в чем не повинные европейцы.

В связи с этим необходимо дифференцировать источники энергии в Европе, развивать такие проекты, как «Голубой поток», «Набукко» и другие.

При этом надо помнить, что не только Европа зависит от России, но и Россия зависит от Европы.

Вторая тема: проблемы со свободой передвижения граждан, облегченного получения визовых документов. Это очень важная тема соседства, но, к сожалению, здесь еще много препятствий, которые следует снять как можно быстрее.

- А что вы можете сказать о теме Косово? Испания, как известно, одна из немногих европейских стран не признала независимость края.

- Да, это так, и я не вижу никакого противоречия в том, чтобы при единой европейской внешней политике у ряда стран были отличные от общей позиции по каким-то вопросам. На мой взгляд, тема Косово касается не европейской внешней политики, а международного права, то есть она шире, чем просто двухсторонние отношения.

При этом не надо забывать, что нам предстоит узнать решение Международного суда.

Вообще Балканский регион очень нестабилен, особенно Босния и Герцеговина. И Испания намерена серьезно заняться так называемой европейской перспективой на Балканах.

- Что это?

- Балканы находятся в непосредственном соседстве с Евросоюзом и то, что происходит там, влияет на ситуацию в странах ЕС. На Балканах есть страны, которые в довольно близкой перспективе станут членами Евросоюза, как, например, Хорватия. Есть страны, которые попросились в ЕС, как Черногория. У других стран, как, например, в случае с Сербией, есть такая перспектива, в других, как в Боснии и Герцеговине, ситуация довольно сложная, требующая помощи со стороны ЕС. Но так или иначе все страны этого региона будут или имеют возможность стать членами ЕС.

- Не много ли на себя берет Испания, заявляя в качестве приоритетов своего председательства в ЕС столь широкие проблемы?

- Ну, во-первых, мы будем работать в тесном сотрудничестве с Бельгией и Венгрией. Это будет такое европейское трио, рассчитанное на 18 месяцев, что заложено в Лиссабонском договоре.

Во-вторых, у Испании богатый опыт председательства в ЕС. Это будет четвертый раз за 20 с лишним лет членства в Евросоюзе. И наши партнеры по ЕС отмечают, что это благо, что в такой сложный переходный период председательствовать в ЕС будет именно Испания.

В-третьих, по многим темам, по которым Испания намерена работать в эти полгода, у нас есть серьезные наработки. Например, по вопросам равенства полов или интеграции иммигрантов в испанское общество.

Испания - очень уважаемая в ЕС страна и большой сторонник европейского единства. Не зря референдум по Лиссабонскому договору, прошедший в Испании, был успешным, тогда как во Франции и Голландии он не прошел. Результаты референдума в Испании имели большое значение для продвижения договора.

Испания, несмотря на кризис, сильный экономический партнер. Крупнейший банк в еврозоне - испанский, это банк Santander. И проблемы, с которыми Испания столкнулась в этот кризис, не умоляет ее возможностей успешно планировать и руководить стратегией развития Евросоюза.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала