Рейтинг@Mail.ru
Карасин: Москва и Минск убеждены в необходимости Союзного государства - РИА Новости, 15.10.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Карасин: Москва и Минск убеждены в необходимости Союзного государства

Читать ria.ru в

О перспективах укрепления сотрудничества в рамках Союзного государства и путях дальнейшего развития СНГ в интервью РИА Новости рассказал заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин.

- Союзному государству вскоре уже 10 лет. Однако за этот период видимых атрибутов Союзного государства создано не было. В чем, на Ваш взгляд, причины замедления формирования Союзного государства и какие шаги намерена делать Россия по развитию Союзного государства?

- Действительно, совсем скоро, уже в декабре этого года наши народы будут совместно отмечать 10-летний юбилей подписания Договора о создании Союзного государства. По этому случаю запланировано проведение заседания Высшего Госсовета Союзного государства с участием глав государств обеих стран. Ожидается, что в конце октября будет также созван Совет Министров Союзного государства, пройдут встречи в формате различных союзных отраслевых органов. Так что у Союзного государства достаточно много своих, как Вы говорите, «видимых атрибутов».

Однако не их наличием определяется характер двусторонних отношений и атмосфера сотрудничества. Здесь важны те практические результаты, которых удалось добиться за годы союзного строительства. Сегодня наши народы не разделяют границы и таможенные барьеры. Большой путь пройден в формировании единого экономического и гуманитарного пространства, гармонизации национальных законодательств. Обеспечивается тесная координация во внешней политике, в сфере обороны и безопасности.

Наглядным примером могут послужить недавно состоявшиеся в Белоруссии совместные оперативно-стратегические учения «Запад-2009», на заключительном этапе которых присутствовали президенты России и Белоруссии. Учения продемонстрировали высокую обороноспособность Союзного государства, готовность дать отпор любому врагу. В целях поддержания достигнутого качества взаимодействия вооруженных сил достигнута договоренность о регулярном проведении подобных учений.

На качественно новый уровень вышли в последние годы торгово-экономические связи, получила ощутимый импульс производственная кооперация, эффективно реализуются союзные программы. Важнейшим событием должен стать выход России и Белоруссии совместно с Казахстаном на начало функционирования с 1 января 2010 года Таможенного союза. Многое сделано в реализации равных прав граждан двух стран, которые пользуются одинаковыми возможностями при трудоустройстве, в доступе к образованию, получению услуг в сфере здравоохранения и в других областях.

Конечно, многое нам пока не удалось реализовать в полной мере и в те сроки, как это задумывалось в 1999 году. Но у народов России и Белоруссии, руководства наших двух стран есть твердая убежденность в правильности выбранного курса и уверенность в том, что объединение наших усилий в рамках Союзного государства отвечает интересам двух братских народов и служит обеспечению социального и экономического прогресса обоих государств.

- Белоруссия должна была уже несколько месяцев назад стать председателем ОДКБ, однако пока техническое руководство осуществляет Россия. Ожидается ли, что и в деятельности ОДКБ обе стороны придут к полному взаимопониманию, в том числе и в формировании КСОР?

- Мы не драматизировали, как это пытались подать некоторые, ситуацию, сложившуюся в связи с неучастием белорусских коллег в состоявшейся в июне сего года в Москве сессии Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности, на которой было, в частности, подписано Соглашение о Коллективных силах оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ, а также планировалось передать председательство в Организации до очередной сессии СКБ Белоруссии.

При этом мы обратили внимание на то, что белорусская сторона, принявшая самое активное и заинтересованное участие в работе над пакетом документов по КСОР, зарезервировала за собой возможность присоединиться впоследствии к достигнутыми в Москве договоренностям и фактически подключилась к развернутым после сессии мероприятиям по созданию упомянутых сил, включая подготовку к их комплексному учению, один из этапов которого прошел в Белоруссии в конце сентября сего года.

Сделанное на днях президентом Белоруссии Александром Лукашенко заявление о присоединении белорусской стороны к Соглашению по КСОР и принятии на себя председательских функций в ОДКБ, на наш взгляд, свидетельствует не только о прочности проверенных временем братских отношений между двумя нашими народами, но и наглядно подтверждает приверженность наших белорусских друзей союзническим обязательствам в рамках ОДКБ.

- Белоруссия, РФ и Казахстан создают таможенный союз. Считает ли Москва возможным полную унификацию таможенных тарифов и пошлин, несмотря на различие в подходах к национальным экономическим интересам среди стран-участниц, а также разный уровень их экономического развития?

- Прежде всего, я хотел бы отметить, что с самого начала, взяв курс на создание Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, мы исходили из базовых интересов наших стран. Именно это, а также общий настрой лидеров наших государств на углубление интеграционного взаимодействия позволило нам за последние полтора – два года сделать существенный рывок и вплотную подойти к запуску механизма таможенного союза, который намечен на 1 января 2010 года. Разумеется, для этого потребовались достаточно непростые консультации и переговоры, которые позволили согласовать позиции сторон, сняв имевшиеся разногласия по тем или иным вопросам.

С 1 января следующего года вступит в силу Единый таможенный тариф, уже одобренный 9 июня в Москве главами правительств «тройки». Данный документ будет окончательно утвержден на заседании Межгоссовета – Высшего органа таможенного союза (на уровне глав государств) в Минске 27 ноября. С 1 января 2010 года будут также осуществлены переход к единой системе нетарифного регулирования и передача Комиссии таможенного союза полномочий в области таможенно-тарифного и нетарифного регулирования  внешнеторговой деятельности.

На упомянутой встрече в Минске президенты России, Белоруссии и Казахстана должны утвердить Таможенный кодекс таможенного союза, который согласно Плану действий по формированию таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (2009-2010 годы) предполагается ввести в действие с 1 июля 2010 года.

Выполнение всех необходимых для полномасштабного функционирования таможенного союза формальностей планируется окончательно завершить к 1 июля 2011 года.

Что касается других государств-членов ЕврАзЭС, то соответствующими решениями Сообщества предусмотрено, что они будут присоединяться к пакету документов, составляющих правовую основу таможенного союза, по мере готовности.

- Настаивает ли Россия на признании Белоруссией Южной Осетии и Абхазии?

- Бойня, которая была устроена грузинским руководством против народа Южной Осетии, обрушила многолетние международные усилия и свела на нет надежды на воссоздание территориальной целостности Грузии. Абхазия и Южная Осетия стали независимыми, энергично укрепляют свою государственность. Авантюристические действия Тбилиси в августе 2008 г. не оставили России иного выхода, кроме признания Южной Осетии и Абхазии в качестве самостоятельных независимых государств.

В вопросе о признании новых закавказских республик другими государствами Россия не оказывает какого-либо давления на своих партнеров по международному сообществу. В этом вопросе каждое государство должно определяться самостоятельно.

При этом чем дальше мы от событий августа прошлого года, тем отчетливей всем видны масштабы гуманитарных последствий произошедшей трагедии и ее истинный виновник. Соответственно все больше реалистично мыслящих политиков в различных странах приходят к осознанию того, что возврат к ситуации, предшествующей агрессии Грузии в Южной Осетии, нереален.

Как известно, на сегодня независимость Абхазии и Южной Осетии признана Россией, Никарагуа и Венесуэлой. Однако интерес к динамично развивающимся новым республикам Закавказья проявляют в самых различных уголках мира – от стран Латинской Америки до островов Тихоокеанского бассейна. Так что дальнейшие перспективы этого процесса лично у меня сомнений не вызывают.

- Считает ли Россия возможным коренное реформирование СНГ? Проводит ли она по этому поводу консультации с другими партнерами по Содружеству, особенно с Белоруссией, которая настаивает на проведении реформ?

- Россия, как и остальные государства – участники СНГ, последовательно выступает за повышение эффективности Содружества, усиление практической отдачи от его деятельности. Если реформы служат этой цели, то мы их поддерживаем. Кстати, процесс совершенствования СНГ, адаптации его механизмов к реальным условиям и задачам идет уже на протяжении более десяти лет.

Одновременно мы исходим из необходимости прагматичного и сбалансированного подхода к процессу развития Содружества. При всех его слабостях и недостатках СНГ позволило сформировать солидную правовую базу многостороннего сотрудничества на новой основе в экономической, гуманитарной, правоохранительной сферах, а также систему механизмов взаимодействия, из которых особо следует отметить отраслевые советы, играющие важную роль в сотрудничестве стран Содружества в различных областях. Не утрачивает своей значимости СНГ как уникальная площадка для политического диалога, в том числе на высшем уровне.

Такой сбалансированный подход нашел отражение в принятых на саммите в Душанбе в октябре 2007 года Концепции дальнейшего развития СНГ и Плана основных мероприятий по ее реализации.

Концепция предусматривает дальнейшее совершенствование СНГ и его механизмов. Повышение эффективности деятельности Содружества определено в качестве «основной задачи наступающего этапа развития СНГ».

План включает в себя перечень действий, которые государства – участники намерены осуществить в целях реализации Концепции.

В соответствии с Планом на саммите СНГ в Бишкеке в октябре 2008 года были приняты важные решения, призванные существенно повысить эффективность органов и механизмов СНГ. Речь идет о Положении о председательстве и Положении о национальных координаторах.

Председательство в органах СНГ существовало и ранее, но как институт оно впервые оформлено специальным Положением. Его смысл в том, чтобы усилить роль председательства в разработке политической повестки дня СНГ и в текущей деятельности Содружества. Отныне в СНГ действует сквозное председательство в четырех ключевых советах Содружества: Совете глав государств, Совете глав правительств, Совете министров иностранных дел и Экономическом совете. Вводится также и институт сопредседателей, в качестве которых выступают предыдущее и следующее государства-председатели. С 1 января 2009 года председательство в органах СНГ осуществляет Молдавия. Россия как следующий председатель является сейчас сопредседателем и в соответствии с решением, принятым на заседании Совета глав государств в Кишиневе 9 октября, приступит с 1 января 2010 года к исполнению председательских обязанностей в Содружестве.

Институт национальных координаторов введен впервые. В соответствии с Положением о национальных координаторах каждое государство–участник на основании внутренних процедур назначает специального чиновника, как правило, на уровне вице-премьера для осуществления контроля внутри государства за реализацией решений, принятых в рамках Содружества. При этом речь идет не о создании нового института СНГ, а об элементе внутренней структуры каждого государства Содружества. Распоряжением президента Российской Федерации первый заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов назначен Национальным координатором Российской Федерации по делам Содружества Независимых Государств. К настоящему времени национальные координаторы назначены также в Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Молдавии, Таджикистане, Узбекистане.

Из других совместных механизмов многостороннего взаимодействия можно упомянуть созданное решением Совета глав государств 10 октября 2008 года постоянно действующее совещание на уровне министров финансов государств–участников СНГ (к настоящему времени проведено три таких совещания), а также созданные в 2006 году на базе Соглашения о гуманитарном сотрудничестве и уже хорошо себя зарекомендовавшие структуры – Совет по гуманитарному сотрудничеству (СГС) и Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств–участников СНГ (МФГС).

На заседании Совета глав государств Содружества 9 октября в Кишиневе были утверждены новые Правила процедуры Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел и Экономического совета Содружества Независимых Государств. Кроме того, на кишиневском саммите Содружества было утверждено Общее положение об органах отраслевого сотрудничества СНГ.

В работе по повышению эффективности Содружества участвуют в большей или меньшей степени все государства–участники. Что касается Белоруссии, то мы высоко оцениваем российско-белорусское сотрудничество в рамках СНГ. Эта страна всегда была и остается в числе наших основных партнеров в Содружестве. Представители белорусских министерств и ведомств активно участвовали и продолжают участвовать в работе над проектами документов, принимаемых в рамках Содружества. При активном участии Белоруссии были разработаны Концепция дальнейшего развития СНГ и План основных мероприятий по ее реализации, Стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 года.

Работа по совершенствованию деятельности органов Содружества, как можно убедиться, ведется достаточно активно, и она будет продолжаться.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала