Рейтинг@Mail.ru
Михаил Швыдкой: "ТЭФИ-2009" проведем "бедненько, но чистенько" - РИА Новости, 19.09.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Михаил Швыдкой: "ТЭФИ-2009" проведем "бедненько, но чистенько"

Читать ria.ru в
Две торжественные церемонии награждения лауреатов национальной телевизионной премии "ТЭФИ-2009" пройдут на следующей неделе в Москве и впервые за 15-летнюю историю в Санкт-Петербурге. С чем связано такое решение, рассказал президент Фонда "Академия российского телевидения" Михаил Швыдкой.

Две торжественные церемонии награждения лауреатов национальной телевизионной премии "ТЭФИ-2009" пройдут на следующей неделе в Москве и впервые за 15-летнюю историю в Санкт-Петербурге. С чем связано такое решение, а также что ждет телеакадемию в будущем, рассказал в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Елене Ухановой президент Фонда "Академия российского телевидения" Михаил Швыдкой.

- В этом году по условиям конкурса "ТЭФИ-2009" предоставлять работы могут только производители (телевизионные компании, телеканалы, студии, продюсерские центры и объединения). В связи с чем изменилось это условие и чему оно, на Ваш взгляд, должно способствовать?

- Ситуация в академии год назад, с моей точки зрения, была критической и те перевыборы (президента), которые состоялись, скорее были связаны не с тем, что предшествующий президент был плох. Все знают Владимира Владимировича Познера, все уважают его. Он, безусловно, один из лидеров телевидения в России. Но связано с тем, что его ассоциировали, прежде всего, с "Первым каналом" и это нарушало некий баланс интересов, потому что все-таки все внутренние конфликты были связаны, с моей точки зрения, с ощущением, что система голосования, система выдвижения соискателей на премию "ТЭФИ" не вполне прозрачная, не вполне объективная, скажем так. Перевыборы были связаны с тем, что многие вещи в отношениях между каналами, в отношениях между учредителями академии, зашли в тупик. Именно из-за того, что образовалась атмосфера всеобщего недоверия друг к другу, мы и приняли такое решение, что не каналы будут выдвигать соискателей, а производители. Производителей значительно больше, нет прямого лобового столкновения – Первого канала, "России" и других каналов. Они могут представить не одну работу, а сколько захотят, и это смягчит общую ситуацию.

- Является ли метод тайного голосования, который вернулся в прошлом году, оптимальным? Не предполагаете ли Вы введение какого-нибудь нового способа выявления победителей?

- Прошлогодний опыт показал, что голосование по гильдиям более объективно. Когда голосуют профессионально связанные одной сферой коллеги - операторы за операторов, документалисты за документалистов, - то они голосуют более ответственно. Голосование по гильдиям меняет эту ситуацию. Одна из претензий к предшествующим голосованиям состояла в том, что люди не смотря просто делают выбор по корпоративной принадлежности – Первый канал голосует за программы Первого, второй – за программы второго и никто не смотрит работы других каналов, которые тоже выставлены на конкурс.

Одной из проблем, с которой я столкнулся, была в том,  что люди не доверяют механизму голосования, механизму выдвижения соискателей и принципам, по которым отбираются лучшие работы. При подготовке к этому конкурсу мы постарались устранить те конфликты, которые предопределяли сложные ситуации внутри академии.

На сегодняшний день лучше такого голосования не придумаешь. А дальше, после ТЭФИ, нам надо будет серьезно с учредителями обсудить итоги голосования, церемонии, надо будет садиться и разбираться как жить дальше.

- Каково будущее Академии российского телевидения (АРТ)?


- Я считаю, что есть два пути взаимоисключающие друг друга. Либо значительно сократить число членов академии, либо наоборот, значительно увеличить. То положение, которое есть сегодня, мне кажется неудовлетворительным. На мой взгляд, увеличение членов Академии происходило скорее спонтанно, чем исходя из какого-то стратегического решения.

Сегодня в Академии уже 17 учредителей, но это, как правило, каналы. Если говорить о  расширении, то, думаю, можно изменить состав учредителей и оговорить, что учредителями являются производители, тогда их может быть и 50, и 100.

Многие люди говорят, что конкурс все равно субъективный, все равно люди делают выбор исходя из каких-то своих внутрителевизионных связей и человеческих предпочтений, а не профессиональных критериев, тем не менее, сама работа при подготовке конкурса, проведении заседаний гильдий, показала, что атмосфера в Академии сегодня живая, абсолютно креативная. У меня нет ощущения, что этот год мы занимались похоронами, я думаю, скорее, реанимацией.

- Насколько статусной является эта премия для телесообщества, учитывая отсутствие некоторых крупных телеканалов в составе ее учредителей и участников?

- В числе учредителей есть все кроме группы "Газпром-медиа" (в состав которой входят телеканалы НТВ и ТНТ). Но, тем не  менее, в конкурсе участвует НТВ+ и его программы, приблизительно 40 программ ВГТРК. В этом году представлено больше каналов, которые только выходят на телевизионную арену, и каналов, которые работают в провинциальных городах. Помимо национального, есть и региональный конкурс – "ТЭФИ-Регион" и его проведение в Челябинске, Чебоксарах и Ханты-Мансийске показало, что телевизионная Россия рассматривает премию "ТЭФИ-Регион" как очень важную. Понятно, что без национального "ТЭФИ" региональные премии не будут столь эффективны. Я надеюсь, что мы проведем конкурс достаточно качественно, эффективно.

- На какой стадии сейчас находятся переговоры с холдингом "Газпром-медиа", каналы которого (НТВ, ТНТ) вышли из состава учредителей?


- Ни в какой. Я для себя понял одну вещь – не надо никого уговаривать. Академия - это вообще добровольная вещь. Да, "Газпром-медиа" занимает определенный сегмент рынка. Я разговаривал с Владимиром Кулистиковым (гендиректор НТВ) год назад. Он сказал, что сейчас не с руки (принимать участие в конкурсе), потому что каждая премия как бы взрывает ситуацию в компании. Я думаю, что в данном случае уговаривать никого не нужно. Если премия докажет, что она максимально объективна, люди сами захотят в этом участвовать. В этом году на участие в конкурсе поступило 509 заявок, т.е люди хотят в этом участвовать. И вообще это общественное дело. Мы почему-то рассматриваем ТЭФИ  как нечто сверхгосударственное, но на самом деле это абсолютно общественная структура.

- Впервые в истории проведения конкурса "ТЭФИ" торжественная церемония награждения победителей в номинации "Лица" пройдет в Санкт-Петербурге, а транслировать ее будет "Петербург-Пятый канал". С чем связано такое решение?

- В этом году по очереди, которая существует в течение 15 лет в Академии, транслировать торжественную церемонию должен был "Первый канал". Я, честно говоря, счел, что это было бы неправильно, потому что это сразу вызвало бы ненужный накал страстей.

Все каналы, когда транслируют что-то, естественно хотят, чтобы их программы получили большее число премий. Сам выбор канала, транслирующего церемонию, вызвал бы уже ненужное напряжение. Поэтому когда мы ломали голову над тем, кто может быть каналом-транслятором церемонии, мы остановились на "Петербурге-Пятом канале". Прежде всего, потому что это новый федеральный канал, входящий в жизнь федерального телевидения, канал с перспективой, там есть, с моей точки зрения, интересные программы, а главное, что на сегодняшний день он вне конфликта первого, второго и четвертого каналов.

Кроме того, выезд в Петербург, мне казалось, тоже придаст самой церемонии интеллигентный петербуржский неконфликтный характер. Мне показалось, что там мы из этого сможем сделать большее событие, чем в Москве. К сожалению, в Москве не так много площадок, которые вызвали бы интерес публики, может быть повышенную праздничность, а в Петербурге их больше.

Мы решили провести церемонию в Михайловском театре - он только что после реставрации, сама Площадь Искусств будет провоцировать праздничность. Нам хочется из этого сделать праздник, праздник для зрителей, для публики, я думаю, что в этом есть свой резон. Но главное, в этом есть решение неких тактических проблем – выезд в Питер сразу снимает много ненужных московских страстей.

- Экономический кризис каким-либо образом отразился на проведении премии в этом году?

- Сказался, конечно. Честно скажу, мне и моим коллегам из дирекции Академии пришлось очень серьезно работать со спонсорами, потому что у людей нет денег. И если раньше можно было найти партнера, который бы покрыл все расходы по проведению церемонии, то у нас сегодня этих партнеров больше 10. Мы считаем, что неудобно у людей просить больше полутора миллионов рублей. Поэтому когда я звонил и говорил, что мне нужно на проведение ТЭФИ – 1,5-2 миллиона – на другом конце возникала пауза, я уточнял, что рублей – и в трубке слышался выдох облегчения. Я очень благодарен нашим партнерам, которые смогли нам помочь в подготовке "ТЭФИ-2009".

- "ТЭФИ-2009" – юбилейный, пятнадцатый конкурс. Что приготовили организаторы к этому празднику? Чем эта церемония будет отличаться от всех остальных?


- Во-первых, все-таки кризис. Мы не хотели, чтобы это было таким "новорусским гуляловом". Я считаю, что это было бы неправильно. Мы постарались сделать, как говорится, "бедненько, но чистенько" (Смеется). Нет, мы постараемся, чтобы праздник был, но без каких-то наворотов. Ставит церемонию Алексей Агранович. Он известный постановщик такого рода мероприятий. Я думаю, что это просто будет элегантное, интеллигентное, в питерском стиле представление. Конечно, будем чем-то удивлять. Какими-то театрально-развлекательными акциями, но не будет ни Элтона Джона, ни Робертино Лоретти - нам это не поднять сейчас, да и не нужно, как мне кажется.

Вести церемонию в Санкт-Петербурге будут два мэтра советского телевидения - Анна Шатилова и Евгений Кочергин, они будут вести блок информационных программ, а также Леонид Парфенов и Ксения Раппопорт.

А в Москве будут вести Светлана Сорокина и Кирилл Набутов. Мы придумаем всякие фокусы, связанные с историей – все-таки пятнадцатый  год вручается премия. В церемонии примут участие дети телевизионных звезд. Мы постарались захватить всю историю "ТЭФИ" - там есть свои сложные и грустные страницы, есть люди, которые ушли из жизни, кто-то уехал, но не вспомнить их было бы неправильно.

- Наибольшее количество работ, согласно анализу организаторов, в этом году поступило в номинацию "телевизионный документальный фильм" – 43 материала. О чем это говорит, на Ваш взгляд?

- Я был свидетелем того, как работало жюри гильдии "документалистов"– серьезные мэтры Анатолий Лысенко, Эдуард Сагалаев, Виталий Манский,  - люди, которые делают телевизионную документалистику и отбор там был жесткий, как мне говорили. Сегодня бум документалистики на каналах, к ней относятся весьма благосклонно и надо сказать, что появляется очень много хороших документальных работ. Вообще телевидение сегодня  - это, пожалуй, единственное место, где можно посмотреть документальное кино и в этом смысле, я считаю, большое количество каналов для документалистики - это очень хорошо. Но проблема в том, что  телевидение в каком-то смысле документалистику немножко подпортило, потому что простые телевизионные программы очень часто называли документальными фильмами. Документалистика – это нечто другое, чем просто сказали – показали. Документальное кино – не случайно называется неигровым кино, потому что это такой же художественный продукт, как игровое кино. Но с другой стороны, телевидение – это единственное место распространения документального кино. Поэтому этот бум документалистики на телевидении я считаю очень важным. Да и потом документалистика сейчас смелее, чем игровое кино и она проникает  в такие сферы жизни, куда игровое кино не дотягивается.

- Что ждет Академию после проведения церемонии "ТЭФИ-2009"?

- Пригласим правление Академии, которое составляют руководители гильдий и учредителей и на сколько мне хватит смелости и решительности, поставлю вопрос о ее будущем. Я предложу 2-3 модели развития.
Мне кажется, что Академия не должна быть местом склок, скандалов, конфликтов. Любая премия – это выбор, любая премия в конечном счете имеет победителей, но уверяю вас, что побежденных нет. Тем более, что с переходом на цифровое телевидение, потребуется огромное количество продукта, контента.

Я считаю, что сегодня российское телевидение – хорошее. Российское телевидение делают профессиональные люди, делают качественно. Другое дело, что по целому ряду причин мы разрываемся в наших оценках, нам что-то нравится, что-то не нравится, но в целом российское телевидение – интересное, кроме того, оно очень разнообразное. 

Когда меня начинают спрашивать о "Доме-2", я говорю, возьмите пульт и переключите на канал "Культура" и все будет хорошо, вы успокоитесь. Сегодня можно выбрать, и это знак здорового общества. 

С моей точки зрения, главное, сделать Академию менее зависимой от конфликтов двух-трех людей. Если мы сможем это сделать, то она вполне нормально и органично будет работать. Мне кажется, она все-таки необходима. Во-первых, она необходима для регионов. Лауреаты премии "ТЭФИ" могут какое-то время работать спокойно у себя на местах, - это важно. Каждый раз при проведении такого конкурса в регионах – это необычайный взлет интереса к телевидению, к профессии.

Я не думал, что все будет так сложно, но коль скоро меня выбрали надо работать. После этого "ТЭФИ-2009" - есть год, и если мне удастся найти устраивающую всех модель, то будем продолжать.

- Михаил Ефимович, не могли бы Вы прокомментировать сложившуюся вокруг Большого театра ситуацию.


- Поскольку началась работа Следственного комитета, то никаких комментариев я давать не могу.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала