Более полутора сотен индийских танцовщиков из дюжины коллективов исполнят 3 сентября лучшие танцы народов Индии на сцене Нового Большого театра в Москве. О московском представлении, о настоящем и будущем индийского народного танца корреспонденту РИА Новости рассказал постановщик грандиозного гала-концерта Банси Кол.
- Как родилась идея танцевального гала-концерта «Тысячелепестковый лотос», которую вы представите на сцене Большого театра вниманию московской публики и президентов двух наших стран?
- В Индии проживает больше тысячи народов и народностей. Это жители сел, городов, городков. В их среде бытуют различные формы танца: классический, полуклассический, современный.
Идея "Тысячелепесткового лотоса" в том, что взглянуть на Индию как на великое множество лотосов. Для этого мы отобрали танцевальные формы из самых разных уголков Индии.
В программе представлено искусство Гималаев и горных краев, пустынь Раджастхана и равнин Пенджаба, где произошла "Зеленая революция", индийского побережья в штате Керала. Штаты Манипур и Ассам представляют северо-восток, Махараштра - запад страны.
- Что рассказывают зрителю танцы народов Индии, как они возникали?
- Характер танцев зависит от типа общества. Большая часть искусств имеет свою социальную основу. Достаточно взглянуть на танцы народов, культивирующих пшеницу, - например, на пенджабский танец Бхангра. Этот энергичный танец выражает радость от урожая и дух коллективности.
Танцы жителей районов, где занимаются рисоводством, - например, танец Биху из Ассама - имеют свою специфику. Она связана с тем, как двигается человек, собирая рис. Для этих танцев более характерны движения бедрами, они более чувственные.
Танцы регионов, которые занимаются скотоводством, - Махараштры, Раджастхана - отличаются от танцев крестьян. В них больше элементов вращения.
Орисса, например, представлена на концерте храмовым танецем, в котором люди поклоняются богу.
- Около 10 лет вы непрерывно путешествовали по городам и селам Индии, работая с местными артистами. Велик ли сегодня интерес молодежи к народным танцам? Кто сейчас исполняет народные танцы в Индии?
- Индийскую молодежь я делю на три категории: молодежь из мегаполисов, ребята из городков и поселков и сельскую молодежь. Первая мало интересуется народной традицией и больше ассоциирует себя с западной культурой. В малых городах больше интересуются Болливудом. Сельская молодежь все еще ищет себя.
Наши коллективы в основном состоят из ребят и девушек из небольших городков, из деревень. Жители крупных городов интересуются главным образом современными танцами.
Основная масса индийских народных танцев исполняется вовсе не представителями высших каст, не браминами, а выходцами из низших каст, крестьянства, коренных народностей.
- Неужели молодежь из высших каст не хочет танцевать с ребятами из простых сословий?
- Среди людей искусства в Индии не принято спрашивать, как в политике, из какой ты касты. В этом отношении артисты в Индии - гораздо большие социалисты, чем политики.
- Какое будущее ждет народный танец в Индии?
- Если пустить дело на самотек, лет через 40 народных танцев может и не остаться. Но их надо во что бы то ни стало сохранить - они отражают общественную мудрость, тогда как современные танцы, по своей сути, сугубо индивидуальный вид искусства.
- Какой проект вы бы хотел подготовить совместно с российскими артистами?
- Двадцать лет назад на фестивале индийской культуры в Москве я готовил танцевальные постановки. Тогда мы выступали на улицах, в парках: в Измайловском парке, и Парке Горького. Посмотреть на наше представление приходили тысячи людей. Многие подходили после концерта, знакомились, приглашали выпить.
И сегодня мне хотелось бы сделать постановку танца с русскими и индийскими артистами, подготовить программу. С ней можно было бы выступать как в наших двух, так и в третьих странах. Это сблизило бы наши народы.