Рейтинг@Mail.ru
Игорь Артемьев: биржевые торги нужны для прозрачности цен на топливо - РИА Новости, 20.08.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Игорь Артемьев: биржевые торги нужны для прозрачности цен на топливо

© РИА НовостиГлава федеральной антимонопольной службы РФ Игорь Артемьев
Глава федеральной антимонопольной службы РФ Игорь Артемьев
Читать ria.ru в

23 августа в России вступают в действие поправки в федеральный закон "О защиты конкуренции" и КоАП, направленные на усиление антимонопольного контроля и ответственности чиновников и компаний за предоставление неоправданных преференций и ценовые сговоры. Федеральная антимонопольная служба получит больше полномочий и возможностей в борьбе с нарушителями конкуренции на товарных рынках. О первоочередных задачах антимонопольных органов на этом поприще специальному корреспонденту РИА Новости рассказал руководитель службы Игорь Артемьев.

- На днях вступают в силу изменения в закон о конкуренции в рамках второго антимонопольного пакета. По ним, среди прочего, ФАС получит право выдавать предписание о продаже части продукции на бирже. Какие отрасли и компании в первую очередь нуждаются в таких предписаниях службы?

- Мы и раньше выдавали предписания отдельным компаниям о продаже части продукции на бирже. Однако они во многом носили рекомендательный характер. Сейчас уже идет биржевая торговля цементом, минеральными удобрениями, зерном. Мы рассчитываем, что с вступлением этой нормы закона в силу мы сможем выдавать обязательные для исполнения предписания. Например, это может коснуться нефтяных компаний. Это будет делаться в порядке, установленном правительством России.

- Поправками также расширяются полномочия ФАС по проведению проверок и истребованию документов. Не опасается ли руководство службы злоупотреблений этим правом "на местах"?

- Такая опасность всегда существует. Но для этого у нас есть контрольный отдел ФАС, куда граждане или компании могут жаловаться на действия наших территориальных органов. Вместе с тем отмечу, что эти полномочия необходимы нам для того, чтобы эффективнее расследовать такие серьезные нарушения как картельный сговор.

- Какова судьба и перспектива новаций, не вошедших в этот пакет и отправленных на доработку?

- Очередные новации в закон "О конкуренции" мы подготовим в октябре-ноябре.

- Ритейлеры не скрывают, что собираются "торпедировать" в Госдуме норму законопроекта о торговле, вводящую 25% порог. ФАС может пойти на компромисс в этом вопросе?

- Мы за создание предельной доли в 25% потребительского рынка, но готовы обсуждать, в каких территориальных границах (город, район, область) будет устанавливаться предельная доля.

О нефти

- Следует ли ожидать, что и ЛУКОЙЛ также как и три другие нефтяные компании будет признан виновным в нарушении антимонопольного законодательства за действия на топливном рынке в конце 2008 - начале 2009 года?

- Решение будет принимать комиссия ФАС с учетом всех обстоятельств. Пока данные, которыми мы располагаем, свидетельствуют о том, что ЛУКОЙЛ действительно нарушил закон. Если его вина будет доказана, то штраф для него будет выше, чем в прошлый раз. Мы учтем и повторность нарушения, и то, что представители компании всячески затягивают рассмотрение дела, не представляют нам нужную информацию и препятствуют расследованию. У нас заведено уже 12 административных дел против ЛУКОЙЛа по факту непредставления нам необходимой информации.

- О каких суммах штрафов для нефтяных компаний может идти речь? Ранее говорилось, что они будут значительно больше, чем за нарушения летом 2008 года.

- Сумму штрафа мы пока не считали. Но штраф, например для ЛУКОЙЛа, в случае признания вины точно будет больше 1,4 миллиарда рублей (на столько мы оштрафовали компанию в прошлый раз).

- Нефтяники предлагают выработать прозрачные правила игры на рынке нефтепродуктов, что может предложить ФАС для этого?

- Все наши предложения содержатся в наших предписаниях нефтяным компаниям. Однако они не спешат их исполнять и обжалуют их в судах. Например, мы предлагаем на постоянной основе реализовывать на внутреннем рынке нефтепродукты на товарной бирже или электронной торговой площадке. Это позволило бы увеличить количество участников, обеспечить процедуры равного доступа к торгам, необходимые для установления рыночного порядка ценообразования на топливо. Мы настаиваем на ведении организациями, входящими в структуру вертикально-интегрированных компаний, раздельного учета затрат и доходов. Это необходимо для обеспечения прозрачности ценообразования.

Другое наше требование связано с обеспечением возможности заключения прямых контрактов на оптовую реализацию нефтепродуктов на недискриминационных условиях, прежде всего, в отношении компаний, не входящих в одну группу лиц с данными нефтяными компаниями.

- ФАС ранее внесла в правительство правила равного доступа к нефтепроводам "Транснефти" для экспорта. Согласован ли проект постановления о правилах недискриминационного доступа к системе "Транснефти" для поставок на внутренний рынок? Как идет работа над проектом постановления о недискриминационном доступе к газопроводной системе?

- По "Транснефти" мы сейчас дорабатываем проект с учетом высказанных замечаний. Предполагается, что эти правила могут быть внесены в правительство России в сентябре этого года. Доступ к трубе "Газпрома" пока еще не согласован. Последнее совещание в правительстве на эту тему состоялось 20 августа.

Про авиабилеты

- Каковы предварительные результаты проверки ФАС тарифной политики российских авиакомпаний?

- Результаты мы еще не подводили. Проверка идет практически во всех наших регионах. Как только мы получим данные из всех наших территориальных органов - мы об этом сообщим.

- Что предлагается ФАС для решения проблем завышенных цен на авиатопливо, злоупотребления доминирующим положением аэропортов и некоторых авиакомпаний?

- Начну по порядку. С ценами на авиатопливо мы сейчас разбираемся. О результатах сообщим позднее.

Что касается аэропортов, то у нас регулярно возбуждаются дела о нарушении ими антимонопольного законодательства. Например, в Краснодаре, Екатеринбурге, Анапе и других регионах. Так, аэропорт "Кольцово" мы оштрафовали на 19 миллионов рублей за уклонение от заключения договора с авиакомпанией "Сибирь". А в Краснодаре аэропорт отказал "Аэрофлоту" в возможности самостоятельной поставки собственного авиатоплива, стоимость которого ниже стоимости топлива, предлагаемого аэропортом "Краснодар", для заправки своих воздушных судов. Свой отказ аэропорт мотивировал невозможностью хранить топливо сторонних авиакомпаний по причине отсутствия технической возможности. При этом авиатопливо "Авиационных линий Кубани" принималось на хранение. Также если авиатопливо для "Аэрофлота" поставлялось аэропортом "Краснодар", то проблем с технической возможностью для оказания услуги по авиатопливообеспечению не возникало. Аналогичные незаконные действия осуществлял и аэропорт "Анапа".

Развитие конкуренции в этом сегменте мы связываем с принятием Правил обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах, разработанных при активном участии ФАС и недавно утвержденных правительством России. Эти правила позволят существенно сократить количество нарушений антимонопольного законодательства в сфере оказания услуг в аэропортах и облегчат доступ авиакомпаниям на рынки авиаперевозок через аэропорты. Мы рассчитываем, что правила будут способствовать расширению предложения в сфере авиауслуг и приведут к снижению стоимости авиаперевозок.

Ходатайства

- Когда состоится очередное заседание правительственной комиссии по иностранным инвестициям? Планируется ли на нем рассмотреть вопрос о выкупе активов "Русснефти"?

- В сентябре. Ожидается, что на ней будет вновь обсуждаться сделка по активам "Русснефти".

- Обращалась ли в ФАС французская Total с ходатайством о покупке 49% "Тернефтегаза", владеющего лицензией на Термокарстовое месторождение на Ямале?

- Нет, такого ходатайства мы не получали.

- Какие ходатайства российских авиакомпаний о приобретении других перевозчиков и аэропортов сейчас рассматривает ФАС? Когда могут быть приняты решения по этим ходатайствам?

- В этом году мы отклонили ходатайство Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан об учреждении "Татарстан-Авиа". Министерство предлагало внести в уставный капитал создаваемого общества 100% голосующих акций "Международного аэропорта "Казань" и 100% голосующих акций авиакомпании "Татарстан". Мы посчитали, что это приведет к созданию приоритетных условий обслуживания для этой авиакомпании и ущемлению интересов других компаний, осуществляющих перевозки через аэропорт "Казань" и неаффилированных с аэропортом. Других ходатайств мы не рассматривали.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала