Рейтинг@Mail.ru
Глуховский: во Вселенной Метро я провел 10 лет с перерывами на обед - РИА Новости, 29.06.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Глуховский: во Вселенной Метро я провел 10 лет с перерывами на обед

© www.metro2033.ruДмитрий Глуховский
Дмитрий Глуховский
Читать ria.ru в
Автор "Метро 2033" и "Метро 2034", ставших бестселлерами в России, рассказал, что в ближайшее время в интернете появится "Вселенная Метро" – аналог социальной сети, объединяющая поклонников постъядерной концепции мира, а также о своей работе над адаптацией анимационного фильма "9" в стиле Тима Бертона, который выйдет на экраны осенью.

Автор «Метро 2033» и «Метро 2034», ставших бестселлерами в России, рассказал, что в ближайшее время в интернете появится «Вселенная Метро» – аналог социальной сети, объединяющая поклонников постъядерной концепции мира, а также о своей работе над адаптацией анимационного фильма «9» в стиле Тима Бертона, который выйдет на экраны осенью, и новой книгой рассказов. Беседовала Ирина Саминская.

- Первый и второй романы о метро, разрушенном ядерной войной и населенном людьми вперемешку с нелюдьми, побивают рекорды книжных продаж. Было предчувствие успеха?

- Я этого успеха никогда не предполагал. Мой предел мечтаний, когда я только начинал работать над «Метро 2033», - публикация на бумаге. Но аппетит приходит во время еды. Когда роман опубликовали, мне захотелось, чтобы его обсуждали. Когда книга стала популярной, мне захотелось, чтобы она стала бестселлером, а когда первая книга становится бестселлером, хочется, чтобы вторая тоже не ударила в грязь лицом. Смысл жизни ведь в развитии, поэтому всегда хочется двигаться вперед и вверх.

- Те, кто «Метро» не читал, принимают его за фантастическую страшилку, те, кто читали, высказывают полярные мнения, некоторые воспринимают книгу, вообще, как прогноз будущего. Как Вы для себя определили роман?

- «Метро 2033» оформлено как фантастический триллер с острым сюжетом, тайнами и загадками. Но в него сознательно введены дополнительные смыслы и слои.

- И, тем не менее, Вы теперь надолго наш главный современный писатель-фантаст. Как собираетесь амплуа поддерживать?

- Я не фантаст, не хочу этого ярлыка и всячески стараюсь его от себя отклеить. Все мои книги – многослойные. Я намеренно выстраиваю свои книги вокруг острого сюжета, и это делает их похожими на жанровую литературу. Но на поверку это просто глянцевая оболочка, которая всего лишь помогает проглатывать произведение и делает чтение вкуснее.

- Не думаете о трилогии, как в классике? «Метро-2033», потом «2034» и для завершения «2035»?

- Ждать продолжения саги «Метро» в ближайшее время не стоит. Я взялся за «Метро 2034», договорившись с собой, что это будет нечто новое. Что книга не станет самоповтором, что она будет о вещах, о которых я раньше не пытался писать. Я знал, что иду на риск, так как многие читатели не просят от меня никаких экспериментов. Им понравилась первая книга, они ждут клона моего текста, клона своих эмоций. А для меня принципиально важно, чтобы я оставался честен сам с собой. Чтобы мои книги не были штампованной конвейерной продукцией. Чтобы ощущалась ручная работа, чтобы было видно, что я не использую готовых лекал, не паразитирую на зарекомендовавших себя успешно схемах, ищу новое, исследую свой язык, воображение. Если честно, у меня вообще-то было желание создать поэму в прозе…

- В смысле? Как в классической литературе?

- Я понимаю прекрасно, что книга, которая подается под ярлыком «фантастического романа» и на обложке которой изображен противогаз, вряд ли будет восприниматься читателями и критиками как поэма в прозе. Но в «Метро 2034» есть своя ритмика, поэтика, в романе рифмуются смысловые блоки. Так, в начале романа мы встречаем в комнате одного из героев фотоснимок дождя на Тверской. Через несколько глав мы узнаем, что она напоминает ему о самом светлом дне в его жизни – о дне рождения его сына. Дождь становится символом обновления, символом новой жизни, метафорой второго шанса. И этот герой, старик по прозвищу Гомер, заражает этим образом героиню Сашу. Дождь, которого она никогда не видела, потому что провела всю свою жизнь под землей, становится и для нее символом второго шанса, символом неистребимой надежды на возрождение. Другой герой, музыкант по имени Леонид, воспитывался суровым отцом – политическим вождем. Чтобы излечить мальчика от «бабской» тяги к музыке, живописи и скульптуре, он как-то заставил его разнести молотком любимую мозаику на одной из станций. Мальчик, побоявшись ослушаться, разбил панно, но запомнил его на всю жизнь. То острое чувство прекрасного, которым он заразился в тот день, побуждало его потом сочинять музыку и играть ее звереющим обитателям метро, заражая и их в свою очередь... Сюжетные линии играют друг с другом, отражаясь и дополняя, чтобы сойтись в одной точке в конце книги.

- Вы так поэтично рассказываете о романе, где довольно-таки много происходит убийство и прилично крови налито.

- За всю историю «Метро 2033», хочется напомнить, главный герой стреляет в человека всего один раз – вынужденно и импульсивно. Да что там убийство – в романе даже матом никто не ругается! Я к своим книжкам отношусь, как к песочным замкам: попробуй из высыхающего и рассыпающегося песка слов выстроить красивую, ажурную конструкцию... Главная задача для меня – чтобы получилось захватывающе и изящно. Чтобы человек книгу закрывал, терял, отдавал другим, а она, как разбитая мозаика, с ним навсегда оставалась.

- Если Вы не собираетесь трилогию писать, то как быть тем, кто ждет это продолжение?

- То, что я не собираюсь писать продолжение, не означает, что Вселенной Метро конец. Дело в том, что есть тысячи людей, которые хотят прочесть продолжение книги, и сотни людей, готовых это продолжение писать. И вот я решил этих людей соединить. Осенью стартует книжная серия «Вселенная Метро 2033», в которую будут писать молодые авторы – о своих героях, свои сюжеты. Будет создан и специальный сайт – «Metro2033.net», или «Метронет», на котором работы молодых авторов будут публиковаться. Не только, кстати, проза, но и иллюстрации, и музыка. Победители народных голосований смогут опубликовать свои работы на бумаге.

- Есть уже предположения, насколько эта тема будет востребована Интернет-сообществом?

- За полгода с небольшим – за время существования сайта «Метро 2034», у романа было более полумиллиона онлайн-читателей. Я писал роман в интерактивном режиме. И можно прогнозировать, что аудитория проекта «Вселенная Метро 2033» составит несколько миллионов человек.

- А Вы на себя какую роль возьмете? Модератором будете?

- Моя роль будет в том, чтобы с облаков наблюдать за созданной мною Вселенной, сводить и разводить сюжетные линии, и давать пояснения авторам о смыслах «Метро 2033». Эта Вселенная и так уже живет своей жизнью: люди в нее верят, устраивают ролевые игры, гонки по ночному городу по местам боевой славы героев «Метро 2033», ездят на базу подводных лодок в Балаклаву. Нужно только время от времени подливать масла в этот огонь. Why not?

- А для Вас это возможность вроде и продолжения не писать, и вроде все еще этой темой заниматься?

- Для меня это возможность получить свободу от «Метро 2033» и заняться новыми романами. А то я буду как бедная Роулинг с Гарри Поттером – уже и ненавидишь своего героя, а деться от него некуда – публика требует. А так каждый получит то, что ему надо. Писатели – публикации, читатели – продолжение историй про этот мир, я – свободу делать, что захочу. 

- И что в результате свободы Вашим читателям чего ждать?

- Осенью, где-то в ноябре, у меня выйдет новая книга. Называться будет «Рассказы о Родине». Дело в том, что у меня есть серия рассказов, которая была опубликована в журнале «Русский пионер». Как бы фантастических. Но зачастую очень двусмысленных. Политически не вполне благонадежных. Но при этом довольно веселых. Это рассказы со своими независимыми сюжетами, но объединенные общим вопросом: какова же она, наша Родина?

- Известно, что «Метро» хотят экранизировать. Есть уже более точная информация – кто снимать будет, когда?

- Очень надеюсь, что договор будет подписан до конца лета, а фильм по «Метро 2033» выйдет года через 2-2,5.

- И там все будет, как в голливудском блокбастере – Брюс Уилисс спасает Вселенную Метро…

- Моя мечта - чтобы Хаяо Миядзаки сделал экранизацию «Метро 2034». Мне кажется, что это именно та тема, которую так любит Миядзаки: про маленькую девочку, спасающую мир. Девушка Саша, надеющаяся спасти метро и его жителей, по духу очень близка его героиням. Я даже, когда ее придумывал, невольно представлял себе не совсем реальную девочку, а немного мультперсонаж. Если говорить об экранизации, я бы с удовольствием отдал свою книгу Джей Джей Абрамсу, Ридли Скотту, а из наших – Тимуру Бекмамбетову.

- Есть проекты, не связанные с писательской деятельностью?

- Мне интересен интернет, и мне интересно телевидение. Сейчас я веду передачу «Фантастический завтрак», такой гламурный научпоп, на интернет-телеканале «PostTV». В будущем хочется пробовать себя в разнообразных авторских программах и на настоящем телевидении, и по радио.

- В своем жж Вы анонсировали работу на мультфильмом «9», это снова фантастика?

- Это оскароносная десятиминутная короткометражка Шейна Эккера - «9», по сюжету которой на неких холщовых кукол охотится железная машина и похищает их души. Действие разворачивается в постапокалиптическом мире. Тим Бертон попросил этого режиссера сделать полную версию и вместе с Тимуром Бекмамбетовым выступил продюсером. Бекмамбетов пригласил меня адаптировать эту полнометражную версию для наших зрителей. Создать более стройную и более понятную нам историю, но при этом уложив ее в существующий видеоряд, частично заменив диалоги и создав закадровый текст. 

- А Вас привлекли, потому что Вы книжку про метро написали? Или были другие заслуги?

- Меня они привлекли, наверное, потому что Бекмамбетов читал «Метро 2033». И еще потому, что я сейчас получаюсь у нас в стране вроде главный по Апокалипсису. (смеется) Я надеюсь, что все сработает и будет интересный проект. Фильм выйдет в прокат 9 сентября, получается 09.09.09.

- «Метро» с самого начала было как виртуальный проект. А Вы в реальности видели своих читателей?

- Были авторские чтения «Метро 2034» на «Винзаводе», пришло около 200 человек. В качестве саундтрека я включил музыку, под которую писал книгу. К примеру, Роба Дугана - это такой микс из электронной и инструментальной музыки и отчаянно хриплого вокала, нуар про то, что любовь – это как пуля, которая прошибает насквозь и убивает. И еще дорожку к фильму Danny the Dog, который группа Massive Attack написала, и саундтрэк к последнему Бэтмену. И я читал те сцены, которые мне казались сильными, пробивающими, а потом рассказывал, почему они имеют для меня такое значение.

- А, когда Вы сейчас ездили в тур по городам и читали книгу, собиралась похожая на московскую аудитория?

- Я побывал в десяти городах, среди которых Киев, Минск, Екатеринбург, Красноярск, Новосибирск, Иркутск, Воронеж. Люди, которые приходили в книжные на встречи со мной, похожи между собой. На десять человек три подростка, три студентки, два взрослых мужчины и две интеллигентные взрослые женщины лет под сорок. Вот пойди пойми – какая она, моя аудитория? Что общего у этих людей?

Например, в Липецке ко мне подошла женщина и говорит – «Я хочу сказать Вам спасибо. Моя дочь вяло училась в местном пединституте, и ее ничего не интересовало, но вот она прочитала Ваш роман, «Метро 2033» и так впечатлилась образом Изумрудного города – (сообщества ученых, по преданиям жителей метро, населяющих подземелья московского Университета), что все бросила, стала готовиться, поступила на бесплатное обучение в МГУ. Уехала и учится там сейчас». Или, вот в Ангарске, помимо модных девчонок и мальчишек, пришел человек с виду лет шестидесяти, в резиновых сапогах, в заправленных в эти сапоги брюки и в пиджаке. Такой тракторист-стахановец в отгуле. Сначала я думал – так просто, мимо проходил, потом смотрю – нет, он в нужных местах кивает, вопросы по делу задает... Читал! Прочувствовал! В конце он подходит, и дотрагивается до меня так робко и говорит – я хотел Вам сказать спасибо! И ему большое спасибо. Не зря съездил в Ангарск.

- А как Вы относитесь к теме, что надо «дожимать» популярную историю, майки, кепки выпустить и так далее?

- Если люди хотят кепки и майки, - пусть получат свои кепки и майки, в этом нет ничего порочного. И по «Звездным войнам», и по «Властелину колец» выходит фан-арт. И это не значит, что я не смогу однажды написать не имеющий никакого отношения к коммерции пронзительный роман о любви.

- Неплохое развитие может получиться, от Вселенной, разрушенной ядерной войной к роману о любви.

- Я провел в этой Вселенной десять лет с перерывами на обед и мне не хочется застрять в ней до конца своей жизни.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала