Рейтинг@Mail.ru
Ашлапов: такие стройки, как к саммиту АТЭС - рецепт от кризиса - РИА Новости, 15.05.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Ашлапов: такие стройки, как к саммиту АТЭС - рецепт от кризиса

© Пресс-служба ФГУ "Дальневосточная дирекция Росстроя"Куратор строек АТЭС - замминистра регионального развития РФ Николай Ашлапов
Куратор строек АТЭС - замминистра регионального развития РФ Николай Ашлапов
Читать ria.ru в
О том, что будет после форума с островом Русский, где пройдут основные мероприятия саммита АТЭС, как поможет форум развитию Приморья и согласны ли жители Владивостока с этим проектом, рассказал в интервью РИА Новости заместитель главы Минрегиона РФ Николай Ашлапов, курирующий подготовку к саммиту.

Мегастройка во Владивостоке, готовящая город к 2012 году – к саммиту Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), обсуждается, пожалуй, лишь чуть меньше, чем олимпийское строительство в Сочи. О том, что будет после форума с островом Русский, где пройдут основные мероприятия, как поможет форум АТЭС развитию Приморья и согласны ли жители Владивостока с этим, по сути, амбициозным проектом, рассказал корреспонденту РИА Новости Жанне Малаховой заместитель главы Минрегиона РФ Николай Ашлапов, курирующий подготовку к саммиту.

- Можно начать с философского вопроса. Получилось так, что Россия в преддверии финансового кризиса взяла на себя такие серьезные обязательства, как проведение форума АТЭС. Как вы считаете, можно было бы предвидеть финансовый кризис и отказаться от этого проекта?

- Его во всем мире никто не смог предвидеть. Я недавно смотрел аналитическую передачу, были приведены мнения десятка макроэкономистов со всего мира. Из них угадали кризис всего двое. Что же касается стройки в такой период, должен сказать, что если бы этой стройки не было, то, на мой взгляд, ее нужно было бы выдумать.

- Почему?

- Потому что строительство - это самая мультипликативная отрасль. То есть, одно рабочее место в строительстве ведет к созданию шести рабочих мест в смежных отраслях. Больше ни одна отрасль такого не дает. Благодаря подготовке к саммиту, мы создаем во Владивостоке 56 тысяч рабочих мест, еще 300 тысяч человек по стране будут заняты в производстве строительных материалов, в сфере транспорта. Поэтому государство сейчас вкладывает деньги не только в объекты АТЭС, развитие Приморья, но и в решение проблем, которые нам принес кризис.

Вспомните два ярких примера: Рузвельт, когда в Америке была депрессия, (Франклин Рузвельт, 32-ой президент США - ред.) и Аденауэр в Германии (первый федеральный канцлер ФРГ Конрад Аденауэр, поднимавший страну после Второй мировой войны - ред.). Был один-единственный рецепт: они специально начали великие стройки, чтобы занять людей и в то же время создать инфраструктуру. Мы, по сути, идем тем же путем, только это произошло не искусственно, а естественно (решение о проведении саммита в России было принято странами-участниками АТЭС - ред.).

- То есть эту стройку можно назвать одной из антикризисных мер?

- Да, я бы так и назвал. А второй момент уже геополитический. Почему именно на Дальнем Востоке? Потому что вся наша кладовая за Уралом, не в Москве. Вы знаете какое-нибудь полезное ископаемое кроме торфа, которое здесь добывают? Все находится там, и не будь той части страны, вся Москва со всеми центральными областями была бы нищей. Поэтому наша задача - сохранить именно те регионы. Дальний Восток и Забайкалье, - территория, которая входит в нашу федеральную целевую программу (ФЦП, в рамках которой выделяются средства на проведение форума АТЭС), занимает 41% площади от общероссийской, а населения там проживает всего 4,6%.

Но самое страшное, что за последние 15 лет оттуда уехало 2,5 миллиона человек из 8,5, то есть осталось 6 миллионов жителей. Эта тенденция сохраняется, то есть мы рискуем на самом деле потерять эту территорию. Поэтому саммит АТЭС – это, в том числе, и способ решать одновременно большое количество проблем.

К примеру, сейчас происходит сокращение Тихоокеанского флота, высвобождаются около 15 тысяч офицеров. Важно этим людям на Дальнем Востоке предоставить жилье, новое образование, работу, чтобы они остались. Поэтому для них и строится большой микрорайон Снеговая Падь (во Владивостоке - ред.).

Вы что думаете, что саммит - это главное? Нам важно создать такие условия, чтобы люди начали  возвращаться в Приморье - переезжали, к примеру, из ближнего зарубежья. Я считаю, что это наша стратегическая задача. Будет инфраструктура, будут рабочие места, будет достойная зарплата - и отток населения можно будет остановить. А климат для проживания, если сравнивать со всем Дальним Востоком, во Владивостоке самый комфортный. Все-таки это самая юго-восточная точка нашей страны. В июле, августе, сентябре и октябре он Сочи точно не уступает. Там в сентябре люди еще купаются и загорают. Это же субтропики, на одной широте с Сочи, Каннами, Ниццей, Нью-Йорком и Филадельфией.

КРАСИВЫЙ ВИД БУДЕТ НЕ ТОЛЬКО С ВОЗДУХА

- А не повредит ли природе такая большая стройка - в первую очередь на острове Русский, где ведется основное строительство?

- Территория острова, где уже ведется или запланирована застройка, в конечном итоге будет значительно облагорожена. На острове человек хозяйствует уже больше 150 лет. И здесь уже далеко не девственный лес. Потому что сегодня это, по сути, заброшенный лес, за которыми никто не следит. В общем-то, остров имеет красивый вид только с воздуха. Но все те пятна, где есть краснокнижные растения, - они у нас обозначены. Там, естественно, никакая застройка вестись не будет.

Безусловно, будет вырублена часть леса. Чудес не бывает. Это порядка 30 гектаров из 210, которые являются зоной застройки в бухте Аякс, где разместиться Дальневосточный федеральный университет. В принципе это не такой большой процент, всего 15%. Ну, а как иначе строить-то?

- На острове также есть военные сооружения Владивостокской крепости, оставшиеся еще с царских времен. Они являются памятниками федерального значения. Что будет с ними?

- Они, честно говоря, тоже неухоженные. Более того, за период межвременья, когда мы переходили от одного строя к другому, их прилично разграбили. Поэтому мы сейчас проводим работу с Министерством культуры, чтобы восстановить эти памятники архитектуры и привести в надлежащий вид.

- То есть они станут туристическими объектами?

- Да, должны стать. Это интересные объекты.

- На саммит приедет много людей, им тоже будете показывать?

- Конечно. Я думаю, к этому времени эти сооружения должны преобразиться. А привлекать туристов - это уже задача края, города. То, что государство сейчас делает, - я считаю, это очень большое дело. Грандиозное дело для Приморья, Владивостока. А дальше они уже сами должны действовать.

ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ ЦЕНЫ И СУЩЕСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЯ

- На днях губернатор Приморского края Сергей Дарькин заявил, что расходы на подготовку к саммиту в общей сложности удастся сократить на 15%...

- Мы сокращаем на 15% бюджет стройки этого года. Должны сэкономить в 2009 году порядка 7 миллиардов рублей. Что касается общей сметы подготовки Владивостока к саммиту АТЭС, правительство ее не уменьшало.

Всего, если говорить о стоимости проекта, из федерального бюджета будет затрачено 202 миллиарда рублей. По ФЦП, где учитываются бюджеты всех уровней, в том числе и внебюджетные источники, предусмотрено 284 миллиарда.

- А за счет чего будут сэкономлены 7 миллиардов?

- Прежде всего, за счет снижения стоимости строительных материалов. Мы договорились по цементу с местной компанией-производителем и подписали меморандум. Эта цена является эксклюзивной, такой нет нигде в стране. Разница в десятки процентов. По металлу то же самое. Мы подписали с несколькими компаниями меморандум и зафиксировали цены на этот год также на очень низкой планке - цена раза в два с лишним меньше, чем цены, допустим, прошлого года. 

- Учитывая сегодняшнюю экономическую ситуацию, планируете ли отказаться от строительства каких-либо объектов?

- Планируем. От Театра оперы и балета и медицинского центра во Владивостоке. Решение правительства на эту тему уже есть. Сейчас формируем ФЦП уже без финансирования этих объектов.

- В связи с чем решили пересмотреть планы?

- Мы должны построить довольно большой объем энергетических объектов, которых не было в программе по разным причинам. Выбирая объекты, решили направить деньги на энергетику. Я уже ранее приводил пример: если на это не выделить деньги, то мы на новом мосту на Русский не сможет включить освещение. Или включим, обесточив что-нибудь во Владивостоке.

УНИВЕРСИТЕТ НЕ ХУЖЕ МГУ

- Насколько будут востребованы объекты, построенные к саммиту АТЭС? Все ли его сооружения будут использоваться в дальнейшем Дальневосточным федеральным университетом?

- Я скажу больше, то, что строится - это совсем небольшой объем для университета. Это только его первая очередь - порядка 500 тысяч квадратных метров площади. Вторая очередь, которую планируем строить сразу после саммита, - если будут деньги, - предусматривает 1,2 миллиона квадратных метров. Университет рассчитан на 50 тысяч студентов в очной форме обучения. Сегодня в стране в новых условиях создано всего два федеральных университета - в Ростове-на-Дону и Красноярске. Третий будет во Владивостоке. И это, естественно, должен быть университет уровня МГУ, который должен принимать студентов со всей страны и также из-за рубежа. Первая очередь сможет принять только 12,5 тысячи студентов, а на всех остальных придется еще построить. Поэтому там не только все будет занято и востребовано, но этого, безусловно, еще и не хватит.

Университет будет построен с кампусом, там будут проживать студенты и часть профессорско-преподавательского состава. Это та идеология, которая существует во всем мире. А у нас как: один корпус здесь, другой – там; общежитие в третьем месте, преподаватели живут кто где. Дальневосточный университет строится по классической форме. В таком виде это будет первый и единственный вуз в стране - с территорией, где будут размещаться все, кто там учится и работает.

- То есть пустых или временных объектов, построенных только для саммита, не будет?

- Нет. Более того, я скажу, что для саммита столько, сколько мы строим, не нужно.

ОПАСЕНИЯ ЭКОЛОГОВ НЕ ПОДТВЕРДИЛИСЬ

- Я читала в прессе, что экологи не довольны строительством моста на остров Русский, считая, что оно может изменить глубинные течения в проливе Босфор Восточный, через который он пройдет. А это может привести к тому, что вода в бухте Золотой Рог будет застаиваться. Проводились ли экспертизы на этот счет?

- Была проведена независимая экспертиза и, по-моему, даже не одна. Выводы экспертизы, я точно знаю, всех этих опасений не подтверждают, и в целом она ответила на наши вопросы утвердительно: "Да, этот проект имеет право на жизнь". И, собственно, поэтому он реализуется.

- В принципе, никаких вопросов по строительству этого моста сейчас нет?

- У нас, во всяком случае, нет. Все идет по плану. Сейчас там стоят уже опоры моста. Это реально уникальный мост, такого больше в России нет. Расстояние между пилонами - 1,104 километра, а их высота 320 метров. Для сравнения: Останкинская телебашня - это 540 метров. Высота моста над зеркалом воды составит 70 метров, чтобы любое судно прошло под мостом.

- Также озвучивались мнения, что быстрее и экономичнее не мост строить на остров, а тоннель. Как Евротоннель под Ла-Маншем. Эта идея рассматривалась?

- Не думаю, что тоннель экономичнее. Иначе повсеместно строили бы через реки тоннели, а не мосты. 

ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ПО ВСЕМ ПРАВИЛАМ

- Хочу спросить о жителях. Некоторые, в том числе на Русском, попадают под переселение из-за стройки. Есть ли проблемы с выкупом жилья? Есть ли недовольства?

- Серьезных проблем, я считаю, нет. Недовольства большого тоже нет, хотя сначала, когда люди толком не понимали, как будет все происходить, писали письма даже президенту и в правительство. Больше с вопросами, чем с какими-то конкретными претензиями. Мы провели очень много всевозможных встреч и собраний - и индивидуально, и массово. Объяснили и договорились.

У тех, кто готов переехать с острова на материк, выкупаем жилье, предоставляем новое. Для тех, кто захочет остаться на Русском, готовы предоставить квартиры: либо сейчас, которые остаются после военных (на острове ранее располагались воинские части), либо можем построить новые.

- А кто занимается оценкой?

- Независимые оценщики. По закону проводились конкурсы, кто выиграл, тот и проводил оценку.

- Она уже проведена?

- Конечно. Сделали нормальную рыночную оценку. Но не земель, а недвижимости. Дело в том, что все земли на острове принадлежали Министерству обороны, поэтому земли мы не покупаем, государство их передает под строительство.

- Уже часть людей переселили?

- Несколько семей уже переселили, но не на Русском, а на материке. С конца весны - в начале лета начнется переселение и на Русском. Всего на острове планируется переселить 211 семей, из них 82 проживают в бухте Аякс и 129 - в поселке Поспелово.

- И сколько времени потребуется?

- Если переселять путем выкупа, то все сделаем в этом году. А если кто-то скажет, что будет ждать, пока ему построят новое жилье, значит - через два года. Но эти люди должны понимать, что будут жить в самом центре стройки. Это их выбор. Подавляющее большинство определилось - они намерены уехать с острова на материковую часть Владивостока. Но есть и те, кто собирается остаться - если не ошибаюсь, 37 семей. 

- А какова стоимость выкупаемого жилья?

- На острове оценка квадратного метра от 70 до 90 тысяч рублей. Это цены выше, чем за аналогичное жилье во Владивостоке. Потому что по закону мы должны компенсировать еще и моральный вред, неудобства, выделить сумму на переселение. В принципе, если они купят квартиру во Владивостоке, то деньги еще останутся.

- По закону об АТЭС, подписанному в начале мая президентом, люди, не согласные с оценкой их жилья, могут обратиться в суд. Такие обращения уже были?

- Пока нет.

ВЛАДИВОСТОК ТАКОЙ СТРОЙКИ НЕ ВИДЕЛ

- Этот закон также предусматривает упрощенную процедуру привлечения иностранной силы - без квот на выдачу разрешений на временное проживание и работу. И все-таки: насколько активно планируете привлекать иностранцев? Ведь многие россияне из-за кризиса остались без работы.

- Всем нашим заказчикам и подрядчикам дана установка, чтобы максимально строили российские граждане. Но закон нужен для того, чтобы если вдруг кто-то из подрядчиков не сможет набрать необходимое количество людей и техники, то мы могли бы оперативно привлечь рабочую силу - хоть из-за границы, но выполнить задачу.

Пока большая часть рабочих на стройке - жители Приморья, свыше двух тысяч человек из 3,3 тысячи там сегодня работающих. Хотя работают и иностранцы. Но их лишь 180 человек - в основном, из Вьетнама. И несколько человек из Узбекистана.

Проблема в том, что во Владивостоке нет сттоль большого количества квалифицированных строителей. Во всем крае нет. Если бы край остановил все свои стройки и перекинул людей только на наши, они бы потребность все равно не покрыли. Приморье в прошлом году построило порядка 340 тысяч квадратных метров. Эта цифра очень скромная по сравнению с нашей стройкой. И в крае нет такого уровня компаний, которые могли бы стать генподрядчиками. За исключением одной - "Тихоокеанская мостостроительная компания", и она задействована максимально - она является генеральным подрядчиком строительства моста через бухту Золотой Рог. Поэтому мы не надеемся только на приморских строителей, а опираемся на российских в целом.

УСК "Мост" и НПО "Мостовик", которые строят мост на остров Русский, - это две крупнейшие компании страны. Безусловно, мы бы не нашли на всем Дальнем Востоке таких компаний, которые могли бы одни этот объект потянуть. Для возведения мостов привлечены строители из Омска, Читы, Амурской области. Причалы на острове Русский строит компания из Геленджика.

У нас осталось два года и четыре месяца до ввода всех объектов саммита (кроме моста на остров Русский). Это очень сжатые сроки. Объем работы огромный, наша федеральная целевая программа подразумевает строительство или реконструкцию в общей сложности 148 объектов. Как я уже говорил, один только университет - полмиллиона квадратных метров. Задача нетривиальная и мы должны использовать все законные способы для ее решения.

- А студенческие отряды где будут трудиться?

- Как раз сейчас занимаемся тем, что определяем с подрядчиками, сколько они возьмут ребят. Эта работа ведется вместе со штабом движения «Российские студенческие отряды». Председатель Всероссийского движения выезжал во Владивосток и участвовал в наших совещаниях. В общем-то, эта работа в стадии организации.

Известны объекты, на которых достигнута предварительная договоренность. Студенты будут работать на обоих мостах (на остров Русский и через бухту Золотой Рог - ред.). Кроме того, речь шла о том, чтобы привлекать студентов к строительству жилья для военнослужащих Тихоокеанского флота - в Снеговой Пади. Возможно, на рекультивации полигона ТБО (твердых бытовых отходов - ред.). В этом году, видимо, студентов-строителей  будет не так много, как хотелось бы и руководителям движения, и самим студентам. Мы рассматриваем этот год как пилотный. А вот в следующем году, думаю, студенческие отряды на объектах саммита АТЭС серьезно развернутся.

ДИСКОМФОРТ ОТ СТРОЙКИ НЕИЗБЕЖЕН

- А вообще люди довольны, что в их городе идет подготовка к саммиту такого уровня?

- Они, конечно, и довольны и в то же время недовольны.

Безусловно, мы вносим очень приличный дискомфорт в их жизнь. Мост через бухту Золотой Рог строится ведь, фактически, в центре Владивостока. И это долгожданный мост, город без него задыхается из-за пробок. Идет реконструкция дороги - мы, как минимум, половину ее перекрываем. А в городе и так проблема с движением - очень высокая концентрация автомобилей, самая высокая, кстати, в стране. Плюс мы еще со своей стройкой.

Поэтому два года и четыре месяца (до этого срока должны быть построены все объекты АТЭС, кроме моста на остров Русский - ред.) в жизни Владивостока будут серьезные неудобства. Мы, конечно, максимально пытаемся снизить уровень этого дискомфорта. Но полностью от него не избавиться. Жители, думаю, готовы потерпеть. Для них строятся очистные сооружения. Вдумайтесь, во Владивостоке до сих пор не очищаются коммунальные стоки, все напрямую сбрасывается в заливы" Сейчас реконструируется система очистки питьевой воды, будет строиться водовод, электроподстанции, линии электропередач - и, самое главное, дороги. В ближайшее время начнется реконструкция главного аэропорта "Кневичи". Еще пойдет газовая труба (газопровод "Сахалин-Хабаровск-Владивосток", который обеспечит газом Приморье - ред.).

То есть возрождение региона начинается с развития образования и инфраструктуры. А следом и крупный бизнес потянется, в том числе, иностранный.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала