Рейтинг@Mail.ru
Ветеран ВЛКСМ: комсомольские нормы взяты из христианской морали - РИА Новости, 29.10.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Ветеран ВЛКСМ: комсомольские нормы взяты из христианской морали

© РИА НовостиГруппа комсомольцев-метростроевцев
Группа комсомольцев-метростроевцев
Читать ria.ru в
Ровно 90 лет назад в молодой Российской республике родилась комсомольская организация. О том, что двигало устремлениями комсомольцев, побуждало быть инициаторами многих полезных дел - или мешало развитию союза молодежи, в интервью РИА Новости рассказал ветеран ВЛКСМ Николай Месяцев.

Ровно 90 лет назад в молодой Российской республике родилась комсомольская организация. О том, что двигало устремлениями комсомольцев, побуждало быть инициаторами многих полезных дел - или мешало развитию союза молодежи, в интервью обозревателю РИА Новости Александру Песляку рассказал ветеран ВЛКСМ Николай Месяцев. Участник Великой Отечественной войны, в разные годы -  чекист-смершевец, глава Гостелерадио, дипломат, партийный чиновник, руководитель просветительского общества «Знание», более полувека назад он был утвержден секретарем ЦК ВЛКСМ. 

- Николай Николаевич, как Вы думаете, какие мотивы двигали первые поколения комсомольцев?

- Мне кажется, у моих сверстников были живы в памяти отблески Октябрьской революции и Гражданской войны. Заряд переустройства общества, который был получен ими от старшего поколения, участников тех событий, вера в справедливость, чистоту идеалов нового строя становились основой нового мировоззрения, главным побудительным мотивом к собственному участию в преобразованиях. Комсомольцев вела идея справедливости социалистического строя, желание продолжить дело отцов и старших братьев.

По мере отдаления от событий, поворотных для страны,  да и мира, появлялась новая мотивация: вера в то, что создаваемая уже с нашим участием социалистическая цивилизация является лучшей из всех, которые известны человечеству. Основная заслуга Ленинского союза молодежи состояла в том, что он вместе со старшими поколениями создавал эту цивилизацию. Рухнула она в СССР и у друзей-соседей, но еще возродится. Пусть в другом виде, с иным содержанием. Потому что человечество живет идеей справедливости, а в том нашем обществе, что отнюдь не было идеальным, но развивалось, именно идея социальной справедливости выступала как становой хребет.

Учтем и важнейший фактор романтики. Да, юности присущи и крайности - в идеях, поведении, доброй направленности - и жестокие, разрушительные. Такова диалектика. И сущность комсомола состояла в том, что он в условиях диалектического развития молодого характера бился за добро в нем .

- Вы просто пересказываете фабулу «Ночного дозора» или эпопеи о Гарри Потере: силы света и тьмы сражаются даже за юные души.  Но ведь были и серьезные недостатки, пятна на всесоюзном светиле…

- Конечно, были. И наибольшее зло – это тяга руководящих комсомольских органов к тому, чтобы навязать воплощение в жизнь того или иного решения. Хотя оно бывало далеко от повседневных запросов   молодежи. Кроме того, формализм, забалтывание идеи. А еще - карьеризм, стремление некоторых выпятить себя. И культ Сталина клонировал малые культы некоторых вожаков молодежи.

- В этой связи – вопрос о влиянии партии. Тогда была одна – всемогущая, всеведущая. Здорово давила она на комсомол?

- Скажу так: я застал комсомол при Александре Косареве (30-е годы), Николае Михайлове (1938-1952), при Александре Шелепине – тоже в 50-ые годы прошлого века. Сам как секретарь ЦК комсомола по пропаганде и культуре постоянно советовался с Екатериной Фурцевой и Михаилом Сусловым. И у меня, с лет партучебы имевшего собственное представление о марксизме, упрочилось убеждение в том, что широчайшая его платформа постепенно сужалась, ограничивая разносторонность человеческой натуры – и сводилось все к политике и производству. Освобождая себя от стремления вмешиваться в нравственную, моральную сторону человека.

Не выпячивая свою роль, а чтобы показать, откуда корни истинной нравственности идут, расскажу любопытную историю. Накануне Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 г. мне поручили встретиться с Патриархом Алексием I. Надо было договориться, чтобы церкви продолжали действовать в обычном режиме.

Его Святейшество произвел на меня колоссальное впечатление. Угощал ушицей, долго беседовали мы. Когда я рассказал, чем занимается комсомол и каковы цели Фестиваля, он заметил: «Вы знаете, отрок, а ведь нравственные идеи совпадают у православных христиан и у вашего союза. Есть у нас заповеди моральные, они о том же гласят, что задачи воспитания в вашем союзе».

Вот идею подбросил Владыка! Написал я в Бюро ЦК записку о постулатах нравственности комсомольцев, прописав там взятые за основу нормы христианской морали, изложенные Алексием I. Только дернуло назвать этот документ не кодексом, а катехизисом. Как же меня «полоскали» товарищи! А в составе Бюро был Алеша Аджубей, главный редактор «Комсомолки», зять Никиты Сергеевича. Наверное, он суть идеи запомнил, потом смог Хрущеву представить в более широком контексте. И появился через пару лет «Моральный кодекс строителя коммунизма» - на принципах христианской морали. Так что ничего удивительного, что из жизни, истории надо тоже черпать лучшее в воспитании и побуждении к делу.

- Современная молодежь – что с ней? И возможна ли новая комсомолия?

- Меня очень беспокоит ситуация. Людей старшего возраста не может не заботить, что будет с их внуками и страной спустя десяток-другой лет. И вот один из факторов тревоги стоит позади меня (показывает на телевизор). Вот эта штука, которой я в свое время тоже руководил… Телевидение превратили в зверя, в оголтелого зверя, который выгрызает из человеческих душ благородство, сострадание, нравственные критерии, романтику заменяет наживой и шумом. Это чудовище особо опасно для детей, подростков, уродуя молодое поколение, уничтожая все доброе, что испокон веков заложено в человеческой натуре. Подменяя мишурой, низостью и фальшью.

Пока что человечество не придумало более мощного и массового средства воздействия на души. А раз так, то надо этого зверя укрощать силой закона, как в уголке Дурова - вновь научить воспитывать, образовывать людей, взращивая добрые начала в юном сознании.

Нужна организация с задачей привить молодежи культуру в быту, возродить стремление к справедливому, бескорыстие, желание помочь слабому, бороться с пороками. Но к сожалению, этого пока не происходит. Не могу дать характеристику нынешней молодежи в силу своего возраста и отсутствия контакта с ней. Но анализируя СМИ, изредка выходя на прогулки, испытываю чувство горечи. Мне жалко юных - и больно за них.

- Не получается ли, что хотим вновь хвост приделать, когда надо голову оздоровить? Ведь до сих пор у ведущих политических сил, да и в обществе нет стимулирующих национальных идей…

- Да, в головах гнилости немало. Новые горизонты пока не видны. Но если союз обрел мощь, если самодеятельные начала будут прорываться, то он будет воздействовать на власть. Пока же те, кого прикармливают из чиновничьих рук - это искусственные группировки разового действия, неспособные на долговременные усилия.

Я удивился, когда только что на встрече ветеранов ВЛКСМ в Кремле услышал зачитанное приветствие от Дмитрия Медведева. Может, наверху начинают понимать: что-то надо делать, ибо уже полтора десятка лет теряем смену России. Но я ревностно, пристрастно отнесся к словам президента: ведь какой резкий контраст между тем, что было проделано в СССР молодежью и для нее – и нынешней ситуацией. В приветствии не было слов о необходимой стратегии, не звучала озабоченность беспризорностью духа и узостью помыслов многих девушек и юношей.

Омолаживать надо и партии… Харизматические личности нужны. А ребят заставили разбежаться по квартирам. Чем их теперь взбодрить, настроить? Какие великие проекты поручить, чтобы Родина стала краше и крепче, а молодежь - социально более зрелой и ответственной? Одному поколению родившихся в суверенной России уже не сделаны прививки против равнодушия и эгоизма, против однобоко материального благополучия и просто бескультурья.

Как в спорте и армейских делах, образовании и демографии, здесь, в воспитании и организации юных миллионов необходимы глубокие и системные властные решения.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала