Рейтинг@Mail.ru
Игорь Борисов: нужны новые походы к международному мониторингу выборов - РИА Новости, 03.08.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Игорь Борисов: нужны новые походы к международному мониторингу выборов

Читать ria.ru в
В штаб-квартире ОБСЕ в Вене 21-22 июля пройдет международный семинар, посвященный практическим аспектам международного наблюдения и содействия выборам. О позиции российских экспертов по данному вопросу РИА Новости рассказал член ЦИК России Игорь Борисов.

В штаб-квартире ОБСЕ в Вене 21-22 июля пройдет международный семинар, посвященный практическим аспектам международного наблюдения и содействия выборам. В его работе примет участие представительная делегация экспертов по выборам и правам человека из России.

Позицию российского экспертного сообщества по данному вопросу в интервью РИА Новости прокомментировал член ЦИК России к.ю.н. Игорь Борисов.

- Какое значение придаете Вы предстоящему в Вене международному семинару?

- Россия неоднократно предлагала реформировать институт международного наблюдения. Однако все практические шаги в этом направлении как Москвы, так и ее партнеров по СНГ, неизменно натыкались на стену "западного непонимания".

После выборов президента РФ представители Парламентской Ассамблеи ОБСЕ и страны, председательствующей в ОБСЕ, - Финляндии - согласились с необходимостью начать переговорный процесс по реформированию института международного наблюдения.

В конце мая 2008 года в Санкт-Петербурге прошло последнее заседание совместной рабочей группы ПА ОБСЕ и Межпарламентской Ассамблеи СНГ по выработке единых стандартов наблюдения за выборами в регионе ОБСЕ и универсальных принципов проведения демократических выборов. На встрече были достигнуты некоторые экспертные договоренности. В частности, о том, что Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ в Варшаве, действующее как ведущее международное экспертное ведомство, должно в большей степени выполнять технические функции. Политические решения о направлении миссий наблюдения, о модальностях их работы и итоговых выводах все-таки должен принимать не исполнительный, а коллегиальный орган, состоящий из уполномоченных представителей различных государств-участников ОБСЕ. И такой орган в ОБСЕ уже есть - это ее Постоянный Совет. В миссиях по наблюдению должна быть также повышена роль международных парламентских структур.

- Какие проблемы международного мониторинга высветились в ходе переговоров с ПА ОБСЕ?

- Дальше того, о чем я сказал выше (о намерениях), дело так и не идет. Видимо, сильно стремление некоторых наших "партнеров" по международному наблюдению де-факто сохранить за собой возможности контроля над институтом международного наблюдения и продолжить с его помощью оказывать влияние на национальные политические процессы.

Накануне предстоящего семинара ОБСЕ в Вене российское экспертное сообщество рассчитывает на возможность открытого обсуждения проблематики международного мониторинга, в особенности,  с учетом недавней смены  руководителя БДИПЧ ОБСЕ.

- Какие узловые проблемы хотели бы российские эксперты предложить к обсуждению на семинаре?

К семинару ОБСЕ в Вене российские эксперты подготовили пакет предложений по уточнению и конкретизации обязательств и реорганизации международного наблюдения за выборами в государствах-участниках ОБСЕ. Российская делегация представит его на предстоящей 21-22 июля встрече в Вене. Вот некоторые из основных моментов.

В соответствии с Копенгагенским документом  СБСЕ 1990 г. все государства-участники ОБСЕ приняли обязательства приглашать наблюдателей из стран-членов этой организации для "наблюдения за ходом национальных выборов в пределах, разрешенных законодательством". Таким образом, сроки и модальность наблюдения должны определяться в соответствии с национальным законодательством государства, проводящего выборы (в частности, срок направления приглашения на присутствие в стране иностранных наблюдателей, как правило, должен соответствовать окончанию процедуры регистрации участников выборов).

Полномочия международного наблюдателя начинаются с момента его аккредитации в принимающем государстве и заканчиваются днем официального объявления результатов выборов. Немаловажно, чтобы модальности наблюдения к Востоку и к Западу от Варшавы (места расположения штаб-квартиры БДИПЧ ОБСЕ) приобрели соразмерные очертания.

- Как можно изменить подходы, если, как Вы упомянули ранее, партнеры  РФ по ОБСЕ не вполне готовы к изменению имеющихся обязательств?

- Имеющиеся обязательства по линии ОБСЕ по проведению международного наблюдения за выборами сегодня весьма пространны и могли бы быть конкретизированы и уточнены в содержательном плане, включив  в себя следующие новые базовые требования к принципам международного наблюдения как таковым, да и к возможным оценкам "качества" выборов. Так, к примеру, можно ввести принципы:

- универсальности. Все государства-участники Копенгагенского документа и Парижской хартии для новой Европы (1990 г.) обязаны приглашать международных наблюдателей на свои национальные выборы, обеспечивать, чтобы национальное законодательство и практика его применения предусматривали единый правовой статус для международных наблюдателей.

- взаимности. Участвовать в международном наблюдении за выборами могут представители только тех государств, в законодательстве которых закреплен институт международного мониторинга, и в которых сложилась практика приглашения международных наблюдателей на собственные выборы. Иностранные граждане других государств могут присутствовать при отдельных выборных процедурах только при наличии аккредитации или разрешения, полученного от соответствующего избирательного органа государства, проводящего выборы.

- прозрачности. Решения о направлении международных мониторинговых миссий на выборы, включая организационно-структурные критерии их деятельности должны приниматься прозрачно и утверждаться Постоянным Советом ОБСЕ как коллегиальным органом, представляющим государства-участников ОБСЕ.

- авторитетности. Руководители миссии наблюдателей должны быть авторитетными политическими деятелями, обладающими профессиональным знанием избирательных процессов и уполномоченные решениями коллективных органов соответствующих международных организаций.

- профессионализма. Международным наблюдателем может быть только лицо, обладающее достаточными знаниями избирательного права и избирательного процесса, необходимым опытом международного наблюдения, прошедшее специальную подготовку, уполномоченное направляющим государством.

- суверенитета. Международное наблюдение за выборами должно проводиться при полном уважении суверенитета государства, проводящего выборы,  прав избирателей и участников выборов. Форматы наблюдательских миссий, модальности наблюдения, кандидатуры руководителей миссий, другие вопросы, затрагивающие суверенитет государства, проводящего выборы, должны с ним согласовываться.

- беспристрастности.  В ходе своей работы миссии международных наблюдателей не вправе прямо или косвенно вмешиваться в политические и избирательные процессы, должны сохранять нейтральность в отношении участников кампании. Публичные выступления в СМИ о результатах наблюдения должны осуществляться только после опубликования (обнародования) окончательных результатов голосования и представления доклада миссии Постоянному Совету ОБСЕ. Также наблюдательские  миссии не должны выражать какие-либо публичные предпочтения по отношению к избирательным органам, проводящим выборы, органам государственной власти и местного самоуправления, должностным лицам, участникам избирательного процесса.

- нацеленности на действенную помощь. Наблюдение за выборами ориентировано на совершенствование избирательного процесса  и не может затрагивать конкретных результатов голосования. Оценки результатов выборов могут затрагивать лишь те аспекты, которые касаются точности, достоверности, транспарентности и сроков обнародования. Международные наблюдатели должны своевременно информировать организаторов выборов о всех выявленных ими нарушениях.

- Не потребуют ли, с Вашей точки зрения, новые требования изменения существующих методик наблюдения и организации миссий?

C нашей точки зрения, для того, чтобы эти принципы начали воплощаться в реальность, необходимо, чтобы ключевые решения по организации наблюдения за выборами начал принимать не директор исполнительного органа - БДИПЧ ОБСЕ, а Постоянный Совет как коллегиальный орган ОБСЕ, с возможным вовлечением в процесс Парламентской Ассамблеи ОБСЕ. В частности, Постоянный Совет должен утвердить документы, устанавливающие статутные основы  миссии наблюдателей, а также создаваемых в рамках ОБСЕ технических подразделений обеспечивающих практическую работу по мониторингу выборов.

Ежегодный бюджет на наблюдение, утверждаемый Постоянным Советом, должен обязательно включать в себя полный перечень выборов в государствах-участниках. Все миссии по наблюдению и их модальности должны быть включены в согласованную с Постоянным Советом ОБСЕ годовую программу деятельности БДИПЧ ОБСЕ. В случаях внеочередных выборов возможно выделение дополнительных финансовых средств из бюджета ОБСЕ. Однако финансирование миссий по наблюдению за выборами, а также программы содействия выборам  не могут, как это сейчас зачастую происходит, производиться из иных внебюджетных для ОБСЕ источников. Все, что относится к деятельности ОБСЕ по выборам, должно стать не только полностью прозрачно, но и подотчетно всем государствам-участникам ОБСЕ.

Состав миссии наблюдения за выборами должен формироваться на основе широкого представительства всех государств-участников. Количество граждан от одного государства-участника не должно превышать 10 процентов от общего числа членов миссии. Однако принцип соразмерности в отношении представительства государств-участников должен был бы сохраняться во всех компонентах деятельности по наблюдению.

Рабочими языками миссии должны стать английский язык и официальный язык (языки) государства, проводящего выборы. Возможно также добавление какого-либо языка в качестве рабочего, при условии его широкого распространения в принимающем государстве. Это позволит обеспечить более тесное взаимодействие с участниками избирательного процесса и, соответственно, сделать более объективными наблюдения.

Руководитель миссии должен регулярно информировать избирательные органы государства, проводящего выборы, о своих замечаниях, выводах, рекомендациях, полезных для совершенствования избирательного законодательства и избирательного процесса.  После объявления официальных итогов выборов глава международной мониторинговой миссии должен передать отчет о наблюдении в первую очередь государству, в котором проводилось наблюдение, предоставить его коллективным руководящим органам ОБСЕ. В данной области существует много технологических моментов, которые зачастую на практике грозят серьезными политическими последствиями. Данные моменты лучше обсудить профессионалам на семинаре в Вене.

На этот раз нам бы очень хотелось, чтобы разговор в ОБСЕ затронул конкретные проблемы, а не ограничился вновь полемикой с использований весьма абстрактных политико-правовых категорий. Разговор должен идти среди специалистов в области организации электоральных процедур, среди тех, кто знает все нюансы, "сильные" и "слабые" места избирательного процесса.

Мы надеемся, что представители Финляндии, председательствующей в ОБСЕ, смогут организовать не только диалог, но и процесс, направленный на выход ОБСЕ из кризиса института международного наблюдения. Нам всем надо иметь терпение и научиться, наконец-то, договариваться.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала