Рейтинг@Mail.ru
Контроль за налогоплательщиками стал автоматическим - Юрий Волков - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Контроль за налогоплательщиками стал автоматическим - Юрий Волков

Читать ria.ru в
Интервью РИА Новости заместителя генерального директора Главного научно-исследовательского вычислительного центра (ГНИВЦ) Федеральной налоговой службы (ФНС России) Юрия Волкова.

Федеральная налоговая служба теперь в автоматическом режиме получает информацию о поступающих налоговых платежах граждан, «автоматом» формирует списки рискованных с точки зрения уклонения от налогообложения компаний и недобросовестных налогоплательщиков-граждан, собирается внедрять единый архив документов от налогоплательщика и рассматривает ввозможность уплаты налогов через платежные терминалы. Об этом рассказал РИА Новости заместитель генерального директора Главного научно-исследовательского вычислительного центра (ГНИВЦ) Федеральной налоговой службы (ФНС России) Юрий Волков.

 

- Юрий Константинович, ФНС планировала автоматизировать отбор организаций для проведения выездных налоговых проверок. Предполагалось, что это будет сделано на основе критериев риска, обнародованных частично летом 2007 года. Как идет работа в этом направлении?

- В конце прошлого года завершилась опытная эксплуатация программного обеспечения, которая проводилась в Кемерово и Краснодаре - результаты положительные. Мы получили рекомендации от налоговых органов в Кемерово - внедрять эту программу во всех налоговых органах. Суть автоматизации заключается в следующем. У налоговых органов накоплена достаточно объемная информация по налогоплательщикам. На ее основе мы можем отбирать недобросовестных налогоплательщиков, на которых налоговым органам следует сосредоточить свое внимание. Это мы можем делать с учетом периодичности представляемой отчетности и результатов камеральных налоговых проверок - насколько часто налогоплательщик искажает предоставляемую информацию. Мы также получаем информацию из внешних источников. На основании этого выстраиваются  ступеньки, на которые налогоплательщиков можно условно расположить по степени риска. А потом - правильно выстроить работу налоговых органов и  выездных бригад.

- А как это происходит процедурно?

- Все декларации преобразуются в электронный вид и подвергаются камеральной проверке - то есть математическая и логическая проверка. Дальше уже накладывается методология сверки данных с данными, полученными от внешних источников сведений. Например, предприятие показывает в отчетности, что не ведет деятельность последние полгода, а данные энергетиков говорят о том, что предприятие истратило уйму электроэнергии. Возникает вопрос - в чем дело? Сопоставление таких разных показателей рождает в налоговом органе список налогоплательщиков, за которыми необходимо установить особый контроль. Причем система позволяет ранжировать таких налогоплательщиков в зависимости от риска. Дальше подключаются налоговые инспектора. Мы даем инструмент налоговым органам - на что в первую очередь обратить внимание.

- В прошлом году Вы уже рассказывали о проектах со Сбербанком и Почтой России. Предполагалось, что благодаря информационному обмену между этими структурами и ФНС ускорится процесс получения информации о проведенных налоговых платежах граждан, а налоговики смогут чуть ли не в автоматическом режиме формировать списки должников по налогам. Как идет работа?

- Сбербанку передано на 18 января более 1 миллиона налоговых требований об уплате налогов физическими лицами. Сбербанк в ежедневном режиме получает порядка 1400 оплаченных платежей. Но это еще не период массовой уплаты налогов на физлица и это фактически дорасчеты за прошлый год. К этой системе подключены уже 53 региона. Так что система заработала.

- А С Почтой?

- Что касается Почты России, то вопрос находится в стадии заключения соглашения, хотя методологические вопросы согласованы. Кстати, в процессе опытной эксплуатации биллинговой технологии возникло хорошее предложение, которое в настоящий момент в качестве пилота отрабатываться в Республике Татарстан.

- Какое?

- Мы все привыкли оплачивать мобильную связь через платежные терминалы. Давайте установим такие же платежные терминалы в сбербанках и на почтамтах. Люди не будут стоять в очередях с платежными документами, а будут оплачивать через терминал налоговые уведомления и уходить.

- Как Вы относитесь к такому предложению?

- Логика говорит о том, что нужно сделать так, чтобы человеку было всегда удобно. Идея хорошая, но кое-что надо уточнить. Например, как быть со сдачей, которую кассир выдает до копейки, а терминал так не может? Ведь будут возникать либо недоплаты, которые чреваты пенями. Либо - переплаты, которые налоговики должны учесть гражданину в счет будущих платежей.

- Можете ли Вы рассказать о новациях в отношении налогоплательщиков-граждан?

- Очевидно, что налоговые органы должны оперативно обрабатывать информацию, чтобы в короткие сроки , чтобы плательщик своевременно мог получить от них необходимую ему информацию, ну например справку от отсутствии задолженности. Так вот мы сейчас ввели двухмерный штрих-код для всех деклараций и платежных документов, которые представляют физические лица. Платежные документы со штрих кодом обрабатывает Сбербанк и информация о платеже проходит в налоговые органы в электронном виде. Так что буквально на второй день  налогоплательщик может идти и брать необходимую ему справку. Данный штрих-код удобен всем трем сторонам. Сбербанку - потому что сканер считывает информацию со штрих-кода и отсутствует ручной ввод информации кассиром. Кроме того, ведь банк по платежам от граждан в конце дня передает единое платежное поручение и отдает единый платеж. Однако благодаря штрих-коду не надо специально проводить эту информацию в ручном режиме, информация в электронном виде появляется сразу же. Таким образом, и налоговым органам удобно, потому что буквально день в день можно узнать, кто и что заплатил. А налогоплательщику - потому что информация о платеже пройдет в налоговый орган своевременно.

- А может ли налоговая инспекция благодаря программе формировать список неплательщиков автоматически?

- Это изначально было заложено в нашу информационную систему. Если говорить о гражданах-налогоплательщиках, то Налоговый кодекс предусматривает сроки уплаты платежей по транспортному, земельному и имущественному налогам. Как только срок подходит, налоговая инспекция высылает уведомление - предупредить налогоплательщика, в какие сроки и сколько надо заплатить. Проходит срок платежа - информационная система срабатывает автоматом: включается "счетчик" на пени. Естественно, первая реакция инспекции - это рассылка повторного уведомления: мало ли что, потерял или еще что-то.

- И быстро такие уведомления присылаются?

- По срокам рассылки таких повторных уведомлений - это зависит от возможностей региона. В каких-то могут реагировать оперативно, в других регионах это может оказаться и с промежутком времени. Но, как правило, когда проходят налоговые платежи по земле, в декабре налоговые органы уведомляют всех, кто забыл заплатить.

- Как идет работа над созданием единой базы документов, которые налогоплательщики представляют в ходе контрольных мероприятий? Предполагалось ведь, что налоговики не смогут повторно требовать один и тот же документ...

- С 1 января 2008 года вступило в силу положение Налогового Кодекса о том, что нельзя истребовать от налогоплательщика повторно документ, который уже когда-либо был представлен в налоговые органы. Задача понятна, как реализовать - понятно. Сейчас идет разработка программного обеспечения. Планируется, что все документы, которые налогоплательщик сдавал в налоговые органы, будут описываться, а информация о них будет передаваться в центральный аппарат ФНС. И дальше - при проверке инспектор через web-доступ проверяет, представлялись ли когда-нибудь необходимые ему документы, скажем, определенные счета-фактуры. Если да, то в центральном аппарате будет и информация, в каком налоговом органе хранится документ. Далее этот документ высылается либо по факсу, либо другим необходимым способом. Если же документа нет, инспектор в рамках налоговой проверки вправе выписывать уведомление о необходимости представить документ в налоговый орган.

- А налогоплательщики смогут узнать, какие документы есть в инспекции, а каких - нет?

- Информация по наличию документов в инспекциях будет предоставляться только налоговым органам, потому что это в рамках контрольной работы. О своих документах, предоставленных налоговым органам, налогоплательщик и так имеет информацию.

- В какие сроки будут завершены работы по созданию базы документов?

- Работа по созданию единого централизованного архива документов должны быть завершены в этом году. Будет определено два-три региона для обкатки данной технологии. Думаю, это будут Кемерово и Краснодар. Окончательно система вступит в строй во второй половине этого года.

- Сколько времени будут такие ссылки храниться?

- Конечно, никто не будет хранить ненужную информацию в системе. В систему попадут только новые документы, которые направляются в налоговые органы с 1 января 2008 года. Таким, образом, пока вопрос хранения не так актуален и думаю, что будет дополнительная проработка этого вопроса.

- А контроль за самими налоговиками тоже автоматический, с помощью специальных систем?

- В 4 квартале 2007 года в ФНС разработана методика и программное обеспечение по автоматизации задачи оценки эффективности деятельности ФНС России в целом и территориальных налоговых органов и определении на основе ее результатов объемов премиального фонда территориальных и межрегиональных налоговых органов. Принятые критерии оценки эффективности деятельности ФНС и показатели качества деятельности налоговых органов базируются на информации из статистической налоговой отчетности, что исключает субъективизм в распределении премиального фонда. Расчет эффективности и объемов премиального фонда производится на всех трех уровнях структуры налоговых органов. Сначала в ЦА ФНС определяется  эффективность деятельности налоговых органов регионов  и на ее основе объемы премиального фонда регионов,  в регионах - УФНС определяется эффективность деятельности инспекций и объемы их премиального фонда. В инспекциях производится распределение премиального фонда по отделам и сотрудникам. Вмешательство любого сотрудника налоговых органов в работу программного обеспечения не возможно, и это не позволяет вносить субъективизм в результаты расчетов. В каждом налоговом органе, начиная от ЦА ФНС и кончая инспекциями,  созданы комиссии по распределению премиального фонда - они «нажимают на кнопку» для проведения расчетов и утверждают результаты.

- Так кто же нажимает заветную кнопочку, которая премии распределяет?

- В каждом налоговом органе, начиная от ЦА ФНС и кончая инспекциями,  созданы комиссии по распределению премиального фонда - они «нажимают на кнопку» для проведения расчетов и утверждают результаты.     

- Поясните, пожалуйста, Юрий Константинович, взаимодействуют ли налоговики с местными властями и как?

- У нас масса местных налогов: земельный, налог на имущество физлиц, транспортный - это же налоги, которые питают муниципальный бюджет. ФНС дает им информацию в электронном виде, чтобы с информацией можно было работать, уточнять, выстраивать графики и прогнозы. Простой пример: есть дачный участок, если он приватизирован - мы получим информацию о владельце из Росрегистрации. А если нет, тогда сидит себе Иван Иваныч на этом участке, тихонько на грядках ковыряется, от налогов уходит. Вот эту информацию могут иметь и могут предоставлять налоговым органам органы самоуправления.

- А предоставляют?

- Конечно. От органов местного самоуправления требуется, например, уточнить, является ли Иван-Иваныч по-прежнему владельцем участка, или продал этот участок Петру Ильичу. Иначе получается, что уведомление об уплате налогов посылаем на деревню дедушке. Когда каждая сторона заинтересована, эффективность работы сразу видна.

- А что еще подразумевается под внешними источниками?

- Роснедвижимость, Росрегистрация, органы ЗАГС, ГИБДД, органы БТИ, муниципальные власти, Росэнерго, УВД - для проверки действительности паспортов, на которые регистрируются фирмы, например. С частными нотариусами - налог на наследование отменен, но налоговые органы должны получать информацию о смене пользователя. Тем более, что долги тоже передаются по наследству и, вступая в права наследства, новый владелец обязан заплатить все долги, налоговая органы должны знать, кому присылать уведомление.

- А какую информацию предоставляют налоговикам банки?

- Банки предоставляют информацию по открытию-закрытию счетов. Информации о том, сколько денег на счету, мы не знаем. Главное мы знаем, что счет открыт. Если налогоплательщик нарушает, мы можем наложить арест на счета. Если речь идет о юридическом лице, то оно и само должно сообщать об открытии счета - это вменяется налоговым законодательством.

- Как идет совершенствование системы взаимодействия с таможенными органами?

 - С таможней у нас уже давно все хорошо налажено. В первую очередь ключевая роль во взаимодействии отводится подтверждению фактам вывоза товара из РФ, с целью исключить лжеэкспорт для незаконного возмещения налога на добавленную стоимость. Была идея установить взаимодействие с каждым таможенным пунктом, чтобы информация поступала в он-лайн. Но данных от ФТС и сейчас достаточно: информация предоставляет по запросам, а также в режиме раз месяц. Может, сроки сократим. Но, в принципе, графика взаимодействия (ежемесячно) вполне достаточно. Ведь срок принятия решения о возмещении НДС - три месяца.

- С источниками ФНС взаимодействует в электронном виде?

- Со всеми этими органами мы взаимодействует в электронном виде. Сложность обычно в том, чтобы объединить в единую систему все автоматизированные системы, которые действуют  в каждом таком органе. ФНС стремится уйти от бумажного документооборота, просто потому , что объем информации, которую надо обработать, огромен, а НК РФ предусматривает квоты по части сроков на принятие решения и довольно жесткие. Так что времени на вбивание этой информации вручную просто нет.

- Тем не менее, бумажные декларации все-таки существуют...

- Да, но отмечу, что все налоговые декларации по новым формам приняли «машиночитабельный» вид. Что это значит? Что данные декларации могут обрабатываться и с помощью сканера и компьютера. Поясню - есть разработанный софт для сканирования таких документов. И этот софт есть в Центре обработки данных (ЦОД). Там такие бумаги преобразуются в электронный вид - и неважно, где этот налогоплательщик находится. Обработанная информация в электронном виде возвращается в территориальные налоговые органы.

- Пока декларация отправляется на сканирование - проблем у налогоплательщиков не возникает? Ведь многие сдают декларацию в последний день, а на сканирование  и возврат уходит драгоценное время...

- В инспекции декларация получает свой регистрационный номер, фиксируется ее получение - раз декларация сдана, никаких пеней быть не может. Дальше бумажные документы направляются в ЦОД. Весь процесс их обработки, насколько мне известно, составляет пять дней - на примере Волгограда. Но налогоплательщика не должно волновать, когда будет декларация введена в систему, главное, что декларация принята и факт ее получения налоговым органом зафиксирован.

- А в какие сроки возвращается бумажная декларация?

- В бумажном виде к нам документы не возвращаются. Там есть бумажный архив. Помимо бумаги, там есть и электронный архив. Документ сканируется, образ сохраняется в первозданном виде. То есть, если понадобится доступ к первоисточнику, инспектор может это все поднять и посмотреть.

Беседовала специальный корреспондент РИА Новости Роксана Ахмедова.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала