Рейтинг@Mail.ru
Анатолий Сердюков: Мы не собираемся останавливаться на достигнутом - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Анатолий Сердюков: Мы не собираемся останавливаться на достигнутом

Читать ria.ru в
Важнейшим итогом проводимой налоговой реформы, по моему мнению, стало заметное снижение налоговой нагрузки на экономику - а это один из важных факторов поддержания экономического роста.

Интервью с руководителем Федеральной налоговой службы Анатолием Сердюковым.

В пятницу Госума планирует принять во втором основном чтении поправки в Налоговый кодекс, которые призваны усовершенствовать налоговое администрирование. О том, как налговая служба плаирует продолжать это совершенствование рассказал в интервью РИА Новости руководитель Федеральной налоговой службы Анатолий Сердюков.

Как Вы оцениваете результаты налоговой реформы в целом?

В каждом деле результаты оцениваются по объективным показателям. Важнейшим итогом проводимой налоговой реформы, по моему мнению, стало заметное снижение налоговой нагрузки на экономику - а это один из важных факторов поддержания экономического роста. Так, на сегодняшний день налоговая нагрузка на экономику (ее рассчитывают как отношение общей суммы налоговых и иных обязательных платежей, включая таможенные платежи, к объему ВВП) при сопоставимых мировых ценах на нефть за 2001-2005 год, снизилась с 33,6 до 27,4 процентов.

В ходе реформы постепенно сокращается число налогов, изменяются в лучшую сторону правила налогообложения. Если проанализировать статистику, то видно, что каждый год так называемое "налоговое бремя" снижается. С 2002 года были уменьшены, а с 2003 - окончательно отменены  "оборотные налоги", а также снижена ставка налога на прибыль организаций (с 35% до 24%). Начиная с 2004 года, с 20 до 18 % была снижена основная ставка НДС и отменен налог с продаж. В 2005 произошло существенное  уменьшение единого социального налога (ЕСН) - с 35,6% до 26%.  

В 2004 году были приняты очень важные изменения налогового законодательства. Благодаря поправкам, внесенным в главу 24 ("Единый социальный налог") части второй Налогового кодекса РФ, снижены базовые ставки ЕСН и изменения шкалы регрессии. Реформирование ЕСН призвано обеспечить повышение экономических стимулов для увеличения заработной платы и легализации ее выплаты при одновременном снижении нагрузки на бизнес.

Также были приняты поправки в первую часть Налогового кодекса. Наиболее важные из них касаются перечня налогов и сборов, действующих на территории Российской Федерации. Их стало меньше: с 2006 года налогов и сборов осталось всего четырнадцать, из них 9 - федеральных.

Таким образом, налицо положительные тенденции в налоговом администрировании. Но этой бочке меда, как водится, есть и своя ложка дегтя Ведь несмотря на то, что система налогообложения изменилась и количество налогов снизилось, для юридических лиц исчисление и оформление платежных документов не стало проще. Напротив, теперь налогоплательщик в соответствии с новой бюджетной классификацией обязан заполнить три платежных документа: на уплату собственно налога, а также пени и штрафов. То есть платежек становится в три раза больше. А если взять налог на землю? Теперь его нужно платить по частям в пользу каждого муниципального образования, на котором расположено предприятие. Таких муниципальных образований в России более 24 тысяч. Хорошо, если организация относится к одному-двум. А вот нагрузка на расчетные подразделения крупных налогоплательщиков (с сетью подразделений по стране) выросла в разы. К примеру, обязательства по уплате налога на землю у ОАО "Газпром" возникают в 65 субъе!
 ктах Российской Федерации, а у ОАО "Российские железные дороги" - в 79.

Кроме того, теперь, заполняя документы, налогоплательщик должен четко указать, в какой именно бюджет направляется платеж: нужно вписать конкретный код бюджетной классификации с выделением соответствующего кода элемента дохода, кода подпрограмм, кода администратора и других реквизитов. Речь идет о двадцатизначных кодах. Мы видим, что государство фактически переложило свою функцию межбюджетного регулирования на налогоплательщика.

ФНС России всегда выступала за упрощение исполнения налоговых обязательств для налогоплательщиков. ФНС России пытается облегчить налогоплательщикам заполнение всех документов, о которых я говорил. Наши специалисты разработали программу, которая не только подскажет все нужные коды, но и подготовит для печати нужные платежные документы с уже внесенными кодами классификации. Воспользоваться программой может каждый: она размещена в бесплатном доступе на сайте Службы: www.nalog.ru Называется программа "Платежное поручение на все налоги с новым ОКАТО". Кроме того, при затруднениях налогоплательщики вправе обращаться за разъяснениями в территориальные органы ФНС России.

Что, на Ваш взгляд, необходимо сделать для повышения налогового администрирования в ближайшей перспективе?
Конечно, начинать следует с решения вопроса, о котором я только что рассказал. В рамках той же инициативы по упрощению исполнения налоговых обязательств мы пытаемся также уменьшить объем налоговых деклараций. Однако эта идея пока не нашла поддержки в Минфине.

Если же говорить о ближайшей перспективе, то, по мнению ФНС России, необходимо предпринять эффективные действия, которые позволят исключить участие в НДС-обороте фиктивных компаний, а также воспрепятствуют применению мошенниками схем ухода от налогообложения.

Каких изменений следует ожидать в отношении НДС?

С первого января будущего года отменяется обязательство по представлению обязательной декларации по "нулевой" ставке и сокращаются сроки проведения проверки обоснованности возмещения (с трех месяцев - до двух).
При осуществлении неденежных форм расчетов между хозяйствующими субъектами с первого января 2007 года НДС уплачивается налогоплательщику на основании платежного поручения.

Одновременно планируется получать от банков информацию о движении денежных средств при расчетах хозяйствующих субъектов. По большому счету, это не является инструментом налогового контроля, а получаемая информация может быть использована лишь в аналитических целях для отслеживания маршрута платежа и при этом с разрывом во времени, а также для анализа финансово-хозяйственной деятельности плательщика, выявления "однодневок" в цепочке перепродаж.

Многие говорят о введении свидетельств участия в НДС-обороте. Что это означает?

Данный вопрос пока находится в стадии проработки. Сейчас обсуждается целесообразность введения в России системы персонального учета налогоплательщиков налога на добавленную стоимость (НДС), а также разрабатываются принципы, которые затем могут лечь в основу такой регистрации. Инициатива направлена, прежде всего, на упрощение процедуры администрирования НДС.

А можете ли пояснить, в чем суть этой инициативы?

Пока еще окончательных решений по этому вопросу нет. Однако очевидно, что выработка конкретных приемлемых для российских налогоплательщиков критериев, которые будут применяться для отбора налогоплательщиков, в целях их регистрации в качестве плательщиков НДС, должна основываться на мировом опыте, на системе регистрации налогоплательщиков НДС, существующей в международной практике.

Скажу больше: по мнению ФНС России, введение специальной регистрации налогоплательщиков НДС с выдачей свидетельства участника НДС-оборота должно быть осуществлено как можно раньше, не позднее 1 января 2007 года - срока введения в действие заявительного порядка возмещения НДС.

Как Вы относитесь к идее заменить НДС налогом с продаж?

Идеи заменить один налог другим звучат довольно часто. Однако следует иметь в виду, что этот вопрос всегда нуждается во всестороннем и тщательном рассмотрении. Дело в том, что в случае отмены налога на добавленную стоимость возникнет ряд трудностей. Прежде всего, в связи с отменой НДС необходимо восполнить выпадающие доходы федерального бюджета. А речь идет о крупной сумме: к примеру, на 2006 год в федеральный бюджет ожидаются поступления НДС в размере 1123,7 млрд. рублей. Нельзя допустить, чтобы бюджет (а вместе с ним и вся социальная сфера) недосчитались этих средств.

Но сейчас, по всеобщему признанию, НДС является самым сложным в плане администрирования налогом.

С администрированием налога с продаж могут возникнуть серьезные проблемы как у налоговых органов, так и у налогоплательщиков. Многие заблуждаются, предполагая, что на этапе розничной продажи, то есть при покупке товара в магазине или на рынке, уплата налога в бюджет будет прозрачной и легко проверяемой. Значит, нам придется менять и вновь отлаживать механизмы контроля и работы с налогоплательщиками.

Как видите, просто взять и заменить НДС налогом с продаж не получается. Если переход все же будет, он должен быть очень хорошо подготовлен и обоснован - в том числе и экономически.

А если говорить о государственной регистрации налогоплательщиков в целом - тут планируются какие-то изменения?

Необходимость внесения изменений, касающихся процедуры и сроков государственной регистрации, что называется, продиктована самой жизнью. Во многом их насущность вызвана возрастанием числа "фирм-однодневок", случаев "захватов фирм", осуществляемых с помощью процедуры государственной регистрации. Недаром на сегодняшний день активная борьба с этими негативными явлениями - среди приоритетных направлений деятельности ФНС России.

Мы подготовили ряд предложений, нацеленных на предотвращение фактов "захватов фирм", а также на уменьшение количества создаваемых "фирм-однодневок". В настоящее время предложения находятся на рассмотрении в Минэкономразвития России.

В чем заключаются предполагаемые изменения?

Зачастую при регистрации "однодневок", равно как и при осуществлении "захватов фирм", используются поддельные паспорта, данные умерших, бомжей, нередки случаи фальсификации подписи нотариуса. По мнению ФНС России, увеличение сроков госрегистрации для отдельных регистрационных действий позволит регистрирующим (налоговым) органам осуществлять более тщательную проверку документов, представленных для государственной регистрации. Сейчас пяти дней, в течение которых следует выдать решение о госрегистрации или отказ, не хватает.

Налоговики будут проводить экспертизу подлинности представленных документов?
 
Планируется обязать регистрирующие органы при представлении документов для изменения сведений Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, при реорганизации юридического лица уведомлять об этом лицо, сведения о котором содержатся в этом ЕГРЮЛ.

Если же от лица, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ, поступит заявление о несогласии с вносимыми изменениями, то регистрирующим органом может быть вынесено решение об отказе в госрегистрации. Это делается опять-таки для того, чтобы пресечь использование процедуры госрегистрации для захвата фирм.

Какие еще меры Вы предложите?
 
Также важно не допустить неоднократное совершение неправомерных действий в сфере государственной регистрации. Для ужесточения контроля в этой области предлагается ввести ограничение права отдельных категорий лиц по участию в управлении и создании юридических лиц. А также ужесточить административную ответственность за совершение правонарушений, связанных с государственной регистрацией. Включение сведений о таких лицах в ЕГРЮЛ послужит информированию общества, ведь сведения из реестра являются открытыми и общедоступными.

Необходимо отметить, что для тех юридических лиц, которые выполняют обязанности в соответствии с законом, все эти изменения не создадут каких-либо сложностей.

Вы упомянули, что планируются изменения в отношении акцизов. Насколько существенными будут эти поправки?
 
Предполагается изменить порядок взимания акцизов на нефтепродукты и табачные изделия. По мнению ФНС России, представляется целесообразным возврат к порядку налогообложения акцизами нефтепродуктов, действовавшему до 1 января 2003 года, то есть к взиманию акцизов с производителей нефтепродуктов.

Переход к взиманию акцизов только с производителей нефтепродуктов позволит значительно упростить налоговое администрирование и, следовательно, снизить издержки на его осуществление, исключить экономическую заинтересованность налогоплательщиков в применении схем уклонения от уплаты акцизов. Кроме того, это поставит всех участников рынка нефтепродуктов в экономически равные условия, что отвечает гарантированным Конституцией Российской Федерации принципам единого экономического пространства Российской Федерации и равного налогового бремени.

А в отношении ставок планируются изменения?

ФНС России предлагает установление единой ставки акциза на все виды автомобильных бензинов, а также на прямогонный бензин. Предлагается установить единую ставку акциза на низко- и высокооктановые виды автомобильного бензина, что позволит стимулировать как производство, так и потребление высококачественного топлива, поскольку удельный вес акциза в цене более дорогого бензина будет ниже.

Реализация данного предложения позволит не только увеличить доходы бюджета, но и улучшить экологическую обстановку в стране. Кроме того, такая мера решит проблему присутствия на российском товарном рынке некачественных автомобильных бензинов, полученных путем смешения.

Для акциза на табачные изделия есть предложения?

Мы считаем целесообразным установить специфическую  ставку акциза на табачные изделия. Напомню, сейчас действует комбинированная ставка акциза на табачные изделия (специфическая - в рублях и копейках за 1000 штук и адвалорная - в процентах к отпускной цене этого товара).

У такой системы есть ряд недостатков. Она стимулирует производство продукции с низкой стоимостью и качеством, зависит от цены продукции и выбора потребителем тех или иных марок сигарет. Государство вынуждено отслеживать изменение цен производителями. К недостаткам  комбинированной ставки относится и возможность минимизировать сумму акциза, подлежащего уплате, путем занижения адвалорной составляющей.

Позволит ли решить эту проблему расчет адвалорной составляющей исходя из максимальной розничной цены?

Перенесение расчета адвалорной составляющей с отпускной цены на розничную цену сигарет в торговой сети не упростит и без того сложную систему взимания акциза и может привести к появлению новых схем ухода от налогообложения. Для обеспечения отсутствия зависимости доходов государственного бюджета от ценовой политики предприятий табачной отрасли необходимо ликвидировать адвалорные ставки там, где возможно использование только специфических ставок.

В чем их преимущества?

Специфическая ставка (то есть фиксированная сумма налога, взимаемая с определенного законом количества подакцизного товара) проще в администрировании. Она не требует больших затрат и эффективна, поскольку основана на объемах производства. Кроме того, такая ставка стимулирует производство продукции высокого качества и развитие инновационных технологий. Она основана на объемах производства, не зависит от изменения цены и не подвержена манипулированию ценами - а это означает стабильность и прогнозируемость налоговых поступлений.

Необходимо принимать во внимание, что в ставки акцизов закладываются интерес государства и производителей по формированию доходной части бюджета, структуре табачной продукции, конкуренции и конечные результаты бизнеса. Учитывая, что задачами государства в этой сфере являются препятствие распространению табакокурения путем снижения покупательской доступности, повышение качества табачных изделий и обеспечение наличия на рынке менее вредной табачной продукции, увеличение объемов налоговых поступлений, представляется целесообразным вернуться к специфической системе взимания акциза на табачные изделия.

Беседовала спецкорр. РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала