Рейтинг@Mail.ru
Интервью заместителя министра иностранных дел России Александра Грушко - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Интервью заместителя министра иностранных дел России Александра Грушко

Читать ria.ru в
Совет Европы не просто может, но и должен предпринять все возможные усилия для того, чтобы воздействовать на Латвию и Эстонию в плане исключения дискриминационной практики в отношении русскоязычного населения, ветеранов Второй мировой войны.

Может ли, на Ваш взгляд, Совет Европы оказать воздействие на Латвию и Эстонию, где налицо дискриминационные процессы в отношении русскоязычного населения, в частности ветеранов Второй мировой войны.

- По нашему мнению, Совет Европы не просто может, но и должен предпринять все возможные усилия для того, чтобы воздействовать на Латвию и Эстонию в плане исключения дискриминационной практики в отношении русскоязычного населения, ветеранов Второй мировой войны. Сейчас же не можем не отметить "робость" Совета Европы на этом направлении.

Ограничение языковых и образовательных прав этого меньшинства, массовое безгражданство и связанное с ним поражение в политических и социальных правах (в т.ч. зафиксированные в докладах Комиссара СЕ по правам человека А.Хиль-Роблеса по итогам его поездок в страны Балтии), к сожалению, не стали предметом серьезного и углубленного обсуждения в рамках Комитета министров Совета Европы. Это противоречит Рекомендации ПАСЕ 1623 (2003) и многочисленным Заключениям Венецианской комиссии.

На заседании КМСЕ 17 ноября с.г. мы призвали партнеров по СЕ реально заняться этими проблемами в соответствии с рекомендациями международных организаций.

Россия высказывалась за пересмотр системы взносов в бюджеты как Совета Европы, так и ОБСЕ. Какова сейчас позиция Москвы по этому вопросу? Вырабатывается ли новая формула взносов стран? Как планируется формировать бюджет этих международных организаций на 2006 год?

- Прежде всего, необходимо отметить, что Россия всегда вовремя и в полном объеме выполняла свои бюджетные обязательства перед Советом Европы.

Вместе с тем, мы считаем, что при определении шкалы взносов в бюджет Совета Европы должен прежде всего учитываться принцип платежеспособности государств, основывающийся на их объективных экономических показателях (ВВП на душу населения). Такой принцип более объективен, чем определение взноса, исходя из численности населения и размера территории.

В бюджетных вопросах Россия выступает за изыскание дополнительных резервов финансирования деятельности Европейского Суда по правам человека главным образом за счет внутреннего перераспределения средств бюджета Совета Европы. Поддерживая в целом идею повышения эффективности Суда, мы настаиваем на необходимости взвешенных подходов к решению вопросов, которые имели бы серьезные политические и финансовые последствия, прежде всего, для тех государств-членов Совета Европы, которые рискуют в ближайшем будущем стать «главными плательщиками» по выносимым ЕСПЧ решениям (в их число в предстоящие годы будет входить и Россия). Кроме того, большие надежды возлагаем на работу «группы мудрецов», сформированной на основе решений Третьего саммита СЕ, которая должна выработать новые и, возможно, нестандартные решения, касающиеся обеспечения эффективности ЕСПЧ.

Нынешняя система формирования бюджета ОБСЕ унаследована от «конференционного» прошлого этой организации (Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе) и, строго говоря, не имеет под собой объективной основы. Мы выступаем за то, чтобы шкала взносов базировалась на принципе реальной платежеспособности государств. Соответствующая методология применяется в ООН, и мы не видим объективных причин, которые не позволяли бы воплотить ее в ОБСЕ. Учитывая сдержанное отношение ряда партнеров, российская сторона согласилась решать этот вопрос не единомоментно, а постепенно.

В начале ноября этого года Словения как председатель ОБСЕ официально представила свои предложения по шкалам взносов. Они не идеальны, но на их основе можно работать дальше.

Россия с мая по ноябрь будущего года будет председательствовать в Комитете министров Совета Европы. Какие темы будут приоритетными в период российского председательства?

- Как известно, с мая по ноябрь 2006 года России предстоит возглавлять Комитет министров Совета Европы. Мы серьезно готовимся к этой важной миссии. Намерены направить наши основные усилия на поддержание и укрепление атмосферы доверия и сотрудничества в КМСЕ, необходимой для успешной реализации приоритетов в деятельности Организации в соответствии с решениями Третьего саммита в Варшаве. Совместно с Секретариатом СЕ готовится проект программы мероприятий в рамках председательства.

Планируем сделать акцент, прежде всего, на укреплении национальных средств защиты прав человека, противодействии терроризму и преступности во всех формах, защите национальных меньшинств, формировании единого европейского пространства прав человека, облегчении реализации социальных прав, укреплении социальной сплоченности, межкультурного диалога, проблемах молодежи.

Известно, что Россия и ЕС согласовали основные вопросы облегчения визового режима. Соответствующее соглашение, как ожидается, будет подписано до конца этого года. Реально ли это? Как идет его подготовка? Каким образом будут заключаться соглашения о реадмиссии?

- Эксперты России и ЕС согласовали тексты соглашений об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского союза и о реадмиссии. В настоящее время они проходят предусмотренную в России и ЕС процедуру подготовки к подписанию. Кроме того, предполагается провести сверку текстов соглашений на русском и английском языках, а также на всех языках Евросоюза. Мы рассчитываем закончить эту работу до конца года. Наши коллеги из ЕС пока называют нам другой срок – ориентировочно март-апрель 2006 г. Таким образом, подписания соглашений можно ожидать в марте-мае 2006 г. В этой связи вступление соглашений в силу можно ожидать не раньше осени 2006 г.

Известно, что ЕС ставил условием для облегчения визового режима решение вопроса о реадмиссии. Будет ли Россия заключать отдельные договоры с каждой из стран ЕС или это будет общее соглашение Россия-ЕС. Ведутся ли переговоры о реадмиссии с республиками СНГ, граничащими с Россией?

- Оба соглашения будут подписаны между Российской Федерацией и Европейским сообществом. Под действие соглашения о реадмиссии будут подпадать все государства – члены ЕС за исключением Дании, с которой, видимо, будет подписан отдельный аналогичный документ. Кроме того, соглашения о реадмиссии предполагается заключить с двумя странами – нечленами ЕС - Норвегией и Исландией, которые являются участниками Шенгенских соглашений.

Мы предложили подписать соглашения о реадмиссии также многим государствам - участникам СНГ и странам, из которых в Россию поступает основной поток нелегальных мигрантов. Наиболее успешно эта работа продвигается с Казахстаном, Украиной, КНДР и Турцией. Ведутся также консультации с Вьетнамом, Киргизией, Индией и Ливаном. Что касается других стран, то мы стремимся договориться с ними о начале переговоров.

Совет Европы, как и ОБСЕ, в России часто критикуют за некорректный подход к мониторингу выборов. Москва неоднократно высказывалась за необходимость выработки единых стандартов мониторинга выборов. Обсуждался ли этот вопрос на министерской сессии Совета Европы и будет ли он обсуждаться в ходе заседания Совета министров иностранных дел в Любляне?

- Действительно, работа ОБСЕ по наблюдению за выборами на пространстве Организации вызывает у нас и наших партнеров по СНГ и ОДКБ растущее беспокойство, поскольку основной упор здесь делается на мониторинг внутриполитической ситуации, а не на оказание принимающим государствам практической помощи и содействия по их запросам.

Сложившаяся практика наблюдения за выборами, осуществляемого со стороны Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ, представляется неприемлемой по ряду причин. Оценки избирательной кампании и итогов выборов характеризуются «двойными стандартами» и скоропалительно оглашаются главой мониторинговой миссии, причем делается это от имени всей ОБСЕ, хотя с государствами-участниками они не согласовываются и даже не обсуждаются. Таким же странным образом, без предварительного обсуждения в коллективных межправительственных органах ОБСЕ, кстати, назначаются и сами главы этих миссий по наблюдению за выборами.

Особое беспокойство вызывает отсутствие ясности в отношении критериев определения как необходимости проведения мониторинга выборов со стороны БДИПЧ в странах-участницах ОБСЕ, так и количества международных наблюдателей за выборами. Почему в одни страны БДИПЧ направляет своих наблюдателей, каждый раз произвольно варьируя их количество, а в другие – нет, причем без всякого согласования данного вопроса, да еще под надуманными предлогами? Чем еще, кроме непрекращающейся практики «двойных стандартов», можно объяснить тот факт, что на выборы в США БДИПЧ «рекрутировало» 50 человек, в Великобритании – 11, Грузии – более 600, Украине – свыше 400, Азербайджане – 500, Казахстане – 400, а на парламентские выборы в ФРГ и Польшу в сентябре с.г. вообще решило не направлять своих наблюдателей, сославшись на «ограниченность ресурсов и напряженный рабочий график»?
Вообще, «автономность» БДИПЧ, которую порой преподносят чуть ли не как главное достижение и ценность ОБСЕ, – тема отдельного серьезного разговора. Если само Бюро считает себя автономным от государств-участников (а дело именно так и обстоит – Бюро их мнение не учитывает и перед ними о текущей деятельности практически не отчитывается), то и государства-участники могут себя считать автономными от БДИПЧ, то есть не связанными правилами, которые Бюро в большинстве случаев само для себя установило. Разумеется, Россия будет акцентировать свои озабоченности по работе БДИПЧ на избирательном треке в ходе предстоящего в Любляне 5-6 декабря с.г. заседания Совета министров иностранных дел (СМИД) ОБСЕ.

Кроме того, 22-23 ноября с.г. ЦИК России совместно с БДИПЧ ОБСЕ проводит в Москве семинар экспертов по совершенствованию методологии мониторинга и оценки выборов. В ходе этого мероприятия мы намерены не только вновь изложить наши критические оценки, но и предложить выработать проект конкретного решения для принятия на Люблянском СМИД ОБСЕ.

Необходимо также отметить, что в практическом плане мы проводим работу по расширению участия россиян в международных наблюдательных миссиях, к чему нас во многих случаях призывают западные партнеры. Так, на парламентские выборы в Азербайджане 6 ноября с.г. мы направили значительную группу (почти 90 человек) российских наблюдателей в составе мониторинговой миссии БДИПЧ ОБСЕ. Готовим наших наблюдателей на президентские выборы в Казахстане 4 декабря с.г.

На минувшей сессии КМСЕ в Страсбурге 17 ноября с.г. мы вновь напомнили партнерам о необходимости принятия единых избирательных стандартов.

Какие другие вопросы готовятся для обсуждения на предстоящем СМИД ОБСЕ в Любляне?

- Предстоящий в Любляне СМИД ОБСЕ, по нашему убеждению, должен быть посвящен прежде всего реформированию Организации. Важно разработать и принять документы, дающие старт процессу глубокой трансформации ОБСЕ, что, видимо, займет не один год.
В настоящее время на столе переговоров находится три основных проекта документов по реформе ОБСЕ, которые словенское председательство готовит для принятия на министерской встрече в Любляне: «Об укреплении эффективности ОБСЕ» (своего рода «дорожная карта» реформы на 2006 и, возможно, на последующие годы), «О совершенствовании процессов консультаций и подготовки решений» (о создании трех комитетов Постсовета), а также обновленные правила процедуры.

Есть и другие вопросы, консенсус по которым пока не достигнут, в силу чего требуют дополнительной экспертной проработки – правоспособность ОБСЕ, улучшение работы БДИПЧ на избирательном треке, укрепление роли Генерального секретаря ОБСЕ, совершенствование программно-бюджетного процесса (включая вопросы обеспечения транспарентности внебюджетного финансирования), реструктуризация Секретариата.

В оставшееся до министерской встречи время мы намерены активизировать консультации и согласование проектов документов с нашими партнерами по ОБСЕ с целью успешного проведения Люблянского СМИД.

 Ирина Чумакова
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала