Рейтинг@Mail.ru
Российская атомная подлодка после ЧП вернулась на базу в Приморье - РИА Новости, 09.11.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российская атомная подлодка после ЧП вернулась на базу в Приморье

Читать ria.ru в
Российская атомная подводная лодка, на которой в результате ЧП в субботу погибли 20 человек, в 10.30 мск прибыла во временный пункт базирования в Приморье и ошвартовалась у причала, сообщил РИА Новости помощник главкома ВМФ России капитан первого ранга Игорь Дыгало.

МОСКВА, 9 ноя - РИА Новости. Российская атомная подводная лодка, на которой в результате ЧП в субботу погибли 20 человек, в 10.30 мск прибыла во временный пункт базирования в Приморье и ошвартовалась у причала, сообщил РИА Новости помощник главкома ВМФ России капитан первого ранга Игорь Дыгало.

"Лодка из района ходовых испытаний в Японском море осуществляла движение самостоятельно в сопровождении спасательного судна "Саяны". Главная энергетическая установка работает нормально. Радиационный фон в норме", - сказал Дыгало.

На лодке в субботу несанкционированно сработала система аварийного пожаротушения, произошел выброс фреона, используемого для тушения огня. Погибли 20 человек.

Пострадавших - 21 человека в различной степени тяжести - эвакуировали с лодки сразу после ЧП на находившийся поблизости большой противолодочный корабль "Адмирал Трибуц" и их уже доставили на берег. Пострадавшие размещены в лечебных учреждениях.

Высокопоставленный источник в Тихоокеанском флоте сообщил РИА Новости, что подводная лодка пришла на базу Большой Камень, где ее ожидали специальные службы флота.

Большой Камень расположен примерно в 130 километрах от Владивостока, где располагается главная база Тихоокеанского флота России.

ЧП

"Сегодня, 8 ноября, на одной из атомных подводных лодок Тихоокеанского флота при проведении ходовых испытаний в результате несанкционированного срабатывания системы пожаротушения погибли более 20 человек. Среди погибших рабочие судостроительного предприятия и военнослужащие", - сообщил Дыгало журналистам поздно вечером в субботу.

В воскресенье помощник главкома уточнил, что срабатывание автоматизированной системы пожаротушения произошло в 1-м и 2-м отсеках. Среди погибших - рабочие судостроительного предприятия и военнослужащие.

Атомная подводная лодка не была принята в состав ВМФ и находилась на этапе заводских ходовых испытаний, которые проводит сдаточная команда завода, сообщил Дыгало. По его словам, прием АПЛ в состав ВМФ должен был состояться в конце этого года.

Во время ЧП на борту подводной лодки находились 208 человек. Это - члены сдаточной команды, в которую входят работники завода и представители контрагентских предприятий, а также 81 человек военного экипажа, указал помощник Главкома ВМФ.

Пострадавших эвакуировали на борт большого противолодочного корабля "Адмирал Трибуц", который полным ходом пошел на базу, в то время как подлодка в сопровождении спасательного судна "Саяны" шла в пункт временного базирования. Раненые уже доставлены на берег и помещены в лечебные учреждения флота для оказания квалифицированной медицинской помощи, сказал Дыгало.

"Лодка повреждений не имеет. Отсеки провентилированы. Главная энергетическая установка (реакторный отсек) работает в штатном режиме. Радиационный фон на лодке в норме", - сказал Дыгало.

По указанию Главнокомандующего ВМФ, испытания остановлены, принято решение о возвращении лодки в пункт временного базирования в Приморье, добавил он.

Данные СКП

По данным Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ, на атомной подводной лодке погибли 20 и пострадали 22 человека. Как сообщил официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин, среди погибших - 6 военнослужащих и 14 гражданских лиц, 22 человека получили ранения различной степени тяжести.

Раненых на военном корабле, расположенном поблизости, доставили в военный госпиталь, сказал он.

По сообщению СКП, в субботу примерно в 20.30 по местному времени на одной из строящихся АПЛ Тихоокеанского флота, вышедшей из верфи в море на судовые испытания, в одном из отсеков произошло несанкционированное срабатывание системы пожаротушения, предусматривающее выброс фреона.

Уголовное дело возбуждено по статье 352 (нарушение правил вождения и эксплуатации военного корабля, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия) УК РФ.

Создана следственная группа, расследованием дела занимается военно-следственное управление СКП РФ по Тихоокеанскому флоту.

В связи с происшествием военная прокуратура Тихоокеанского флота начала прокурорскую проверку. По указанию Сергея Фридинского, группа офицеров Главной военной прокуратуры, которую возглавил первый заместитель главного военного прокурора Александр Мокрицкий, уже прибыла на ТОФ.

Вместе с военными следователями во Владивосток по указанию министра обороны РФ Анатолия Сердюкова вылетела комиссия военного ведомства. В ее составе - генералы и офицеры центрального аппарата Минобороны России.

Инцидент произошел в носовой части, реактор - в безопасности

Как сообщил РИА Новости высокопоставленный источник в командовании Тихоокеанского флота, инцидент на подлодке произошел в носовой части лодки, и угрозы силовой атомной установке, расположенной в корме, нет.

Дыгало также сказал, что реактор лодки работает в штатном режиме, радиационный фон на лодке - в норме.

Ходовые испытания

Представители флота и СКП РФ не сообщили тип и название подводной лодки, а также место, где произошел инцидент.

Однако в конце октября сообщалось, что начались испытания субмарины "Нерпы", построенной в Комсомольске-на-Амуре, и эти испытания широко освещались в прессе. На прошлой неделе лодка в рамках ходовых испытаний совершила первое погружение.

Подводная лодка, на которой произошло ЧП, была сделана на Амурском судостроительном заводе, носит название "Нерпа" и проходила ходовые испытания в российских водах Японского моря, сказал РИА Новости источник в руководстве предприятия.

По его словам, на лодке были ведущие инженеры и рабочие предприятия, никого из руководства завода на атомоходе в момент инцидента не было.

Источник в Тихоокеанском флоте сообщил, что, по предварительным данным, большинство погибших - 17 человек - были гражданскими специалистами. "Полный список будет оглашен после того, как пройдет опознание погибших",- сказал собеседник.

Атомная подводная лодка "Нерпа" (К-152, проект 971, класс "Щука-Б"), которая относится к подлодкам третьего поколения, была заложена на заводе в 1991 году. Водоизмещение субмарины составляет 8140/12770 тонн, максимальная скорость - 30 узлов, максимальная глубина погружения - 600 метров, автономность - 100 суток, экипаж - 73 человека, вооружение - 4 торпедных аппарата 533 миллиметров, 4 торпедных аппарата 650 миллиметров.

Версии происшествия

На атомных подводных лодках сейчас размещают две системы пожаротушения: воздушно-пенная и лодочная объемная химическая. Воздушно-пенная система предназначена для тушения локальных очагов пожара и состоит из двух станций, размещенных в концевых отсеках.

Объемная химическая система предназначена для тушения пожара в объеме помещения (кроме пожаров порохов и боезапаса) и состоит из станций пожаротушения, которые размещены во всех отсеках за исключением реакторного. Огнегасителем является хладон 114В2, или фреон. (1,1,2,2-тетрафтордибромэтан, 1,2- дибромтетрафторэтан). Согласно ГОСТу, это бесцветная жидкость со специфическим запахом, по степени воздействия на организм относится к веществам 4-го класса опасности. Хладон 114В2 применяют в качестве огнетушащей жидкости для пожаров различных классов, в том числе оборудования под напряжением, в качестве приборной жидкости и для промывки узлов и блоков радиоэлектронной аппаратуры после пайки, а также для других целей.

На старых АПЛ сигнал о включении системы пожарной защиты подавался исключительно по приказу, поэтому система не могла включаться непроизвольно, рассказал РИА Новости источник на ТОФ.

"На субмаринах нового поколения система пожаротушения срабатывает автоматически, в первую очередь, реагируя на дым. Автоматизированная система пожаротушения - очень надежная и эффективная, мгновенно реагирует на задымление, гасит огонь быстро. Но и люди без портативных дыхательных аппаратов в это время тоже быстро подвергаются смертельному риску", - уточнил источник.

Он сообщил, что на атомной субмарине, по отчетным данным, находится 220 портативных дыхательных аппаратов (ПДА).

"ПДА хватало на всех. Почему тогда столько жертв? Возможно, люди по каким-то причинам не смогли быстро воспользоваться ПДА? Ответить на эти и другие причины предстоит следствию", - сказал источник.

Человеческий фактор?

Один из специалистов по кораблестроению в интервью РИА Новости высказал мнение, что причиной ЧП мог стать человеческий фактор: "Могла быть ошибка в программировании, могла быть ошибка в эксплуатации, которая повлекла несанкционированную работу системы пожаротушения".

По его словам, из двух систем пожаротушения более опасна химическая система. "А в данном случае могли сработать обе системы пожаротушения", - сказал специалист.

По его словам, система жизнеобеспечения субмарины устроена таким образом, что при чрезвычайной ситуации для спасения экипажа и корабля все отсеки задраиваются. "Люди, таким образом, оказались в изоляции в ставшем аварийным отсеке", - сказал эксперт.

Однако окончательные выводы должно дать следствие, добавил он.

Ответственность за чрезвычайное происшествие на подлодке до ее сдачи флоту, скорее всего, несет завод-изготовитель, считает специалист по кораблестроению.

"Поскольку лодка заводская и не принята в состав боевого дежурства, то в первую очередь все претензии к предприятию. Флотский экипаж (во время ходовых испытаний) находится в роли стажеров", - сказал эксперт.

Один из военных экспертов, непосредственно связанный с судостроением, считает, что несанкционированное срабатывание аварийной системы пожаротушения на подводной лодке могло произойти в результате нарушения режима работы сдаточным экипажем, который проводил ходовые испытания подводной лодки.

Япония следит за ситуацией

Министерство обороны Японии пристально следит за развитием ситуации с российской подлодкой, на которой в субботу в Японском море в результате ЧП погибли более 20 человек, сообщил РИА Новости в Токио эксперт по военным вопросам.

"Реакцией японских военных - прежде всего, ВМФ - станет, прежде всего, сбор проб морской воды и воздуха в районах предположительного нахождения подлодки с целью анализа и подтверждения заявления российской стороны о том, что атомный реактор субмарины не пострадал в результате происшествия", - сказал он.

По информации источника, будет также вестись наблюдение с воздуха с задействованием разведывательных самолетов Р3С "Орион", а для радиоперехвата используют фрегаты, оборудованные системами ПРО "Иджис".

Инциденты на российском подводном флоте

Самое серьезное происшествие с российскими подлодками произошло 12 августа 2000 года в Баренцевом море, когда на глубине 107 метров затонула российская атомная подлодка "Курск". Тогда погибли 118 человек. АПЛ была поднята со дна моря в июне 2002 года.

Через три года, 30 августа 2003 года, в Баренцевом море в трех милях к северо-западу от острова Кильдин примерно в 03.00 мск во время буксировки затонула снятая с вооружения и шедшая на утилизацию атомная подводная лодка "К 159". На борту судна находились 10 членов экипажа, одного из них удалось спасти; позже были обнаружены тела еще двух человек. Официальной причиной гибели атомохода называется шторм, в результате которого произошел отрыв четырех понтонов, во время буксировки удерживавших корабль на плаву.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала