Рейтинг@Mail.ru
13 ноября - РИА Новости, 13.11.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

13 ноября

Читать ria.ru в
Международный день слепых.>>
День войск радиационной, химической и биологической защиты.>>
1758 - основан 1-й Московский медицинский институт имени И.М.Сеченова, теперь - Московская медицинская академия имени И.М.Сеченова.

Международный день слепых

Международный день слепых проводится в день рождения (13 ноября 1745 года) французского педагога Валентина Гаюи, основавшего в 1784 году в Париже первый в мире интернат для слепых. До XVIII века мир не знал учебных заведений для  слепых. Валентин Гаюи впервые продемонстрировал свой метод их обучения посредством придуманного им шрифта. В 1784 году в Париже без поддержки правительства и благотворительных обществ, на свои личные средства в своем собственном доме открыл первую в мире школу для слепых детей под названием «Мастерская трудящихся слепых ». Первым учеником Валентина Гаюи был подобранный на церковной паперти мальчик Франсуа Лезюер. Потом в школу поступили еще 11 его беспризорных сверстников. Обучение и воспитание  слепых  детей Валентин Гаюи поставил на научную основу. Он разработал рельефно-линейный шрифт «унциал». Этот шрифт получил название от латинского слова, означающего «равный по длине одной унции». Это были крупные ровные буквы, выдавленные рельефом на плотной бумаге. Главное достоинство «унциала» заключалось в том, что при помощи этого шрифта можно было обучать  слепых  детей чтению и печатать книги для  слепых . Шрифт был передвижной, и это помогало  слепым  детям делать набор нужного текста. Кроме того, Валентин Гаюи сконструировал приборы для  слепых  и матрицы для изготовления рельефных наглядных пособий, географических карт и глобусов. Этому ремеслу он обучал и своих воспитанников. Идея создания книг для  слепых  также принадлежит Валентину Гаюи. Несмотря на огромные материальные затруднения, Валентин Гаюи построил при школе типографию и напечатал в ней несколько книг рельефно-линейным шрифтом - «унциалом». Это были первые книги для слепых. По книгам Гаюи незрячие обучались вплоть до изобретения Луи Брайлем шрифта рельефного шеститочия (1829). В 1803 году Валентин Гаюи получил предложение российского императора Александра I открыть в Санкт-Петербурге учебно-воспитательное заведение для слепых . В 1807 году Александром I были утверждены Устав, штаты и бюджет Санкт-Петербургского института рабочих слепых. Эту дату принято считать началом деятельности первого учебно-воспитательного заведения для слепых детей в России.

День войск радиационной, химической и биологической защиты


Профессиональный праздник установлен Указом Президента РФ от 31 мая 2006 года. Официальной датой образования войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) считается 13 ноября 1918 года, когда приказом Революционного Военного Совета республики № 220 были образованы первые органы и подразделения химической защиты в действующей армии. Для подготовки кадров подразделений химической защиты и химической службы 5 декабря 1918 года открылись Московские советские курсы военной газотехники. В январе 1920 года курсы были преобразованы в Высшую военно-химическую школу. В 1923 году в штаты стрелковых полков введены противогазовые команды. В том же году в Главное артиллерийское управление переданы из Главного военно-инженерного управления РККА две огнеметные роты и одна огнеметная команда. В 1925 году образованы центральные органы по руководству химическими войсками и службой, 15 августа 1925 года создано Военно-химическое управление при начальнике снабжения Красной армии. Особенно широкое развитие химические войска получили в годы Великой Отечественной войны. Они непрерывно вели разведку в целях вскрытия подготовки противника к химическому нападению и своевременному предупреждению своих войск, участвовали в обеспечении постоянной готовности воинских частей, соединений и объединений к выполнению боевых задач в условиях возможного применения противником химического оружия, уничтожали живую силу  и технику врага огнеметно-зажигательными средствами, осуществляли маскировку своих войск и объектов тыла дымами. В августе 1941 года Управление химической защиты РККА переименовано в Главное военно-химическое управление Красной Армии. В послевоенное время в развитии химических войск произошли существенные качественные изменения. В 1946 году Главное военно-химическое управление Красной Армии преобразовано в Управление начальника химических войск Сухопутных войск. 1951 году в связи с увеличением объема  задач, возлагаемых на химическую службу, в Управлении начальника химических войск был создан Штаб химических войск. В 1952 году Управление начальника химических войск Сухопутных войск, деятельность которого распространялась и на другие виды Вооруженных Сил, было преобразовано в Управление начальника химических войск Советской Армии. В эти годы вновь создаваемые части химической защиты вооружались новейшей техникой, разработанной в стенах Центрального научно-исследовательского военно-технического института и военной академии химической защиты. В 1961 году Управление начальника химических войск Советской Армии получило статус Центрального управления Министерства обороны. Для выполнения новых задач в войсках были проведены организационные мероприятия по оптимизации структур соединений, частей и подразделений войск. 26 апреля 1986 года произошла авария на Чернобыльской АЭС, которая по масштабам последствий является крупнейшей радиационной катастрофой ХХ века. На войска РХБЗ были возложены наиболее ответственные, опасные и трудные работы. Серьезным испытанием на прочность сегодняшнего поколения воинов - химиков стало участие частей и подразделений войск РХБЗ в контртеррористической операции в составе объединенной группировки войск в Чеченской республике. В августе 1992 года химические войска переименованы в войска радиационной, химической и биологической  защиты. В мирное время войска РХБЗ содержатся в количестве, позволяющем обеспечить качественную подготовку личного состава по специальности, готовить мобилизационные ресурсы, содержать технику и выполнять задачи мирного времени. В то же время их структура обеспечит при необходимости развертывание и формирование новых соединений и частей в установленные сроки.

1758 - основан 1-й Московский медицинский институт имени И.М.Сеченова

1758 - основан 1-й Московский медицинский институт имени И.М.Сеченова, теперь - Московская медицинская академия имени И.М.Сеченова.

Родоначальником Московской медицинской академии имени И.М.Сеченова был медицинский факультет Императорского Московского университета, открытого в 1755 году по предложению великого русского ученого Михаила Ломоносова и графа Ивана Шувалова в период правления императрицы Елизаветы Петровны. Занятия на медицинском факультете начались в 1758 году. В середине 60-х годов XVIII века преподаваемых дисциплин стало значительно больше. Здесь читали курсы первые русские профессора Семен Зыбелин и Петр Вениаминов, впоследствии к ним присоединились Федор Политковский и Иван Сибирский. Расширение факультета продолжилось в первой половине XIX века. Так, Устав университета 1804 года уже предусматривал наличие шести самостоятельных кафедр и трех институтов: Клинического, Повивального и Хирургического. С 1791 года университет получил право присуждать ученую степень доктора медицины. Преподавание практических медицинских дисциплин началось в Клиническом институте с 1804 года. В 1845 году в зданиях бывшей московской Медико-хирургической академии (Рождественка, 11) открылись госпитальные клиники, а в 1846 году - в переданной университету Новоекатерининской больнице - факультетские клиники. В 90-х годах XIX века учебная, научная и лечебная работа факультета переместилась главным образом в здания университетских клиник на Девичьем поле (Большая Пироговская улица). В XIX веке большинство выпускников после пятилетнего учебного курса поступали на государственную или военную службу; во второй половине XIX века многие становились земскими и городскими врачами. По университетскому уставу 1884 года учебный курс был перестроен с учетом интересов частной врачебной практики.

На факультете сложились крупные научные школы практически по всем ведущим медицинским и медико-биологическим специальностям. Имена их представителей запечатлены в названии вуза (с 1955 года носит имя И.М.Сеченова), в наименованиях московских улиц (А.А.Остроумова и др.), в названиях больниц и НИИ (больница имени П.Б.Ганнушкина, Филатовская больница, Институт скорой помощи имени Н.В.Склифосовского) С начала 1920-х годов, когда учебный план определялся социально-профилактической ориентацией советской медицины, традиции тесной связи медицинской науки, клинической практики и образования поддержали видные ученые - профессора факультета Дмитрий Плетнев, Анатолий  Мартынов, Петр Герцен, Николай Бурденко и многие другие. В 1930 году факультет был реорганизован в самостоятельный вуз и получил название 1-го Московского медицинского института. Развернулась массовая подготовка врачей основных лечебных специальностей. В 1933 году организована центральная научно-исследовательская лаборатория. Научные коллективы института стали основой для ряда НИИ системы Академии медицинских наук СССР. В 1955 году 1-му Московскому медицинскому институту присвоено имя И.М.Сеченова. В 1960-х годах расширена научно-исследовательская лаборатория института, на базе которой создан располагающийся в специально выстроенном здании многоотраслевой научно-медицинский центр. В 1980 годах построен новый учебный корпус. В 1990 году 1-й Московский медицинский институт был преобразован в Московскую медицинскую академию (ММА) имени И.М.Сеченова.

Сегодня Академия - крупнейший учебно-научный комплекс по подготовке, аттестации и повышению квалификации медицинских и фармацевтических кадров. С учебным процессом тесно связаны фундаментальные поисковые и прикладные научные исследования, оказание высококвалифицированной медицинской помощи населению, пропаганда достижений медицины и фармацевтики. Академия возглавляет учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических вузов России. В состав Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова входят Клинический центр, в котором объединены 17 разнопрофильных клиник на 3000 мест с центральной клинико-диагностической лабораторией и 11 лабораториями, отделом лучевой диагностики с семью подразделениями; 16 межклинических лечебно-диагностических служб, которые способны ежегодно обеспечить лечение 44 тысяч больных стационарно и свыше 280 тысяч амбулаторно; поликлиника для студентов и сотрудников; Центральная научная медицинская библиотека, музей истории медицины. В составе Академии научный центр с 61 лабораториями, пятью научно-исследовательскими институтами: НИИ молекулярной медицины, НИИ фтизиопульмонологии, НИИ фармации, НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением, Институтом медицинской паразитологии и тропической медицины имени Е.И.Марциновского. В Академии обучаются почти 9000 студентов из России и зарубежных стран. Они получают подготовку по лечебному, медико-профилактическому и сестринскому делу, стоматологии, фармации и по очной, вечерней и заочной формам обучения, вводятся элементы дистанционного образования.

Всемирный день качества


Всемирный день качества проводится ежегодно во второй четверг ноября (впервые отмечался в 1989 году) по инициативе ведущих международных организаций по качеству: Европейской организации по качеству, Японского союза ученых и инженеров, Американского общества по контролю качества и Латиноамериканской организации по качеству (при поддержке ООН). В большинстве европейских стран, в том числе и в России, с 1995 года вторая неделя ноября считается Европейской неделей качества. В этот день в большинстве государств проходят мероприятия, цель которых - подчеркнуть значение высокого качества продукции, услуг, качества управления обществом для обеспечения достойной жизни граждан и устойчивого развития стран. Регулярно отмечает день качества и Россия. Теперь продукцию российских предприятий покупают западные фирмы. Тем не менее проблем с качеством товаров меньше не становится. Для России проблема качества и качественной работы всегда была в ряду важнейших, и актуальность ее с годами не убывает. А сейчас вопросы  качества у нас решаются в масштабах всей страны. Проведение Всемирного дня качества является хорошим поводом для размышления о причинах низкого качества многих отечественных товаров, о том, как эти причины устранить.
    
1792 - умер Джоаккино Россини, итальянский композитор


Джоаккино Россини родился 29 февраля 1792 года в Пезаро (Италия) в семье музыкантов (отец - трубач и валторнист, мать - певица). С детства обучался пению, игре на чембало, скрипке, теории музыки. Обладая хорошим голосом, пел в церковных хорах, выступал как аккомпаниатор и дирижер хора в оперных театрах. Систематическое музыкальное образование получил в Болонском музыкальном лицее (1806-1810), где занимался у Каведаньи (виолончель), Маттеи (контрапункт). С 1806 года - член Болонской филармонической академии. Как оперный композитор дебютировал в 1810 году («Вексель на брак», Венеция), завоевав широкую известность. Связанный контрактами с антрепренерами Болоньи, Венеции и других городов, писал по несколько музыкально-драматических произведений ежегодно. Эти оперы, в том числе «Шелковая лестница» (1812, Венеция), «Пробный камень» (1812, Милан), свидетельствуют о формировании творческой индивидуальности Россини. В опере-сериа «Танкред» и опере-буффа «Итальянка в Алжире» (1813) проявились реформаторские тенденции: композитор придал операм героико-патриотическое звучание, нашел новые выразительные средства. В обстановке крепнущего национально-освободительного движения итальянского народа против австрийского гнета это было восторженно встречено публикой. В 1815 году по просьбе патриотов Болоньи Россини написал «Гимн независимости», исполненный под его управлением. Австрийская полиция установила надзор за Россини, длившийся многие годы. В ряде опер, написанных для Неаполя (1815-1822, в основном для театра «Сан-Карло») - «Отелло», «Моисей в Египте», «Магомет II», «Зельмира» - претворилось тяготение к патетическому стилю, к драматизации оперы-сериа, перестройке ее в народно-героическую. Отсюда преобладание ансамблево-хоровых сцен, сквозного музыкального развития, драматической характерности. Одновременно он работал над обновлением оперы-буффа, насыщая произведения этого жанра реалистическим содержанием. С наибольшим блеском музыкально-комедийный талант Россини проявился в опере «Севильский цирюльник» (1816) - шедевре итальянской оперы-буффа. Россини стремился к драматургическому и образному обновлению комической оперы, он создал бытовую музыкальную комедию (лирико-комическая опера «Золушка», 1817), реалистическую музыкальную драму (опера «Сорока-воровка», 1817). Для творчества Россини характерно взаимопроникновение жанров: в комических операх появляются драматические и даже трагические ситуации, а в операх-сериа - жанрово-бытовые эпизоды. В 1823 году в Венеции была поставлена «Семирамида» - последняя из написанных для Италии опер Россини. С 1824 года он обосновался в Париже. Был музыкальным руководителем Итальянского театра, с 1826 года - королевским композитором и генеральным инспектором пения. Изучив французское оперное искусство, переработал свои оперы «Магомет II» и «Моисей в Египте» (в Париже - под названием «Осада Коринфа», «Моисей»), сочинил произведения в жанре французской комической оперы («Граф Ори», 1828). В 1829 году в обстановке общественного подъема кануна Июльской революции 1830 года во Франции была создана последняя опера Россини - «Вильгельм Телль», сыгравшая видную роль в развитии жанра большой оперы. Россини принадлежат и вокально-симфонические произведения - «Гимн независимости» (1815), Stabat mater (1842), «Маленькая торжественная месса» (1863), а также многочисленные вокальные и фортепьянные миниатюры. Творчество  Россини оказало большое влияние на развитие итальянской оперы и европейского оперного искусства XIX века. Умер выдающийся композитор 13 ноября 1868 года в Пасси, близ Парижа. В 1887 году его прах перевезен во Флоренцию.

1918 - образовано Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище

В августе 1918 года началось формирование Рязанских пехотных курсов командного состава РККА, на базе которых в последующем создано сначала пехотное, а затем и  воздушно-десантное  училище. Первый день занятий на курсах - 13 ноября 1918 года - стал днем рождения училища. Первый выпуск красных командиров состоялся 15 марта 1919 года. Все выпускники были направлены на фронты гражданской войны. Всего за годы гражданской войны осуществлено семь выпусков, подготовлены 499 командиров. В 1920 году курсы переименованы в 15-ю  Рязанскую  пехотную школу со сроком обучения три года. В марте 1937 года школа переименована в Рязанское пехотное училище имени К.Е.Ворошилова. 12 ноября 1943 года в связи с 25-летием училища и за вклад по подготовке военных кадров училище награждено орденом Красного Знамени. За проявленный героизм в годы Великой Отечественной войны 10 выпускников училища стали Героями Советского Союза. В 1959 году постановлением Совета Министров СССР Рязанское училище было преобразовано в высшее общевойсковое командное училище. В 1959 году оно было объединено с Алма-Атинским училищем и стало готовить офицеров для  воздушно-десантных войск. С 1964 года училище именуется как Рязанское высшее  воздушно-десантное  командное училище. 23 февраля 1968 года за большие заслуги в подготовке офицерских кадров и в связи с 50-летием СА и ВМФ награждено вторым орденом Красного Знамени, 29 августа училищу присвоено имя Ленинского комсомола. 12 ноября 1996 года распоряжением Президента РФ № 535 училищу присвоено имя генерала армии Василия Филипповича Маргелова. В 1998 году училище переименовано в Рязанский институт воздушно-десантных войск имени   генерала армии В.Ф.Маргелова. С 31 декабря 2004 года Рязанский институт   воздушно-десантных войск имени генерала армии  В.Ф.Маргелова переименован в  Рязанское высшее воздушно-десантное командное дважды Краснознаменное училище (военный  институт ) имени генерала армии В.Ф.Маргелова.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала