Рейтинг@Mail.ru
21 сентября - РИА Новости, 21.09.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

21 сентября

голубь
голубь
Читать ria.ru в
- Международный день мира
- Рождество Пресвятой Богородицы
1708 - родился Антиох Дмитриевич Кантемир, писатель-сатирик, поэт, философ-просветитель, дипломат

Международный день мира

По решению Генеральной Ассамблеи ООН (резолюция от 30 ноября 1981 года)  Международный день мира отмечался в третий вторник сентября - день открытия очередной сессии ГА ООН. В резолюции от 7 сентября 2001 года Генеральная Ассамблея постановила, что начиная с 2002 года Международный день мира будет ежегодно отмечаться 21 сентября. Ассамблея заявила, что этот день будет отмечаться как день глобального прекращения огня и отказа от насилия, и предложила всем государствам и народам соблюдать прекращение военных действий в течение этого дня. Ассамблея призвала все государства-члены, организации системы Организации Объединенных Наций, региональные и неправительственные организации и отдельных лиц соответствующим образом отмечать Международный день мира, в том числе путем просвещения и информирования общественности, и сотрудничать с ООН в обеспечении прекращения огня во всем мире. В июне 1954 года Организации Объединенных Наций Японией был преподнесен «Колокол мира». Он отлит из монет, собранных детьми из 60 стран мира, и укреплен под сводом типично японского сооружения из кипарисового дерева, напоминающего синтоистский храм. В колокол, находящийся в центральном учреждении ООН,  принято звонить два раза в год: в первый день весны - день весеннего равноденствия, и 21 сентября, в Международный день мира. Надпись на колоколе гласит: «Да здравствует всеобщий мир во всем мире». Ежегодно в Международный день мира люди во всем мире собираются для того, чтобы вновь подтвердить эту мысль, помянуть жертв конфликтов и заявить о своей готовности посвятить себя построению более безопасного и более справедливого мира.

Рождество Пресвятой Богородицы

День Рождества Пресвятой Богородицы считается первым в цикле великих двунадесятых праздников. Согласно церковному преданию, благочестивые родители девы Марии - Иоаким, происходивший из рода царя Давида, и Анна из рода первосвященника Аарона, долгое время ждавшие детей, дали обет родившуюся по их молитвам девочку посвятить Богу. Уже в преклонные годы они родили дочь Марию, что было предсказано ангелом, который возвестил им о ее рождении. Об этом событии ничего не сказано в Писании. Неизвестно также и время установления праздника. Упоминания о нем есть у святителя Иоанна Златоуста, святителей Прокла, Епифания и блаженного Августина. В V веке о празднике говорит служебник Геласия. Песнопения на этот день, которые поются в церкви и поныне, начали составлять с VI века, имена авторов - Стефан Святоградский и Андрей Критский, Иоанн Дамаскин и Иосиф Студит. Святой Андрей, архиепископ Критский, в «Слове на Рождество Пресвятой Богородицы» писал: «Настоящий праздник есть для нас начало праздников... Светлое и явное нисхождение Божие к людям должно иметь радостное начало, вводящее к нам великий дар спасения. Таков и есть настоящий праздник, имеющий началом Рождество Богородицы, а концом - соединение Слова с плотию; это славнейшее из всех чудес, непрестанно возвещаемое, необъемлемое и всегда непостижимое».

Торжественно славословит в этот день святая православная церковь: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе ко возсия Солнце правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный». Народ называет этот праздник Малой Пречистою (Большой Пречистою называют Успение Богоматери), или Госпожинками. Нередко день этот звали в разных регионах России Аспожка, или Спасовым, Аспасовым днем, Осенинами. В древней, еще языческой Руси возносили хвалу Осенине - покровительнице плодородия, любви и брака. Ходили к берегам рек, озер и прудов встречать матушку Осенину. Старшая молодица стояла с овсяным караваем, а молодые пели возле нее обрядовые песни. Потом хлеб разламывали и раздавали присутствующим. Позже, с тех пор как Россия стала православной, у крестьянок и женщин других сословий появился обычай обращаться у воды к Богородице. В этот день приговаривали: «Богородица Пречистая! Избави от маеты, Надсады от души отведи, Мое житье-бытье освети!».

В сельскохозяйственной практике это был день, когда убирали на зиму пчелиные улья, собирали лук, к этому времени заканчивалась уборка хлеба, а праздник в целом знаменовал окончание главных летних полевых работ и начало осенних приготовлений. Земледельцы благодарили Богородицу - небесную покровительницу земледелия, подательницу урожая, спорительницу хлебов за собранный урожай и просили ее помощи на год будущий. Народные поговорки гласят: «На Пречисту в поле чисто», «Придет Пречиста, будет чисто-чисто».

День воинской славы России - день победы русских полков во главе с Великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год);в честь победы в Куликовской битве (1380)

Страшные бедствия принесло татаро-монгольское иго на русскую землю. Но во второй половине XIV века начался распад Золотой Орды, где фактическим правителем стал один из старших эмиров - Мамай. В то же время на Руси шел процесс образования сильного централизованного государства путем объединения  русских земель под властью Московского княжества. Усиление Московского княжества встревожило Мамая. В 1378 году он послал на Русь сильное войско под командованием мурзы Бегича. Войско князя Московского  Дмитрия  Ивановича встретило ордынцев на реке Воже и наголову разбило их. Мамай, узнав о поражении Бегича, стал готовиться к большому походу на Русь. Он вступил в союз с великим князем литовским Ягайло и рязанским князем Олегом. Летом 1380 года Мамай начал поход. 21 сентября недалеко от места впадения реки Воронеж в Дон, после поединка русского воина инока Пересвета с монгольским богатырем Челубеем, которые замертво рухнули с коней, пронзенные копьями, разгорелась ожесточенная битва. Лично князь Дмитрий  Иванович сражался в первых рядах своих войск. Враг не выдержал неожиданного удара и стал отходить, а затем пустился в бегство. Войско Мамая было полностью разгромлено. Отряды Ягайло, узнав о победе русских, скорым маршем вернулись в Литву. Битва  на Куликовом поле серьезно подорвала военное могущество Золотой Орды и ускорила ее последующий распад. Она способствовала дальнейшему росту и укреплению русского единого государства, подняла роль Москвы как центра объединения.

1708 - родился Антиох Дмитриевич Кантемир, писатель-сатирик, поэт, философ-просветитель, дипломат

Антиох Кантемир родился 21 сентября 1708 года в Молдавии, в семье ученого-энциклопедиста, молдавского князя Дмитрия Кантемира. В 1711 году семья Кантемира покинула Молдавию после захвата ее турками и переместилась в Россию, где Дмитрий Кантемир был пожалован в князья. Антиох Кантемир получил блестящее для своего времени образование. Изучал историю, древнегреческий, латинский, итальянский, старославянский, русский языки. Некоторое время учился в Славяно-греко-латинской академии. В 1723 году вместе с отцом участвовал в Персидском походе Петра I. В 1724-1726 годах слушал лекции по физике, математике, истории, философии в Академическом университете в Санкт-Петербурге. Занимался литературной деятельностью: перевел с французского «Некое итальянское письмо, содержащие описание Парижа и французов» (1726), а также философский труд «Таблица Кевика - философа» (1729). Горячо приветствовал петровские реформы. Входил в кружок богослова Феофана Прокоповича, так называемую ученую дружину. Настроения кружка нашли выражение в сатирах Кантемира. В первой из них - «На хулящих учение» («К уму своему», 1729) - выступил против представителей церковных и светских кругов, пытавшихся после смерти Петра I вернуть Россию к дореформенным порядкам.

Борьба за сохранение прогрессивных, по мнению Кантемира, достижений была продолжена во второй сатире - «На зависть и гордость дворян злонравных» («Филарет и Евгений», 1730), посвященной защите петровской Табели о рангах, идее «физического» равенства людей и внесословной ценности человека. В 1730 году, при вступлении на престол Анны Иоанновны, Кантемир принял деятельное участие в борьбе против «верховников» (членов Верховного тайного совета), пытавшихся ограничить самодержавие. В 1730 году перевел трактат Фонтенеля «Разговор о множестве миров» (опубликован в 1740 году), где в популярной форме отстаивалась гелиоцентрическая система мира. Перевод книги и примечания к ней (1742), многие из которых вошли в письма «О природе и человеке», сыграли значительную роль в разработке русской научной терминологии (Кантемиром введены такие термины, как начало (принцип), понятие (идея), наблюдение, плотность, вихри и др.). В 1756 году перевод трактата был конфискован Синодом как «богопротивный», «полный сатанического коварства» (переиздан в 1761 и 1802 годах).

В начале 1730-х годов Кантемир работал над поэмой «Петрида, или Описание кончины Петра Великого» (не окончена) и двумя новыми сатирами. В сатире «О опасности сатирических сочинений» («К музе своей», 1730) изложены основные этические взгляды  Кантемира. Однако правительство Анны Иоанновны, недовольное чрезмерной политической и литературной активностью Кантемира, сочло за лучшее назначить его в 1731 году русским послом в Лондоне. За границей он много пишет, переводит Горация, Анакреонта и безуспешно пытается добиться публикации своих стихов в Петербурге. Одновременно Кантемир выполнял в Лондоне поручения Санкт-Петербургской Академии наук (покупка книг, математических и астрономических приборов, привлечение к работе в академии европейских ученых и др.) и частных лиц. В сентябре 1738 года Кантемир был переведен полномочным министром в Париж (с декабря того же года - чрезвычайный посол). В Париже  Кантемир  познакомился с Монтескье (перевел на русский язык его «Персидские письма»; перевод не сохранился), Вольтером, поддерживал тесные связи с многими учеными. 

По своим политическим убеждениям Кантемир был защитником господства дворянства, «просвещенного абсолютизма», воплощением своих идеалов считал правление императора Петра I. По своим философским воззрениям являлся сторонником естественного права, разделял идеалы просветителей. Отстаивал идею равенства людей перед законом и судом. Считая, что все люди рождаются равными (сатира «Филарет и Евгений»), доказывал, что характер человека не зависит от природы, его формирует воспитание («О воспитании, или К князю Никите Юрьевичу Трубецкому»). Осуждал крайности крепостного состояния, предлагал помещикам облегчить положение крестьян, уменьшить подати. Умер Антиох Дмитриевич Кантемир в Париже 11 апреля 1744 года. Творчество Кантемира сыграло значительную роль в развитии русского литературного языка и стихосложения; он первым ввел жанр стихотворной сатиры.

1868 - родилась Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, актриса, народная артистка СССР

Имя Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой неразрывно связано с двумя важнейшими явлениями русской культуры: Московским Художественным театром и Антоном Павловичем Чеховым. Художественному театру она отдала почти всю свою долгую жизнь, с момента основания театра и практически до самой смерти. С Чеховым были связаны только шесть лет - но она называла их «самым светлым временем» своей жизни. Это были последние годы Чехова, умершего у нее на руках. Родилась Ольга Леонардовна 21 сентября 1868 года году в Вятской губернии (ныне – в составе Нижегородской области). Окончила музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, училась в классе Владимира Немировича-Данченко, который сразу оценил талант будущей актрисы. Одна из первых актрис МХТ (с 1898 года). Дебютировала в роли царицы Ирины («Царь Федор Иоаннович» Алексея Толстого). Характерные черты искусства актрисы - благородство сценической манеры, глубина чувств и сдержанность их выражения, психологическая тонкость и строгость - раскрылись прежде всего в чеховских пьесах, где она была первой исполнительницей ролей Аркадиной, Елены Андреевны, Маши, Раневской («Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад»). Среди лучших ролей также Анна Маар («Одинокие» Гауптмана), Наталья Петровна («Месяц в деревне» Тургенева). Ольга Книппер-Чехова прожила очень долгую, насыщенную жизнь. Скончалась 22 марта 1959 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище. На доме, где в 1938-1959 годах жила Книппер-Чехова - мемориальная доска.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала