Рейтинг@Mail.ru
22 августа - РИА Новости, 22.08.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

22 августа

Флаг РФ - история
Флаг РФ - история
Читать ria.ru в
- День Государственного флага Российской Федерации
1908 - родился Анри Картье-Брессон, один из крупнейших фотомастеров мира
1901 - родился Дмитрий Николаевич Чечулин, архитектор

День Государственного флага Российской Федерации

Государственный флаг в России появился на рубеже XVII-XVIII веков, в эпоху становления России как мощного государства. Впервые бело-сине-красный флаг был поднят  на первом русском военном корабле «Орел», в царствование отца Петра I Алексея Михайловича. «Орел» недолго плавал под новым знаменем: спустившись по Волге до Астрахани, был там сожжен восставшими крестьянами Степана Разина. Законным же отцом триколора признан Петр I. 20 января 1705 года он издал указ,  согласно которому «на торговых всяких судах» должны поднимать бело-сине-красный флаг, сам начертал образец и определил порядок горизонтальных полос.

В разных вариациях трехполосный флаг украшал и военные корабли до 1712 года, когда на военном флоте утвердился Андреевский флаг. В 1858 году Александр II утвердил рисунок «с расположением гербовых черно-желто-белого цветов Империи на знаменах, флагах и других предметах для украшений на улицах при торжественных случаях». А 1 января 1865 года вышел именной указ Александра II, в котором цвета черный, оранжевый (золотой) и белый уже прямо названы «государственными цветами России». Черно-желто-белый флаг просуществовал до 1883 года. 28 апреля 1883 года было объявлено повеление Александра III, в котором говорилось: «Чтобы в тех торжественных  случаях, когда признается возможным дозволить украшение зданий флагами, был употреблен исключительно русский флаг, состоящий из трех полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цветов». В 1896 году Николай II учредил Особое совещание при министерстве юстиции для обсуждения вопроса о Российском национальном флаге. Совещание пришло к выводу, что «флаг бело-сине-красный имеет полное право называться российским или национальным и цвета его: белый, синий и красный именоваться государственными». 

Три цвета флага, ставшего национальным, получили официальное толкование. Красный цвет означал «державность», синий - цвет Богоматери, под покровом которой находится Россия, белый - цвет свободы и независимости. Эти цвета означали также содружество Белой, Малой и Великой России. После Февральской революции Временное правительство употребляло в качестве государственного бело-сине-красный флаг. Советская Россия не сразу отвергла трехцветный символ России. 8 апреля 1918 года Я.М.Свердлов, выступая на заседании фракции большевиков ВЦИК, предложил утвердить боевой красный флаг национальным российским флагом, и более 70 лет государственным флагом являлся красный стяг. 22 августа 1991 года Чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР постановила считать официальным символом России триколор, а указом президента РФ от 11 декабря 1993 года было утверждено Положение о государственном флаге Российской Федерации.

В августе 1994 года президент России Борис Ельцин подписал указ, в котором говорится: «В связи с восстановлением 22 августа 1991 года исторического российского трехцветного государственного флага, овеянного славой многих поколений россиян, и в целях воспитания у нынешнего и будущих поколений граждан России уважительного отношения к государственным символам, постановляю: Установить праздник - День Государственного флага Российской Федерации и отмечать его 22 августа». 25 декабря 2000 года президент РФ Владимир Путин подписал Закон, в соответствии с которым Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета.

1908 - родился Анри Картье-Брессон, один из крупнейших фотомастеров мира

Анри Картье-Брессон родился 22 августа 1908 года в городе Шантлу недалеко от Парижа. Он начал снимать в 1926-м, по-настоящему увлекся фотографией в 1930-м, а в 1933 году в Испании состоялась его первая персональная выставка. С 1936 по 1939 год Картье-Брессон работал ассистентом французского режиссера Жана Ренуара. В самом начале второй мировой войны Картье-Брессон вступил во французскую армию, но очень скоро оказался в плену, бежал, был в Сопротивлении. После окончания войны работал оператором в управлении военной информации Соединенных Штатов, снял знаменитый документальный фильм о возвращении военнопленных во Францию.

В 1947 году Картье-Брессон вместе с Робером Капа и Дэвидом Сеймуром стал основателем легендарного независимого объединения фоторепортеров Magnum в Нью-Йорке. Картье-Брессона называют гением моментального снимка. Его работы определили стиль фотографии середины ХХ века - того времени, когда появились небольшие и быстрые камеры, отодвинув в прошлое достижения мастеров начала века. Его фотографии казались случайными - так трудно было поверить в невероятную удачу и нечеловеческую скорость реакции фотографа, в то, что человек с камерой может так увлеченно чувствовать событие, видеть его со стороны и хладнокровно предугадывать развитие ситуации.

Мастер презирал фотографические хитрости и манипуляции, пользовался только черно-белой пленкой, изгоняя даже серебристость, верил в то, что фотограф должен работать просто, быстро и точно: «Снимать - значит определить сразу и в доли секунды событие и точную организацию визуальных форм, которые выражают и определяют это событие. Это значит выстроить голову, глаз... вдоль одной линии. Это способ жить». Брессон снимал приход к власти Мао, сделал последние фотографии Махатмы Ганди, работал в Индонезии, Мексике, много путешествовал по Европе и Америке.

Первым из западных фотографов приехал в Советский Союз в 1954 году, почти сразу после смерти Сталина, и издал в следующем, 1955-м, альбом «Москвичи». В 1972 году он вновь побывал в СССР - альбом «О России» вышел в 1974-м году. В 1975 году Картье-Брессон практически оставил фотографию. Последние годы были отданы рисунку - увлечению юности - и архивации собственного наследия. Он скончался 2 августа 2004 года, совсем немного не дожив до 96 лет, на юге Франции, в городке Иль-сюр-ла-Сорг и был похоронен в присутствии самых близких людей.

1913 - родился Бруно Максимович Понтекорво, физик, академик

Бруно Понтекорво родился 22 августа 1913 года в городе Пиза (Италия), учился в римском университете. В 1933 году вошел в группу Энрике Ферми, где были  выполнены классические работы по исследованию свойств медленных нейтронов, положено начало практическому использованию ядерной энергии. С 1936 года работал в Париже в лаборатории Жолио-Кюри, где были заложены фундаментальные основы ядерной физики. В 1940 году под влиянием политических изменений в Европе вместе с женой и ребенком тайно переправился в США. В Америке разработал и внедрил геофизический метод разведки нефти «нейтронный картож», широко применяющийся и в настоящее время.

В 1947 году получил британское подданство, работал в институте изучения атомной энергии в Харуэлле, недалеко от Оксфорда, в одной лаборатории с Клаусом Фуксом, передавшим секреты атомного оружия в СССР. В 1950 году, после ареста своего коллеги, бесследно исчез вместе с многочисленной семьей (предполагаемые места пребывания - Италия, Швеция и Финляндия). В 1953 году стало официально известно о переезде ученого в СССР. В Советском Союзе Понтекорво все годы работал в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне (43 года), 20 лет возглавлял кафедру физики элементарных частиц в МГУ. В 1964 году стал действительным членом Академии Наук СССР. Особенно велики достижения академика в области изучения нейтрино.

Предложенные им эксперименты привели к обнаружению различных типов этих элементарных частиц, исходящих от Солнца. Независимо от других авторов выдвинул сыгравшую огромную роль в современной физике идею об универсальных слабых взаимодействиях элементарных частиц. Умер выдающийся ученый 25 сентября 1993 года от пневмонии.

1901 - родился Дмитрий Николаевич Чечулин, архитектор

Дмитрий Чечулин родился 22 августа 1901 года в городе Шостка в семье рабочего. В начале 1920-х годов поступил в ВХУТЕМАС на художественный факультет. На втором курсе перешел в мастерскую Алексея Щусева. Первые проекты Чечулина - больничные комплексы для городов Куйбышева, Архангельска, Брянска, Воронежа, Дзержинска - отличались простотой планировки и внешнего облика, характерной для стиля конструктивизма 1920-1930 годов. В начале 1930-х годов вместе с Анатолием Жуковым Дмитрий Чечулин удостаивается первой премии на конкурсе проектов Дворца Советов (1931) и получает право участвовать во втором, заказном туре. В этом проекте особое внимание он уделяет не только внешнему облику Дворца, но интерьерам Большого и Малого залов.

Дмитрий Чечулин стремился к сотрудничеству с художниками и скульпторами, создавая произведения на основе синтеза искусств. Станция метрополитена «Комсомольская» была единственным произведением синтеза архитектуры и монументальной живописи первой линии метро. Вместе с ним над этим проектом работал и известный художник Евгений Лансере, изобразивший в майоликовых панно, помещенных в аванзале станции, героический труд метростроителей. Когда в 1934 году вся страна внимательно следила за подвигом челюскинцев и спасших их героев-летчиков, Чечулин предложил построить на площади Белорусского вокзала многоэтажное здание Аэрофлота, символизирующее победу над воздушной стихией. Проект интересен тем, что углы его высотной части, омываемые воздухом, были скруглены. Проект не был реализован. Однако оригинальная идея не была забыта - спустя более чем сорок лет она получила воплощение в известном здании Дома Советов (ныне Дом Правительства) на Краснопресненской набережной, последнем произведении Чечулина, построенном при его жизни.

В тридцатые годы прошлого века Чечулин совместно с Щусевым проектировал ансамбли площади Маяковского. Чуть позже, когда Щусев отошел от руководства мастерской №2, Чечулин продолжил его творческую и организаторскую работу. В 1939 году Дмитрий Чечулин становится руководителем всех проектных мастерских Моссовета. Даже в военное время в Москве продолжалось строительство некоторых линий метрополитена, велось ограниченное жилищное строительство. Но, естественно, больших реконструктивных и строительных работ не проводилось. А когда враг был отброшен от Москвы, Дмитрий Чечулин и скульптор Николай Томский создали первый памятник - «Триумф Победы» - на путепроводе Ленинградского шоссе, проходящем над железнодорожными путями Рижского направления (позже Мост Победы вместе с монументом был расширен и реконструирован). С приближением Победы было принято решение благоустроить бульвары, сады и скверы столицы, соорудить красивые решетки и фонтаны. Чечулин руководил благоустройством и озеленением столицы. Под его руководством завершилась реконструкция и надстройка передвинутого перед войной в глубь квартала здания Моссовета.

Вскоре после войны Чечулин, будучи уже главным архитектором Москвы, при поддержке Щусева выдвинул идею строительства вокруг центра столицы кольца высотных зданий. Они должны были поддержать предполагаемую доминанту Дворца Советов и возродить на новой основе силуэт столицы, утерянный из-за строительства многоэтажных зданий уже с конца XIX века. На наиболее выразительных участках Садового кольца или поблизости от него, на берегах Москвы-реки было построено семь высотных домов различного назначения. В их проектировании и строительстве участвовали выдающиеся зодчие и инженеры тех лет. Высотный жилой дом на Котельнической набережной, у устья реки Яузы, замыкающий перспективу излучины Москвы-реки, был сооружен по проекту Дмитрия Чечулина и Андрея Ростковского.

Дмитрием Чечулиным созданы гостиница «Россия» с концертным залом и двухзальным кинотеатром, радиальные станции метрополитена «Комсомольская» и «Киевская», наземные павильоны станций метро «Динамо» и «Охотный ряд», гостиница «Пекин» и концертный зал имени П.И.Чайковского, жилые дома на Ленинском проспекте, обрамляющие вход к старому зданию Президиума Академии наук близ Нескучного сада, павильон Москвы и Московской области на ВВЦ. Перестройка в архитектурно-строительном деле, переход на массовое индустриальное строительство пятиэтажных зданий на окраинных территориях на многие годы затормозили работы по реконструкции центральной части Москвы. Чечулин стал одним из немногих, кто не включился в этот процесс, считая его временным явлением. Заслуги архитектора были высоко оценены при его жизни: народный архитектор СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и государственных премий, кавалер многих орденов, академик Академии художеств СССР.  Скончался Дмитрий Чечулин 29 октября 1981 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала