Рейтинг@Mail.ru
10 июля - РИА Новости, 03.08.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

10 июля

Читать ria.ru в
День воинской славы России - в честь победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении (1709).>>
1902 - родился Сергей Яковлевич Лемешев, певец, народный артист СССР.>>
1851 - умер Луи Жак Манде Дагер, французский художник и изобретатель, один из создателей фотографии.

1709 - русская армия под командованием Петра I одержала победу в Полтавском сражении

День воинской славы России - в честь победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении (1709).

10 июля отмечается День воинской славы России, установленный в честь победы русских войск над шведами под Полтавой в 1709 году в ходе Северной войны 1700-1721 годов. Северную войну Россия вела со Швецией за выход к Балтийскому морю. В 1700 году молодая и неопытная армия Петра была разбита под Нарвой, недалеко от Балтийского моря, талантливым полководцем, молодым шведским королем Карлом ХII. После поражения русской армии Петр I в 1700-1702 годах осуществил грандиозную военную реформу - фактически заново создал армию и Балтийский флот. Весной 1703 года в устье Невы Петр основал город и крепость Санкт-Петербург, а позже - морскую цитадель Кронштадт. Летом 1704 года русские захватили Дерпт (Тарту) и Нарву и, таким образом, закрепились на побережье Финского залива. В то время Петр был готов заключить мирный договор со Швецией. Но Карл решил продолжать войну до полной победы, чтобы полностью отрезать Россию от морских торговых путей.

8 июля 1709 года началась знаменитая Полтавская битва, где встретились основные силы русских и шведских войск. Могучий патриотический настрой вызвали у русских воинов обращенные к ним перед началом сражения слова Петра: «Воины! Пришел час, который должен решить судьбу Отечества. Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную нашу Веру и Церковь. Имейте в сражении перед собой Правду и Бога, защитника вашего. А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога. Жила бы только Россия во славе и благоденствии для благосостояния вашего». Петр I расположил русскую армию численностью в 42 тысячи человек в пяти километрах от Полтавы. Шведская армия под командованием Карла XII насчитывала 35 тысяч человек. На пути наступления шведских войск по приказу Петра были сооружены редуты, за которыми находилась русская конница. Замысел Петра I состоял в том, чтобы, измотав шведов на редутах, нанести им сокрушительный удар в открытом полевом сражении. Сражение проходило по плану Петра.

Полтавская битва закончилась убедительной победой русской армии. Противник потерял свыше 9 тысяч убитыми, 19 тысяч пленными. Потери русских - 1345 человек убитыми и 3290 ранеными. Сам Карл был ранен и с небольшим отрядом бежал в Турцию. Военное могущество шведов было подорвано, слава о непобедимости Карла XII развеяна. Полтавская победа определила исход Северной войны. Русская армия показала прекрасную боевую подготовку и героизм, а Петр I и его военачальники - выдающиеся полководческие способности. Русские первыми в военной науке той эпохи применили полевые земляные укрепления, а также быстро перемещающуюся конную артиллерию. В 1721 году Северная война закончилась полной победой Петра. К России отошли старинные русские земли, и она прочно укрепилась на берегах Балтийского моря.

1902 - родился Сергей Яковлевич Лемешев

1902 - родился Сергей Яковлевич Лемешев, певец, народный артист СССР.

Сергей Лемешев - выдающийся русский певец (лирический тенор), которого называли «певучей душой России». Родился 10 июля 1902 года в деревне Старое Князево (под Тверью) в крестьянской семье. После окончания церковно-приходской школы мальчик был послан обучаться сапожному делу в Петербург, а  после революционных событий 1917 года оказался в Твери, где занимался в общеобразовательной школе 1-й ступени и одновременно посещал уроки в музыкальной школе. В 1921 году юноша, обладавший редким по красоте голосом, был направлен на учебу в Московскую консерваторию, которую окончил в 1925 году. Будучи студентом консерватории, Лемешев работал в оперной студии под руководством Станиславского. Его дебют как оперного певца состоялся в 1926 году в Свердловском (Екатеринбургском) оперном театре, год спустя он успешно исполнял сольные партии в Русской опере в Харбине, а с 1928 года выступал на оперных сценах Тбилиси.

Лауреат Государственной премии СССР 1941 г. , народный артист СССР Сергей Яковлевич Лемешев (1902 - 1977 г. г.) в роли герцога Мантуанского в опере Дж. Верди "Риголетто".Коренным переломом в творческой деятельности певца стала работа в Большом театре, куда его пригласили в 1931 году. Лемешев дебютировал в опере «Снегурочка» Римского- Корсакова в партии Царя Берендея и до 1965 года был ведущим солистом театра, где спел множество партий, среди которых - Левко («Майская ночь»), Звездочет («Золотой петушок»), Индийский гость («Садко») в операх Римского-Корсакова, Боян («Руслан и Людмила» Глинки), Дубровский (одноименная опера Направника), а также Герцог («Риголетто»), Альфред («Травиата») в операх Верди, Граф Альмавива («Севильский цирюльник» Россини), Фауст (одноименная опера Гуно). Известность и зрительскую любовь Лемешеву принесла партия Ленского в опере Чайковского «Евгений Онегин», которую он исполнил более 500 раз, в том числе и в день своего 70-летия. «Ленский целиком заполнил мою жизнь, - говорил артист. - Из моих более чем тридцати ролей эта - самая дорогая, любимая, самая большая радость моего творчества». Его голос, лирический тенор редкой красоты и обаяния, был словно создан для образа юного влюбленного. «Поклонник Канта и поэт» стал верным спутником певца на протяжении всей жизни. Популярность Сергея Лемешева в Москве была огромна, его выступления привлекали толпы поклонников. Лемешев был и выдающимся камерным певцом, тонким интерпретатором камерной вокальной лирики. Особое место в его репертуаре занимали русские, украинские народные песни и вокальная лирика Чайковского: Лемешев был единственным, кто в цикле из пяти концертов исполнил абсолютно все романсы композитора. В 1951 году на сцене Малого оперного театра была поставлена опера Верди «Травиата», где Лемешев впервые выступил в незнакомой ему роли оперного режиссера. В 1957 году он повторил свой режиссерский опыт, поставив оперу Массне «Вертер» в Большом театре. В 1940 году Лемешев снялся в фильме «Музыкальная история» в роли таксиста-самородка, за что был удостоен Государственной премии СССР.

Помимо творчества, он занимался педагогической деятельностью: руководил кафедрой оперной подготовки (1951-1961) и кафедрой сольного пения (1969-1971) в Московской консерватории. Вел циклы передач на Всесоюзном радио, был художественным руководителем его вокальной группы. Автор книги «Путь к искусству». Умер Сергей Яковлевич Лемешев в Москве 26 июня 1977 года. Похоронен  на Новодевичьем кладбище.

1851 - умер Луи Жак Манде Дагер

1851 - умер Луи Жак Манде Дагер, французский художник и изобретатель, один из создателей фотографии.

Луи Дагер родился 18 ноября 1787 года в городке Кормейз-ан-Паризи близ Парижа. Школьного образования практически не получил, в тринадцать лет отец отдал его в ученики к архитектору. В 1804 году, когда Луи Дагеру исполнилось 16 лет, отец отвез его в Париж и устроил учеником в мастерскую театрального декоратора «Гранд Опера». В 1822 году Дагер открыл в Париже диораму, которая представляла собой громадное сооружение с огромными полотнами. Их создание и совершенствование подтолкнуло Дагера к экспериментам в области фотографии. Он знал камеру-обскуру и делал наброски с натуры для создания иллюзии реальности в своей диораме. Дагер не изобрел фотографию (это сделал до него Ньепс), но сделал ее действующей и популярной. В 1829 году он заключил контракт с Ньепсом о развитии его метода гелиографии. Идея Дагера заключалась в том, чтобы получать изображение на полированной поверхности серебряной пластины, пропитанной парами йодида: они делали ее чувствительной к свету. Эту пластину он помещал в камеру-обскуру и подвергал экспозиции, а проявлял парами ртути. Результата он достиг в 1837 году, после 11 лет опытов. Полученное и Луи-Жак Дагеррпроявленное в парах ртути изображение Дагер фиксировал, промывая экспонированную пластину сильным раствором соли и горячей водой. Вскоре соль в процессе фиксации была заменена гипосульфитом натрия - фиксирующим элементом, открытым Джоном Гершелем. В результате смывались частицы йодида серебра, не подвергшиеся воздействию света. Время экспозиции пластины в камере-обскуре составляло от 15 до 30 минут (в то время как при гелиографии Ньепса требовалась экспозиция до 8 часов). В результате получалась единственная фотография - позитив, названная автором дагеротипом. Несколько таких пластинок сделать было невозможно. Изображение на пластине получалось зеркальным, рассматривать его можно было только при определенном освещении. Но Дагер сумел при получении изображений на дагеротипе, «нарисованных» светом, избавиться от услуг не только художника, но и гравера. Это сделало его процесс доступным и практичным. С тяжелой фотографической камерой и громоздким оборудованием он бродил по Парижу, делал свои дагеротипы на бульварах, вызывая интерес у публики, но сущности своего процесса не объяснял. В 1839 году Дагер сообщил о своем изобретении известному и влиятельному астроному и физику Доминику Араго, который предложил французскому правительству купить патент.

Сообщение о дагеротипии вызвало сенсацию, Дагер стал широко известен. Он показывал дагеротипы с видами Парижа писателям, художникам и редакторам газет, которые сделали его изобретение популярным. В том же 1839 году Дагер вместе со своим родственником Альфонсом Жиру начал делать камеры дагеротипа для продажи. Вскоре Жиру опубликовал наставление Дагера о пользовании камерой, и через несколько дней все сделанные камеры и наставления были распроданы. Это наставление переиздавалось во Франции 30 раз. В течение года оно было переведено на многие языки и напечатано в столицах Европы и США. Ученые, художники и любители улучшили процесс Дагера. Они сократили время экспозиции до нескольких минут. Применение призмы дало возможность сделать изображение на дагеротипе не зеркальным, а нормальным. Дагеротипы передавали мельчайшие детали снимаемых объектов. К 1841году была создана камера меньшего размера, а ее вес уменьшился в 10 раз. Были изобретены средства, предохранявшие поверхность дагеротипов от повреждений и царапин. Слава и признание Дагера росли по мере того, как распространялся по миру его способ получения изображений. Но после опубликования данных о своем процессе он уже не внес ничего нового в фотографию. До своей смерти, последовавшей  10 июля 1851 года, он жил в уединении недалеко от Парижа.

1858 - умер Август Августович (Огюст Ришар) Моферран

1858 - умер Август Августович (Огюст Ришар) Моферран, архитектор, декоратор и рисовальщик.
Огюст Монферран родился 24 января 1786 года в Шайо (предместье Парижа). В 1806 году поступил в Королевскую школу архитектуры, однако вынужден был несколько раз прерывать учебу ради службы в наполеоновской армии. Окончательно оставив воинскую службу после отречения Наполеона (1814), работал в генеральной инспекции архитектуры Парижа. В тот же год, во время пребывания Александра I во французской столице, поднес русскому императору папку своих проектов. Был приглашен в Россию, с 1816 жил в Петербурге в качестве придворного архитектора. Руководя работами по перестройке Исаакиевского собора (1818-1858), Монферран сумел в полной мере развернуть свои способности художника. В упорной борьбе с зодчими-конкурентами он преодолел первоначальные технические ошибки, в итоге возведя практически новое здание, поражающее своей грандиозностью. Исаакиевский собор - одно из крупнейших в мире купольных зданий (диаметр купола составляет 21,8 метра). Кроме впечатляющих архитектурных и инженерных решений, связанных с куполом и установкой монументальных колонн весом около 100 тонн каждая, собор интересен своим художественным убранством, широко представляющим русское изобразительное искусство того времени. В оформлении храма принимали участие выдающиеся живописцы и скульпторы Карл Брюллов, Федор Бруни, Петр Басин, Василий Шебуев, Иван Витали, Николай Пименов, Петр Клодт.

Монферран украсил центр Петербурга и другим монументальным памятником - Александровской колонной, возведение которой (1829-1834) в центре Дворцовой площади завершило ее ансамбль. Созданная в память победоносного окончания Отечественной войны 1812 года, она стала самым большим в мире колонной-монументом, сочетающим монолитный массив темно-красного гранита с бронзовым скульптурным убранством. Монферран  спроектировал и ряд других зданий для северной столицы: дворцы Лобанова-Ростовского (1817-1820), а также Демидова и Гагариной (1834-1846, близ Исаакиевской площади). В 1850-е годы руководил строительством комплекса Нижегородской ярмарки. Умер Монферран в Петербурге 10 июля 1858 года.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала