Рейтинг@Mail.ru
30 июня - РИА Новости, 03.08.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

30 июня

Читать ria.ru в
1908 - на Землю упал Тунгусский метеорит.
1971 - погиб экипаж космического корабля «Союз-11».
1894 - открыт самый знаменитый лондонский мост - Тауэр бридж.

100 лет назад (1908) на Землю упал Тунгусский метеорит

     30 июня 1908 года около семи часов утра над обширной территорией Центральной Сибири в междуречье Нижней Тунгуски и Лены пролетел гигантский шар-болид. Его полет сопровождался звуковыми и световыми эффектами и закончился мощным взрывом. Взрывной волной в радиусе 40 километров был повален лес, уничтожены звери, пострадали люди. Из-за мощной световой вспышки и потока раскаленных газов возник лесной пожар, довершивший опустошение района. На огромном пространстве, ограниченном с востока Енисеем, с юга - линией «Ташкент -Ставрополь - Севастополь - север Италии-Бордо», с запада - атлантическим побережьем Европы, развернулись небывалые по масштабу и совершенно необычные световые явления, вошедшие в историю под названием «светлых ночей лета 1908 года». Облака, образовавшиеся на высоте около 80 километров, интенсивно отражали солнечные лучи, тем самым создавая эффект светлых ночей даже там, где их прежде не наблюдали. Это явление продолжалось несколько ночей. В последующие годы ученые выдвинули множество гипотез взрыва, их насчитывается около 100. Первая из них  - падение гигантского метеорита. Именно его следы, начиная с 1927 года, искали в районе взрыва первые советские научные экспедиции.  Но на месте происшествия не оказалось привычного метеорного кратера. Последующие экспедиции заметили, что область поваленного леса имеет характерную форму «бабочки», направленную с востока - юго-востока на запад - северо-запад. Моделирование формы этой области и расчеты с помощью ЭВМ всех обстоятельств падения показали, что взрыв произошел не при столкновении тела с земной поверхностью, а еще до этого в воздухе на высоте 5-10 километров.

 Академик Владимир Фесенков, астроном по профессии, выдвинул версию столкновения Земли с кометой. Еще по одной версии, это было тело, обладавшее большой кинетической энергией, имевшее низкую плотность (ниже плотности воды), малую прочность и высокую летучесть, что привело к быстрому его разрушению и испарению в результате резкого торможения в нижних плотных слоях атмосферы. Есть и такие версии: известный писатель-фантаст Александр Казанцев описал тунгусское явление как катастрофу космического корабля, летевшего к нам с Марса; американский астроном Ла Паз, например, увидел в нем кусочек антивещества; его соотечественники - физики Альберт Джексон и Майкл Риан заявили о том, что Земля встретилась с «черной дырой»; кое-кто считает, что это был фантастический лазерный луч или оторвавшийся от Солнца кусок плазмы; французский астроном, исследователь оптических аномалий Феликс де Руа высказал предположение о том, что 30 июня 9008 года Земля, вероятно, столкнулась с облаком космической пыли. В 1965 году в книге «Понедельник начинается в субботу» писатели Аркадий и Борис Стругацкие выдвинули шуточную гипотезу о контрамотах. В ней события 1908 года объясняются обратным ходом времени, т.е. не прилетом космического корабля на Землю, а его стартом. Тысячи исследователей стремятся понять, что произошло 30 июня 1908 года в сибирской тайге. В район Тунгусской катастрофы, помимо российских экспедиций, регулярно отправляются международные экспедиции из Польши, Италии, Чехии, Германии. Но тайна Тунгусского метеорита так и остается тайной.

37 лет назад (1971) при возвращении на Землю из-за нарушения герметичности спускаемого аппарата погиб экипаж космического корабля «Союз-11»

     19 апреля 1971 года в СССР на космическую орбиту была выведена первая в мире орбитальная станция «Салют». К работе на ней готовились сразу три экипажа: основной (Владимир Шаталов, Алексей Елисеев и Николай Рукавишников), дублирующий (Алексей Леонов, Валерий Кубасов и Петр Колодин) и резервный (Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев). Первым к станции в апреле 1971 года отправился экипаж Владимира Шаталова. Космонавты блестяще справились с возложенными на них обязанностями: «Союз-10» был мастерски состыкован с «Салютом». Однако перейти на станцию экипажу не пришлось. Конструктивно-технические недоработки стыковочного узла корабля «Союз» не позволили обеспечить герметичность стыковочной полости, и экипаж был вынужден вернуться на Землю. К старту стали готовиться дублеры. Все шло штатно. Но уже на Байконуре, за двое суток до старта, медики не позволили лететь в космос бортинженеру Валерию Кубасову, члену экипажа Алексея Леонова. За 10 часов до старта было принято решение о полете экипажа Георгия Добровольского.

Если бы экипаж состоял из двух человек, они могли быть в скафандрах. Но три скафандра не проходили ни по весу, ни по габаритам. И тогда было решено лететь в одних спортивных костюмах. Эксперименты, проведенные космонавтами на орбите в течение 23 дней, как и результаты работ, были уникальными. Экипаж неоднократно корректировал орбиту такого огромного космического научного комплекса, как система «Салют»-«Союз», испытывал новые приборы, предназначенные для ориентации по Солнцу и планетам. Космонавты вели медико-биологические исследования, производили спектрографирование земной поверхности, выполняли эксперименты с помощью гамма-телескопа, испытывали космическую оптику, фотографировали атмосферные образования. Они наблюдали развитие различных растений в условиях невесомости, вели навигационные измерения с помощью бортовой вычислительной машины, измеряли дозы радиации, испытывали новые средства управления космическими аппаратами, исследовали явления высокочастотного электронного резонанса в антеннах. На орбите велись неоднократные эксперименты с бортовой астрофизической обсерваторией «Орион» и многофункциональной аппаратурой «Эра». Выполнялось множество других важнейших научно-технических работ.


      Но финал полета был трагическим - при возвращении на Землю экипаж погиб. Спуск «Союза-11» проходил нормально до высоты 150 километров и момента обязательного перед входом в атмосферу разделения корабля на три части (при этом от спускаемого аппарата кабины отходят бытовой и приборный отсеки). В момент разделения, когда корабль находился в космосе, неожиданно открылся клапан дыхательной вентиляции, соединяющий кабину с наружной средой, который должен был сработать гораздо позже, у самой земли. Давление в спускаемом аппарате падало столь стремительно, что космонавты потеряли сознание, прежде чем смогли отстегнуть ремни и вручную закрыть дырку размером с пятикопеечную монету. Следующий корабль с двумя космонавтами уже в скафандрах стартовал только через два года. Память героев космоса достойно увековечена в истории. Прах космонавтов покоится в Кремлевской стене. Их именами названы кратеры на Луне, малые планеты Солнечной системы. Многие годы их имена носили суда Академии наук СССР. Установлены бюсты и памятные доски в местах, связанных с жизнью и деятельностью космонавтов.

67 лет назад (1941) на заводе имени Коминтерна в Воронеже были собраны первые две боевые пусковые установки БМ-13 - «катюши»

     Вторая мировая войнаНовое оружие - реактивные минометы - советские войска получили в июле 1941 года. Народное название этих реактивных систем - «катюши». Существует несколько версий происхождение этого названия, наиболее вероятное из них связано с заводской маркой «К» завода изготовителя первых боевых машин БМ-13, а также с популярной в то время одноименной песней. В ночь на 30 июня 1941 года на заводе имени Коминтерна в Воронеже были собраны первые две боевые пусковые установки БМ-13. В начале июля была сформирована первая Отдельная экспериментальная батарея полевой реактивной артиллерии Красной Армии. Батарея была вооружена семью боевыми установками, командовал батареей капитан Иван Флеров. В 15 часов 15 минут 14 июля 1941 года батарея дала залп по захваченному противником железнодорожному узлу города Орши. В дальнейшем батарея успешно действовала в боях под Рудней, Смоленском, Ельней, Рославлем и Спас-Деменском. В начале октября 1941 года в составе группировки войск Западного фронта батарея оказалась в тылу немецко-фашистских войск.

При движении к линии фронта из тыла в ночь на 7 октября она попала в засаду врага под деревней Богатырь Смоленской области, большая часть личного состава батареи и Иван Флеров погибли, расстреляв весь боезапас и взорвав боевые машины. За героизм Флеров посмертно награжден орденом Отечественной войны 1-й степени. В честь подвига батареи сооружены памятник в городе Орше и обелиск  у города Рудня. В августе - сентябре 1941 года на фронт были отправлены уже 324 боевые машины БМ-13 и БМ-8. В боях под Сталинградом участвовало втрое больше реактивных установок, чем в битве под Москвой. В боях за Берлин участвовало 219 дивизионов «катюш». С осени 1941 года этим частям при формировании присваивалось звание гвардейских, что подчеркивало большое значение реактивной артиллерии и особую ответственность за выполнение боевых задач в ходе Великой Отечественной войны.

114 лет назад (1894) открыт самый знаменитый лондонский мост - Тауэр бридж

     Лондон, ТауэрТауэрский мост (Tower Bridge) построен инженером Хорасом Джонсом в готическом стиле. Тауэр бридж - величественный и красивый мост, его своеобразные ворота: мост проходят суда перед тем, как попасть по Темзе к центру города На его строительство было затрачено свыше одного миллиона фунтов. Мост выполняет довольно ответственную работу: в нормальном режиме по нему едет нескончаемый поток машин. А в определенные часы мост раздвигается, чтобы пропустить крупное судно. Кирпичные устои моста, имеющие высоту 60 метров, имитируют форму готических башен. Кроме разводящейся проезжей части, на мосту был устроен переход для пешеходов, поднятый на высоту 44 метра. Он служит для связи между берегами при разведенном нижнем пролете и обслуживается лестницами и лифтами внутри башен. На мосту расположены машинное отделение с гидравлическим оборудованием, сохранившимся после электрификации, пункт управления, выставки. Англичане ласково называют Тауэрский мост «стальным скелетом в каменной рубахе». За более чем сто лет существования Тауэр бридж стал визитной карточкой британской столицы. С его башен открывается потрясающий вид на город, а на его фоне любят фотографироваться туристы со всего света.

83 года назад (1925) основан заповедник «Столбы» на правом берегу Енисея

     Красноярский крайГосударственный природный заповедник «Столбы» - жемчужина сибирской природы. Он раскинулся на северо-западных отрогах Восточных Саян, граничащих со Среднесибирским плоскогорьем. Основан заповедник по инициативе жителей города для сохранения природных комплексов вокруг живописных сиенитовых останцев - каменных столбов. Здесь, среди тайги, на сорока семи тысячах гектаров возвышаются скалы - утесы. Их около ста. Некоторые из них поднимаются над поверхностью земли до ста метров. Миллионы лет дожди и ветры, мороз и солнце высекали из дикого камня причудливые фигуры. Люди дали им названия: «Дед», «Большой Беркут», «Львиные ворота», «Гриф», «Перья» и другие. В заповеднике ведется большая научная работа. Учеными разрабатываются методы восстановления кедра в лесах Сибири, способы учета соболя и оценки охотничьих угодий, ставятся опыты по приручению и сохранению многочисленных животных и птиц. В естественных условиях содержится более ста характерных представителей фауны края. Красноярские «Столбы» - уникальное явление. О них написаны книги и статьи, снято множество фильмов. На «Столбах» родилось и живет уникальное движение любителей природы - столбистов, со своими традициями и своеобразным фольклором. Здесь воспитаны выдающиеся скалолазы и альпинисты. Заповедн6ик посещают тысячи туристов и экскурсантов. Канатная дорога и прекрасные горнолыжные трассы позволили открыть в Красноярске единственный в Сибири и на Дальнем Востоке всесоюзный горнолыжный маршрут.

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала