Рейтинг@Mail.ru
21 июня - РИА Новости, 03.08.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

21 июня

Читать ria.ru в
1962 -родился Виктор Робертович Цой, рок-певец, лидер группы «Кино».
1816 -родилась Шарлотта Бронте, английская писательница.
1925 -в Москве появились первые такси

46 лет назад (1962) родился Виктор Робертович Цой, рок-певец, лидер группы «Кино»


     Виктор Цой родился 21 июня 1962 года в Ленинграде. В 1974-1977 годах посещал среднюю художественную школу, где возникла  группа «Палата № 6» во главе с Максимом Пашковым. В 1978 году, окончив восемь классов, поступил в художественное училище имени Сергова, откуда перешел в вечернюю школу. Летом 1981 года была создана группа «Гарин и гиперболоиды», в состав которой, кроме Виктора Цоя, вошли Алексей Рыбин и Олег Валинский. После ухода последнего осенью 1981 года группа была переименована в «Кино» и в нее пришел Юрий Каспарян. Весной 1982 года был записан альбом «45» (всего с 1981 по 1990 год музыканты записали девять альбомов). Первый электрический концерт группы проходил в Ленинградском рок клубе совместно с группой «Аквариум» Бориса Гребенщикова. Весной 1984 года группа выступила на втором  фестивале рок клуба и получила лауреатское звание. Весной 1985 года группа получила звание лауреата на третьем фестивале рок клуба. В 1987 году состоялось последнее выступление на фестивале рок клуба, где группа «Кино» получила приз «за творческое совершеннолетие». Кроме того, Виктор Цой снялся в фильмах «Конец каникул», «Рок», «Асса» и «Игла». В июне 1990 года группа дала последний концерт в Москве в Лужниках, а рано утром 15 августа 1990 года Виктор Цой на своем автомобиле попал в автокатастрофу на трассе под Ригой. Похоронен в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище. 15 августа 2002 года в Латвии, на 35-м километре шоссе Слока-Талси, месте гибели Цоя, был установлен памятник. Средства на монумент петербургскому музыканту, лидеру культовой в 1980-х годах группы, были собраны на благотворительных концертах. Памятник, созданный художником Русланом Верещагиным и скульптором Амираном Хабелашвили, создан из черного металла и камня по одной из фотографий музыканта. На пьедестале выбиты слова из песни Цоя: «Смерть стоит того, чтобы жить, а любовь стоит того, чтобы ждать...».

461 год назад (1547) в Москве вспыхнул грандиозный пожар; за шесть часов выгорели Кремль, большая часть посада, в огне погибли более 2,5 тысяч человек


     С 1177 года, когда Москву сожгли половцы, начинается длинная летопись периодических пожаров в ней. В 1238 году ее выжигает Батый. Москва упорно возрождается из развалин и пепла и с 1328 года становится столицей Московского княжества. Через десять лет новая столица получила новую крепостную ограду:  в ноябре 1339 года «заложен град Москов дубов». Иван Калита строит новые стены из громаднейших дубовых бревен около аршина в диаметре (их остатки были найдены в Кремле в 1839 году). Дубовые стены Калиты не выстояли и четверти века: они сильно пострадали от пожара 1365 года, и в 1367 году Дмитрий Донской поставил «город Москву камен» почти в пределах современного Кремля. Эти каменные стены простояли до 1485-1499 годов, когда Кремль был обнесен новыми каменными стенами, обратившими его в типичную итальянскую крепость. При частых пожарах Москва как город продолжала расти. В 1534-1538 годах каменная стена опоясала торговую часть Москвы (Китай-город).

     Самый страшный  пожар произошел в Москве в 1547 году в царствование Ивана IV. За шесть часов выгорели Кремль, Китай-город, большая часть посада, в огне и от удушья погибли более 2,5 тысяч человек. Сам царь спасался от пожара в селе Воробьево (Воробьевы горы). Большинство население города остались без крова. Предание гласит, что этот пожар был предсказан Василием Блаженным, Христа ради юродивым. Тогда юродивый пришел в Воздвиженский монастырь и долго там молился в молчании со слезами - на следующий день именно отсюда начала гореть столица. Сразу после пожара Иван IV издал закон, обязывающий московских жителей иметь во дворах и на крышах домов бочки, наполненные водой. Для приготовления пищи предписывалось строить печи и очаги на огородах и пустырях вдали от жилых строений. В то время появились первые ручные насосы для тушения пожаров, которые назывались тогда «водоливными трубами». Новый сильный пожар во время набега Девлет-Гирея в 1571 году, казалось, должен был уничтожить город, с таким упорством вновь возводимый, но в 1585 году начинается постройка нового кольца городских стен - Белого города. Через пять лет, в 1591 году, как только Москва отбилась от нового натиска монголов, тотчас же начинается постройка четвертого кольца московских укреплений - Деревянного города, или Скородома, охватывавшего слободы, лежавшие за стенами Белого города. Стены Скородома продолжали свое кольцо и за Москвой-рекой, охватывая центральные части Замоскворечья. При Михаиле Романове на месте сожженных в Смуту деревянных стен Скородома насыпается земляной вал и возникает Земляной город. В апреле 1649 года царь Алексей Михайлович издал «Наказ о градском благочинии», который по существу заложил организационные основы профессиональной пожарной охраны в Москве. Рост города продолжался: возникали новые слободы, постепенно разрастающиеся и сливающиеся друг с другом. В XVIII столетии, при Елизавете, Москва была обнесена новой пограничной чертой - Камер-Коллежским валом.

 

192 года назад (1816) родилась Шарлотта Бронте, английская писательница

     Шарлотта Бронте (Charlotte Bronte) родилась 21 июня 1816 года в семье сельского священника Патрика Бронте в Йоркшире. Семья, в которой было шестеро детей - пять сестер и брат- была очень бедна. После смерти матери дети остались на попечении старой служанки. В 1824 году Шарлотта и три ее сестры были отданы отцом в сиротский приют для дочерей духовенства. Здесь их должны были подготовить к профессии гувернанток; не случайно пансион в местечке Кован-Бридж стал прообразом для Ловудского приюта в романе «Джен Эйр». Недоедание, холод и грязь в помещениях, изнурительные церковные службы, издевательское обращение разрушали здоровье детей. От вспыхнувшей в 1825 году эпидемии тифа слегли сорок пять учениц из восьмидесяти. Погибли две старшие сестры Шарлотты, Мария и Елизавета, воспоминаниями о которых навеян образ Элен Бернс в романе. Это были кроткие и исключительно одаренные девочки. Гибель многих воспитанниц приюта привлекла к нему всеобщее внимание: были сменены его начальники и попечители. Патрик Бронте приехал, чтобы похоронить двух старших дочерей и забрать домой оставшихся в живых, но совершенно больных девочек - Шарлотту и Эмилию. Больше он уже не пытался дать им образование в бесплатном учебном заведении. Все дети Патрика Бронте были талантливыми, писали с детских лет стихи и романы. Сын Бренуелл и Шарлотта увлеклись еще и рисованием. Оба они были, в сущности, настоящими художниками. О профессиональных занятиях искусством и литературой три девушки из бедной семьи не смели и мечтать. Они вели домашнее хозяйство, работали гувернантками. В 1842 году Шарлотта и Эмилия поехали в Брюссель и поступили в бельгийский пансион, надеясь в совершенстве овладеть французским языком. У них не было денег, чтобы платить за обучение, но они взялись преподавать английский язык ученицам пансиона. Обучение в пансионе возглавлял Константин Эже, муж начальницы, очень образованный человек, знаток литературы. Он по первому же французскому сочинению, написанному молодыми англичанками, понял их одаренность и предсказал им писательскую славу. Его советы Шарлотте и вера в ее талант стали для нее большой поддержкой. Ей выпало несчастье полюбить мсье Эже - женатого человека. Конечно, это была возвышенная любовь, больше похожая на дружбу. Но мадам Эже устроила грандиозный скандал мужу и молодой учительнице, потребовала ее отъезда. В очень преломленном виде эта трагическая любовь отразилась в романе «Джен Эйр». Сестры Бронте пытались открыть свой пансион для девочек. Именно для этого они получили образование в Брюсселе. У них были все данные для задуманного предприятия: педагогический опыт, образование, безукоризненное знание французского языка. Но у них не было ни денег, ни связей, и никто не приехал учиться в угрюмый и бедно обставленный пасторский дом на кладбище. В 1846 году сестрам Бронте удалось наконец издать сборник своих стихотворений. Они выступили под псевдонимом братьев Белл. В 1847 году сестры послали (под тем же псевдонимом) лондонским издателям свои романы. Романы Эмилии («Грозовой перевал») и Анны («Агнес Грей») были приняты в печать, роман Шарлотты «Учитель» - отвергнут. Но она уже работала над второй книгой, и в конце 1847 года роман «Джен Эйр» увидел свет и имел большой успех. Свет жертвенного служения Джен Эйр любимому человеку, а также умение писательницы передать накал страстей, глубину возникающих у героев вопросов и переживаний снимают тот оттенок слащавости и фальши, который был обычно присущ счастливому концу викторианского романа. Роман «Джен Эйр», одновременно поэтический и беспощадный, стал новым словом в английской литературе XIX века. Он привлек и поразил читателей образом главной героини - смелой и чистой девушки, одиноко ведущей тяжкую борьбу за существование и за свое человеческое достоинство. Роман стал важной вехой в истории борьбы за женское равноправие. Это пока еще не политическое равноправие - избирательных прав для женщин не требовали даже чартисты, - но равенство женщины с мужчиной в трудовой деятельности и семье. В постановке женского вопроса и в самом своем творчестве Шарлотта Бронте была близка французской писательнице Жорж Санд, знаменитый роман которой «Консуэло» Шарлотта очень любила. Слава не принесла трем увядающим сестрам Бронте счастья. Их силы были надломлены лишениями и непосильным трудом. Любимый брат Бренуелл погибал от туберкулеза. От него заразилась сначала преданно ухаживавшая за ним Эмилия, затем - Анна. Все они умерли в течение 1849 года. Шарлотта осталась одна с раздражительным слепым отцом. Она работала над своими новыми книгами. В конце 1849 года вышел роман «Шерли» - о движении луддитов. Он был навеян живыми впечатлениями от разгоравшегося чартистского движения. В 1853 году был опубликован роман «Вильетт», наиболее автобиографичный: в нем воссоздана обстановка бельгийского пансиона, с которым было связано столько воспоминаний. В доме Патрика Бронте появился новый обитатель - молодой священник Артур Белл Николе. Его назначили помощником ослепшего отца Шарлотты. Новый пастор влюбился в прославленную романистку, просил ее руки. Но Патрик Бронте не хотел и слышать об этом браке. Он не мешал своим дочерям писать, гордился их литературной известностью, но не допускал и мысли об их замужестве. Отвергнутый поклонник решил стать миссионером и уехать в Индию. Шарлотта простилась с ним у калитки и заметила, что он плачет. Этого она не выдержала, догнала его и сказала, что будет его женой. Он так и остался в местечке Хэворт, в пасторском доме. Замужество 38-летней Шарлотты было недолгим: через год, в 1855 году, она умерла от преждевременных родов. Патрик Бронте просил подругу дочери, известную романистку Э.Гаскелл, написать о Шарлотте книгу. Она взялась за это с присущей ей добросовестностью: посетила все места, где пришлось жить и работать Шарлотте, побывала и в Брюсселе, где виделась с семейством Эже. В 1857 году появилась ее правдивая и сильная книга «Жизнь Шарлоты Бронте».

 

100 лет назад (1908) умер Николай Андреевич Римский-Корсаков, композитор, дирижер, педагог

Репродукция портрета русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844 - 1908 г. г.) работы художника Валентина Серова из собрания Государственной Третьяковской галереи
     Николай Римский-Корсаков родился 18 марта 1844 года в городе Тихвине недалеко от Петербурга. Музыкальные способности мальчика проявились рано, но по семейной традиции в 12-летнем возрасте его определили в Морской корпус в Петербурге. В 1861 году он завязал тесные творческие связи с кружком Балакирева («Могучей кучкой»), в который входили Кюи, Мусоргский, а несколько позднее - Бородин. Общение Римского-Корсакова с балакиревским кружком было прервано двухлетним кругосветным плаванием, которое послужило источником разнообразных впечатлений, отразившихся в творчестве композитора. Наиболее значительные произведения раннего периода - симфоническая картина «Садко» и опера «Псковитянка» (1872). В 1871 году Римский-Корсаков был принят в число профессоров Петербургской консерватории, занимал эту должность на протяжении почти сорока лет. Индивидуальность Римского-Корсакова наиболее полно раскрылась в его операх. Они отмечены интересом к истории, быту, поэтическим представлениям и обычаям народа. В них широко использованы мотивы народных былин и сказок, сокровища русского песенного фольклора.  Всего композитор создал 15 опер, среди которых - «Майская ночь» (1879), «Снегурочка» (1881), фантастическая опера-балет «Млада» (1889), опера-колядка «Ночь перед Рождеством» (1895), опера-былина «Садко» (1896), лирические оперы «Боярыня Вера Шелога» (1898, одноактная - пролог к «Псковитянке»), «Царская невеста» (1898), драматическая опера-легенда «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1903), завершающая эпическую линию развития русского музыкального театра. Последняя опера композитора - «небылица в лицах» «Золотой петушок» (1907) - сатира на царское самодержавие. Из симфонических произведений Римского-Корсакова особенно выделяются «Антар», «Шехерезада», «Испанское каприччио», «Воскресная увертюра». Кроме того, он написал струнные квартет и септет, фортепьянный концерт, фантазию для скрипки на русские темы, множество романсов и хоров, несколько небольших духовных произведений. Ему принадлежит «Практический учебник гармонии». Умер Николай Андреевич Римский-Корсаков  21 июня 1908 года в усадьбе Любенск под Петербургом.

 

83 года назад (1925) в Москве появились первые такси


    
21 июня 1925 года в Москве появились первые такси. Именно этот день принято считать днем рожденья российского такси. Таксомоторы в Советской России были исключительно государственные, хотя в середине 1920-х годов НЭП был в самом расцвете. Такси быстро понравились горожанам. Во-первых, в то время автомобили были еще в диковинку, а, во-вторых, они стоили дешевле привычных извозчиков. Первое время в качестве такси работали исключительно иномарки - «Рено», «Форд», «Фиат». Однако после того, как в стране стала появляться своя автомобильная промышленность, таксопарки быстро переориентировали на отечественные машины «ГАЗ-А» и «M-1» («эмка»). Развитие таксопарков в России в 1920-1930 годах шло довольно активно, и в 1935 году в столице бегало уже 500 машин, а в 1939 году - свыше трех тысяч.  Однако по сравнению в ведущими европейскими столицами эта цифра была незначительной: в 1925 году в Париже было 16 тысяч такси, а в Лондоне - 8 тысяч.

     После окончания Великой Отечественной войны этот вид транспорта в Москве начал быстро развиваться. Тогда же стали использовать и первые «маршрутки». Для этих целей использовали грузопассажирские «ГАЗ-АА» с открытой грузовой платформой, которые перевозили пассажиров с вокзала на вокзал. В 1950-х годах в такси начали работать представительные «ЗИС-110» и более скромные, но тоже комфортабельные для того времени «Победы». В конце 1940-х - начале 1950-х годов все такси стали иметь на своих бортах «шашечки» и зеленые огоньки.

      1960-е годы ознаменовались для такси приходом «Волги-21», которые стали на несколько десятилетий главной машиной таксопарков. К 1971 году в Москве было 14200 легковых такси. Они приносили огромную прибыль, и автомобили окупались в течение первого же года службы. В середине 1980-х годов в столице курсировало уже около 20 тысяч такси, которые принадлежали 21 автопарку. Была создана и введена в строй автоматизированная система управления городским таксомоторным транспортом, которая позволяла оперативно связываться с каждой работающей на линии машиной. В начале 1990-х годов, после экономических реформ, основную роль по перевозке пассажиров взяли на себя «частники». В середине 1990-х годов таксопарки стали возрождаться. Сейчас в Москве зарегистрировано около 40 таксомоторных компаний. Самый большой частный таксопарк - «Новое желтое такси».

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала