Рейтинг@Mail.ru
10 марта - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

10 марта

Читать ria.ru в
- 1940 -умер Михаил Афанасьевич Булгаков.
- 1934 -в Москве открылся Центральный универсальный магазин (ЦУМ).
- 2001 -умер Владимир Яковлевич Ворошилов, бессменный ведущий телевизионного клуба знатоков «Что? Где? Когда?».

67 лет назад (1940) умер Михаил Афанасьевич Булгаков
    
Михаил Булгаков родился 15 мая 1891 года в Киеве в семье преподавателя Киевской духовной академии. В 1916 году окончил с отличием медицинский факультет Киевского университета, после чего работал земским врачом. В 1920 году впервые начал печататься в эмигрантской газете «Накануне», издававшейся в Берлине. В 1921 году переехал в Москву. Сменил ряд профессий, после чего решил остановиться на карьере журналиста и литературного деятеля. С 1923 года - бессменный фельетонист в газете «Гудок». В 1925 году вышел первый сборник писателя, в который вошли повести «Роковые яйца» (1925), «Дьяволиада» (1925), «Повесть о том, как близнецы погубили делопроизводителя» (1924). В 1925 году написана повесть «Собачье сердце», которая более 60 лет пребывала в «самиздате» и была издана в России только в 1987 году. Своей главной темой в литературе Булгаков считал изображение судеб русской интеллигенции в России. Литературная критика конца 1920-х годов резко отрицательно оценивала творчество Булгакова.; его произведения не печатались, пьесы были сняты со сцены. С начала 1930-х годов он работал режиссером-ассистентом МХАТ, инсценировал «Мертвые души» Гоголя. В исторических драмах «Кабала святош» («Мольер», 1930-1936, поставлена в 1943 году) и «Последние дни» («Пушкин», 1934-1935, поставлена в 1943 году), в биографической повести «Жизнь господина де Мольера» (1932-1933, опубликована в 1962 году) Булгаков показывает несовместимость подлинного искусства с деспотизмом монархии. Незаконченный «Театральный роман» («Записки покойника», 1936-1937, опубликован в  1965 году) соединяет в себе черты лирической исповеди и сатиры. С начала 1930-х годов и до конца жизни Булгаков работал над романом «Мастер и Маргарита». Совмещая три плана действия: историко-легендарный (древняя Иудея), современно-бытовой (Москва 1930-х годов) и мистико-фантастический, он создал своеобразную форму философского романа, где поставлены «вечные» проблемы добра и зла, ложной и истинной нравственности. Булгаков - драматург и повествователь - владел отточенным мастерством реалистической техники, сатиры, гибкой, живой речи и стремительного сюжета. Еще в 1938 году, за два года до смерти, Булгаков провидчески заметил: «Это мой последний роман». В 1931 году написаны повести «Багровый остров» (пародия на Жюля Верна и на «социалистический эксперимент»), «Адам и Ева», изданные только в 1971 году  в Париже, в 1987 году - в России. В 1934 году написана пьеса «Блаженство» (издана в 1966 году). В том же году написана фантастическая пьеса «Иван Васильевич» (издана в 1965 году), по мотивам которой Леонид Гайдай снял фильм «Иван Васильевич меняет профессию». Умер Михаил Булгаков 10 марта 1940 года. В мае 1993 года  для пропаганды творчества М.Булгакова в Санкт-Петербурге было основано Петербургское булгаковское общество.

 

351 год назад (1656) в структуре государственной власти России учрежден Счетный Приказ, или Приказ Счетных Дел (установление государственного финансового контроля)
     Система финансового управления и контроля в России имеет более чем тысячелетнюю историю. Как только на территории России стали образовываться княжества, одновременно с этим устанавливалась система управления финансами, сбора налогов и пошлин. Всегда у государей были доверенные лица, которые контролировали то, что сейчас бы назвали бюджетом. Еще в 1656 году в структуре государственной власти России под кураторством боярской Думы учреждается Счетный Приказ, или Приказ Счетных Дел. Первоначально перед ним ставилась сравнительно узкая задача - проверить раздачу полкового жалованья во время войны с Польшей. С 1714 года для борьбы со злоупотреблениями, и особенно со взяточничеством чиновников, Петр I создает особый институт фискалов, которые должны были тайно доносить о замеченных злоупотреблениях и нарушениях. Фискалы подчинялись обер-фискалу в генеральском чине при Сенате. Правда, обер-фискал Нестеров оказался настолько крупным казнокрадом-взяточником, что был осужден Петром I к смертной казни. Несколькими годами позже Петр I учреждает Ревизион-Коллегию для контроля за доходами и расходами. Спустя 60 лет уже Екатерина II создает новое контрольно-финансовое учреждение - Государственную Экспедицию Свидетельства Счетов. В 1819 году указом Александра I образовано Главное управление ревизии под руководством первого в истории России Государственного контролера. Им стал обрусевший шведский барон Балтазар Кампенгаузен. Прославился он на этом посту тем, что руководил расследованием злоупотреблений при снабжении русской армии продовольствием во время кампании 1812 года. День рождения барона - 28 января - и был выбран датой празднования юбилея современной Счетной палаты Российской Федерации. Другой русский царь Александр II ввел понятие предварительного контроля и разработал новые принципы контроля фактического. Первый такой опыт состоялся в 1866 году на Николаевской железной дороге. Он оказался удачным, и в последующие годы был применен при ревизии доходов Московско-Курской и Одесско-Балтийской железных дорог. Представители местного контроля дороги имели право: присутствовать при погрузке и выгрузке вагонов, при сдаче и приеме подвижного состава, проверять пассажирские, товарные и рабочие поезда и так далее. Был еще и полевой контроль, первое осуществление которого имело место в конце 70-х годов ХIХ века во время русско-турецкой войны. Тогда были обнаружены крупные злоупотребления монопольных поставщиков продуктов на все склады армии. Вскрылись также злоупотребления подрядчиков, перевозивших военные грузы. В результате в казну было возвращено около 11 миллионов рублей. Эта мера действовала и во время русско-японской войны 1904-1905 годов. Пришедшие к власти после революции 1917 года большевики прекрасно осознавали необходимость строгого слежения за государственными финансами. Уже в декабре 1917 года специальным декретом Совета народных комиссаров был образован Комиссариат государственного контроля. В марте 1919 года ВЦИК утвердил И.В.Сталина его наркомом. В СССР государство и партия были едины, следовательно, и контроль был партийно-государственным. В 1991 году пятая сессия Верховного Совета СССР в числе законов, связанных с переходом к рыночной экономике, приняла закон «О Контрольной палате СССР». В конце этого же года она была упразднена. Та же судьба постигла заменивший ее после распада СССР Контрольно-бюджетный комитет. А в январе 1995 года Президентом России был подписан федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации». Так в России появился новый главный контрольно-финансовый орган - Счетная палата.

201 год назад (1806) император Александр I подписал указ «О правилах управления и сохранения в порядке и целости находящихся в Мастерской и Оружейной палате ценностей»
     10 марта 1806 года император Александр I подписал указ «О правилах управления и сохранения в порядке и целости находящихся в Мастерской и Оружейной палате ценностей», положивший начало первому национальному музею  России - Оружейной палате и образованию Государственного историко-культурного  музея-заповедника «Московский  Кремль». Еще при Иване Калите в Москве была создана великокняжеская сокровищница, в которой хранились дорогие украшения, изделия из драгоценных металлов, одежда из великолепных тканей, роскошное оружие. С годами это собрание росло и непрерывно пополнялось. Москва становилась крупным и могущественным городом, в нее приезжали искусные русские и иностранные мастера, создававшие шедевры прикладного искусства. Многочисленные иностранные послы привозили в дар московским князьям дорогие подарки: серебряные кубки, драгоценные ткани, воинское снаряжение, парадную конскую упряжь. Иван III повелел построить для хранения сказочно разросшейся великокняжеской казны отдельное здание, которое и было вскоре возведено между Архангельским и Благовещенским собором. Двухэтажное каменное здание с высокой крышей и глубокими подвалами получило название «Казенный двор». Сначала в казенном дворе размещалось не только хранилище, но и производственные мастерские. Придворные мастера изготавливали парадное и боевое оружие, доспехи, художники-живописцы расписывали царские хоромы, московские соборы и церкви, писали иконы и портреты московской знати, чеканщики, эмальеры, серебряники создавали удивительные предметы прикладного искусства. Для работы в многочисленных мастерских Московского Кремля отбирались самые талантливые мастера со всех концов России. Своим названием современный музей был обязан одной из ведущих кремлевских мастерских - оружейной. К XVIII веку сокровища Оружейной палаты, среди которых были и изделия изготовленные русскими мастерами, и военные трофеи, и подарки, достигли невероятных размеров. Но Петр I перенес столицу России в Петербург, куда  переехали и лучшие московские мастера. В начале XIX столетия Оружейная палата  стала дворцовым императорским музеем. Была произведена полная ревизия ценностей, издана первая печатная работа по истории Оружейной палаты; по проекту архитектора И.Еготова было построено специальное здание, где и разместилась собрание. В 1844 году было начато строительство нового здание для  Оружейной палаты, проект которого был разработан Константином Тоном. Через шесть лет на берегу Москвы-реки появилось новое красивое здание, богато украшенное белокаменными резными колоннами и оконными наличниками на манер древнерусских теремов. После Октябрьской революции 1917 года в  Оружейную палату были переданы частные коллекции, экспроприированные сокровища из разоренных монастырей и храмов. В 1924 году в ней разместился Музей прикладного искусства. В настоящее время уникальная экспозиция  Оружейной палаты, насчитывающая около четырех тысяч памятников декоративно-прикладного искусства России, восточных и европейских стран, разместилась на двух этажах музея. В Оружейной палате представлены древние государственные регалии и предметы парадного церемониала, светская одежда и церковные облачения русских митрополитов, коллекция экипажей и парадного конского убранства, богато украшенное огнестрельное и холодное оружие, европейские доспехи, богатейшее собрание золотых и серебряных изделий русских и западноевропейских мастеров. В залах Оружейной палаты выставлены уникальные работы древнерусских мастеров, которые вот уже много веков продолжают восхищать людей. В Оружейной палате хранятся такие бесценные экспонаты, как знаменитая Шапка Мономаха, троны первых царей династии Романовых, парадные кареты Екатерины II, редчайшие произведения московских златокузнецов и новгородских серебряников XV-XVI веков. С 1967 года в нижнем этаже  Оружейной   палаты  размещается постоянная выставка - Алмазный фонд. На ней представлены уникальные драгоценные камни, крупнейшие самородки, шедевры мирового ювелирного искусства, среди которых бывшие коронационные регалии, представляющие большую историческую и художественную ценность.

235 лет назад (1772) родился Фридрих Шлегель, немецкий философ, писатель
      Фридрих Шлегель родился в Ганновере 10 марта 1772 года. Учился в Геттингене и Лейпциге, где изучал классическую филологию. В статьях 1790-х годов, написанных под влиянием немецкого историка античного искусства И.Винкельмана, видел в древнегреческой поэзии прообраз истинного искусства, воплощение «объективно-прекрасного», резко критиковал культуру и искусство нового времени за господство «манерного, характерного и индивидуального», смешение жанров, неустанное стремление к новому, пикантному и поразительному». Фридрих Шлегель стоял у истоков одного из важнейших духовных движений XIX века - романтизма. Им были сформулированы основные принципы романтической теории в работе «Фрагменты» (1797), созданной при участии его брата Августа  Шлегеля  и других писателей - членов литературной группы, получившей название «йенские романтики». Эта литературная группа заложила основы нового художественного направления - романтизма. Ф.Шлегель обозначил романтическую  поэзию как универсальную, отвергнув нормативную эстетику. Универсальность для  Шлегеля  - способность романтического поэта постигать мир в его целостности и многогранности, видеть явление с разных точек зрения. Особая роль в романтической эстетике отдавалась творцу. Ф.Шлегелем создано учение о романтической иронии. Ведущим жанром романтизма он считал роман, в наибольшей степени отвечавший требованию универсальности, называя его «энциклопедией всей духовной жизни гениального индивидуализма». Незаконченный экспериментальный роман «Люцинда» (1799), иногда порицаемый как манифест романтической «аморальности», обладает прежде всего автобиографической ценностью, отражая нравственные воззрения Шлегеля и его чувства к Доротее (дочери философа М.Мендельсона), на которой он женился в 1804 году. В 1802 году Шлегель читал лекции по философии в Париже, занимался ориенталистикой и издавал журналы «Европа» и «Поэтический дневник» В 1808 году, приняв католичество, переехал в Вену, стал придворным секретарем, выступал с политической публицистикой. Эпохальный труд Шлегеля - «О языке и мудрости индейцев» положил начало сравнительно-историческому языкознанию, а также индологии. В венский период  Шлегель  читал и публичные лекции, изданные затем отдельными книгами - «О новой истории», «История древней и новой литературы», ставшая вехой в истории мировой литературы. Последний цикл лекций «Философия языка и слова» оборвала смерть Шлегеля 11 января 1829 года.

85 лет назад (1922) в Москве открылся Центральный универсальный магазин (ЦУМ)
     10 марта 1922 года в Москве открылся один из старейших торговых предприятий страны - Центральный универсальный магазин (ЦУМ). ЦУМ -  одно из крупнейших предприятий розничной торговли в российской столице - расположен в самом центре Москвы, вблизи Красной площади и Большого театра. Он был открыт в здании бывшего магазина «Мюр и Мерилиз». Торгово-промышленное товарищество «Мюр и Мерилиз» было учреждено в Петербурге в 1843 году шотландцем Мерилизом Арчибальзом. Преемник Мерилиза, брат его жены шотландец Эндрю Мюр (с 1867 года московский купец 1-й гильдии), открыл отделение фирмы в Москве  первоначально в виде торгового дома (в 1907 году преобразовано в товарищество). Торговый дом «Мюр и Мерилиз» в Москве открылся в самом центре, на Петровке, напротив Большого театра. В 1892 году «Мюр-Мерилиз» загорелся. Пожар был вскоре ликвидирован, однако ущерб был весьма ощутим. Двое пожарных погибли при тушении магазина. В 1900 году случился второй пожар. Он был настолько сильным, что в Большом театре сорвался спектакль - зал заполнился едким дымом, и перепуганные зрители разбежались по домам. «Мюр-Мерилиз» на этот раз выгорел полностью. Владельцы приняли решение построить невиданный в России магазин. Здание магазина построено в 1906-1908 годах архитектором Р.И.Клейном. Новый «Мюр-Мерилиз» распахнул свои двери в 1908 году и сразу же стал популярным. Этот магазин считался самым роскошным в городе. Здесь торговали одеждой, обувью, ювелирными изделиями, парфюмерией, охотничьим оружием, мебелью, предметами домашнего обихода, писчебумажными товарами. Журналисты восхищались: «Подобного громадного магазина по внутреннему помещению, равно и по обилию и разнообразию продающихся в нем товаров, положительно нигде нет в России». Но самое главное - в «Мюр и Меирилиз» появились невиданные для российской торговли  новшества, во-первых, здесь выпускали каталог товаров, по которым покупатели делали заказ, и, во вторых, в магазине  появилась особенная комната без окон, освещенная газовыми фонарями - примерочная. Сразу же после революции чудесный магазин закрылся. «Громада Мюр и Мерилиза... безмолвно и пусто чернеет своими громадными стеклами», - писал Михаил Булгаков в «Торговом ренессансе». В 1918 году магазин был национализирован, а в 1922 году открылся вновь, уже как Центральный универсальный магазин (ЦУМ). С развитием НЭПа ЦУМ расцвел. С середины 1940-х годов магазин расширил продажу товаров народного потребления, был инициатором внедрения в торговую практику самообслуживания, продажи по образцам. В 1974 году был построен новый корпус магазина (архитекторы С.И.Никулин, Ю.В.Омельченко, А.А.Казаков). Здание магазина оснащено скоростными лифтами, эскалаторными галереями и оформлено в соответствии с международными стандартами. Сегодня универмаг ежедневно посещают около 20 тысяч москвичей и гостей столицы. Сюда приходят семьями, потому что в ЦУМе можно приобрести все необходимое для каждого члена семьи. Кроме того, здесь можно найти подарки к любому празднику, перекусить или назначить встречу. Как и в XIX веке, качество товаров в универмаге - отменное, обслуживание - безукоризненное.

Чак Норрис67 лет назад (1940) родился Чак Норрис, американский киноактер
     Настоящее имя Чака Норриса - Карлос Рей Норрис. Он родился в маленьком городке Вилсон, штат Оклахома. В 17 лет Карлос поступил на службу в военную полицию, а когда достиг призывного возраста, отправился вольнонаемным в Корею. На военной базе его стали называть Чаком. Именно там, познакомившись с культурой и религией Востока, Норрис начинает с увлечением заниматься восточными единоборствами: каратэ, дзюдо, тэквандо... После демобилизации Чак обосновался в Лос-Анджелесе, где открыл сеть школ каратэ. Благодаря профессионализму учителя и его громким спортивным титулам эти школы приобрели большую популярность среди горожан, в числе которых было немало знаменитостей из мира кино. Однако, понимая, что пик спортивных успехов позади, Чак Норрис начинает искать новое поле деятельности и находит его в кино. Помог ему в этом друг и спарринг-партнер знаменитый Брюс Ли, пригласив Чака сняться в фильме «Возвращение дракона». Появление Норриса не прошло незамеченным, а сцена боя, в которой приняли участие оба спортсмена, и по сей день считается классикой «фильмов каратэ». После преждевременной смерти Ли в этом жанре как бы образовался вакуум, который и предстояло заполнить Норрису. Невысокий, коренастый блондин, с некрасивым, но обаятельным лицом, он сразу же пришелся по вкусу американскому зрителю. За двадцать с лишним лет работы в кино Норрис снялся более чем в 55 фильмах. Одни из них - «Золотой храм», «Хорошие парни одеты в черное», «Разрушитель» - прошли почти незамеченными, другие - «Октагон», «Пропавшие без вести», «Операция Дельта», «Крутой Уокер: правосудие по-техасски», «Возвращение Дракона», «Кодекс молчания», «Око за око», «Одинокий волк Мак Квейд», «Бегущий в пламени» завоевали огромное признание. Чак Норрис стал создателем большого количества телевизионных шоу, помимо этого, он издает свой журнал, написал несколько книг.

Автор сценария, режиссер и ведущий передачи «Что? Где? Когда?» Владимир Ворошилов 6 лет назад (2001) умер Владимир Яковлевич Ворошилов, бессменный ведущий телевизионного клуба знатоков «Что? Где? Когда?»
     Владимир Ворошилов родился в Симферополе. Мать была швеей-мотористкой, об отце сведений нет. Окончил  Эстонскую академию художеств, школу-студию МХАТ и Высшие режиссерские курсы Центрального телевидения. Работал художником-постановщиком в ТЮЗ, Малом театре, МХАТ. Занимался режиссурой в «Современнике» и Театре на  Таганке.С 1966 года работал на телевидении. Снимал документальные и научно-популярные фильмы.С 1968 года - в Молодежной редакции ЦТ; выпустил программу «Аукцион», первую на российском телевидении игровую передачу в прямом эфире. Был ведущим передач «А ну-ка, парни!», «Суд идет». С 1975 года - автор и ведущий телевизионной игры «Что? Где? Когда?». С момента первого появления в прямом эфире Центрального телевидения эта телевикторина сразу завоевала симпатии многочисленной зрительской аудитории. За время достаточно долгой жизни на телевидении  передача постоянно изменялась, идя в ногу со временем. Создатели придумывали новые правила, разрастались команды, менялись интеллектуальные лидеры, совершенствовалось и само игровое пространство. И бессменным ведущим телевикторины до последнего дня жизни был Владимир Яковлевич Ворошилов, генеральный директор телекомпании «Игра», академик российской академии телевизионных искусств «ТЭФИ». Умер Ворошилов 10 марта 2001 года от сердечного приступа, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбще. 7 июня 2003 года на Ваганьковском кладбище был открыт памятник Владимиру Ворошилову (черный куб около одного метра в высоту, установленный на массивной подставке в виде сектора круглого стола из игры «Что? Где? Когда?»). Автор памятника - Никита Шангин.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала