Рейтинг@Mail.ru
15 февраля - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

15 февраля

Читать ria.ru в
День национального спасения в Афганистане.
1857 - умер Михаил Иванович Глинка, родоначальник русской классической музыки.
По православному календарю - Сретение Господне.

День национального спасения в Афганистане
     День национального спасения в Афганистане отмечается 15 февраля, в день вывода советских войск из Афганистана в 1989 году. Отстранение от власти, а затем и убийство 8 октября 1979 года Нур Мухаммада Тараки, основателя Народно-демократической партии Афганистана и первого руководителя Демократической Республики Афганистан, были расценены в Кремле как контрреволюционный переворот. Советские руководители пришли к убеждению о невозможности иметь дело с «узурпатором власти» Хафизуллой Амином, который, при всей своей лояльности к Москве, обладал собственным мнением в вопросах дальнейшего строительства афганского общества. Идея созрела довольно быстро: необходимо привести к власти в Кабуле представителей немногочисленной, но активной антиаминовской оппозиции. Постановление об оказании ДРА военной помощи (путем ввода на его территорию контингента советских войск) на основании подписанного 5 декабря 1978 года советско-афганского Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, было принято 12 декабря 1979 года по предложению комиссии Политбюро ЦК КПСС по Афганистану, в состав которой входили Андропов, Громыко, Устинов и Пономарев. 25 декабря 1979 года в Афганистан вошла 40-я армия под командованием генерал-лейтенанта Юрия Тухаринова (с 1987 года командующий армией - генерал-полковник Борис Громов). Практически сразу армия была усилена вертолетными частями и истребителями-бомбардировщиками с баз ТуркВО и САВО. Одновременно с вводом войск была осуществлена операция советских спецслужб под кодовым названием «Шторм-333» по физическому устранению главы Афганистана Хафизуллы Амина. Его сменил Бабрак Кармаль, стремившийся достичь согласия с противниками и расширить социальную базу своей администрации. Проявлением этого курса был, в частности, начавшийся в 1981 отказ от аграрной реформы. Однако добиться примирения не удалось, и установившийся режим оказался полностью зависимым от советской военной, технической и финансовой помощи. Группировки повстанцев пользовались поддержкой США и других государств. В 1980-е годы военные действия развернулись по всему Афганистану. Контингенту советских войск и солдатам афганской армии противостояли повстанцы, получившие название «моджахедов» («бойцов за веру»). В 1986 в результате государственного переворота Кармаль был смещен, его место занял Мухаммед Наджибулла, генеральный секретарь ЦК НДПА и член Революционного совета (высшего органа государственной власти). В ноябре 1987 года в соответствии с новой конституцией Наджибулла собранием представителей всех слоев населения был избран президентом страны, которая стала называться Республикой Афганистан. В апреле 1988 года СССР и США пришли к соглашению о невмешательстве в дела Афганистана. В соответствии с достигнутыми договоренностями в мае 1988 СССР начал вывод войск из Афганистана, который закончился 14 февраля 1989 года. Ежегодная «списочная численность» советских частей составляла от 80 тысяч до 104 тысяч военнослужащих. Всего за десять лет через Афганистан прошли 620 тысяч советских солдат и офицеров. До 15 февраля 1989 года, согласно официальным данным, погибли 14 453 советских военнослужащих.

443 года назад (1564) родился Галилео Галилей, итальянский ученый эпохи Возрождения
     Галилео Галилей родился в городе Пизе в знатной, но обедневшей семье. Его отец Винченцо Галилей был талантливым музыкантом и композитором, но искусство не давало средств к существованию, и он прирабатывал торговлей сукном. До одиннадцати лет Галилей жил в Пизе и учился в школе, а затем вместе с семьей переехал во Флоренцию. Здесь он продолжил образование в монастыре бенедиктинцев, где изучал грамматику, арифметику, риторику и другие предметы. В семнадцать лет Галилей поступил в Пизанский университет и стал готовиться к профессии врача. Из-за стесненного материального положения ему пришлось бросить университет и вернуться во Флоренцию. Здесь Галилей занялся изучением математики и физики. В 1586 году он написал свою первую научную работу «Маленькие гидростатические весы». В 1589 году получил кафедру математики в Пизанском университете, где преподавал математику и астрономию. В 1609 году Галилей устанавливает закон инерции, закон свободного падения, закон движения тела по наклонной плоскости и тела, брошенного под углом к горизонту, закон постоянного периода колебаний маятника (явление изохронизма колебаний). От Галилея ведет свое начало динамика. В 1592 году Галилей становится профессором Падуанского университета, позднее - придворным философом  и математиком герцога Козимо II Медичи. С 1606 года ученый начал заниматься астрономией. В июле 1609 года построил свою первую подзорную трубу - оптическую систему, состоящую из выпуклой и вогнутой линз, и начал систематические астрономические наблюдения. Он достаточно быстро усовершенствовал подзорную трубу и, как писал со временем, «построил себе прибор в такой степени чудесный, что с его помощью предметы казались почти в тысячу раз больше и более чем в тридцать раз ближе, чем при наблюдении «простым глазом». В 1610 году Галилей направил телескоп на небо. То, что он увидел там - лунный пейзаж, горные цепи и вершины, - приводило к мысли о том, что Луна похожа на Землю и имеет горные системы, - факт, свидетельствовавший против религиозных догм и учения Аристотеля об особом положении Земли среди небесных тел. Галилей открыл четыре спутника Юпитера, что тоже не соответствовало учению Аристотеля. Ученый установил, что Солнце вращается вокруг своей оси. На основании наблюдений Галилей сделал вывод, что вращение вокруг оси свойственно всем небесным телам и о том, что гелиоцентрическая система мира, предложенная Коперником, является единственно верной. В 1616 году одиннадцать видных богословов рассмотрели учение Коперника и пришли к выводу о его ложности. Оно было объявлено еретическим, а книга Коперника «Об обращении небесных сфер» внесена в индекс запрещенных книг. Галилея вызвали из Флоренции в Рим и потребовали прекратить пропаганду еретических представлений об устройстве мира. Галилей был вынужден подчиниться. В 1632 году вышла в свет книга «Диалог о двух главнейших системах мира - птолемеевой и коперниковой». Книга написана в форме диалога между двумя сторонниками Коперника и одним приверженцем Аристотеля и Птолемея. Каждый из собеседников старается понять точку зрения другого, допустив ее справедливость. Санкции последовали незамедлительно. Продажу «Диалога...» запретили, а Галилея вызвали в Рим на суд. Следствие тянулось с апреля по июнь 1633 года, а 22 июня в той же церкви, почти на том же самом месте, где Джордано Бруно выслушал смертный приговор, Галилей, стоя на коленях, произнес предложенный ему текст отречения. На своей вилле Арчертри (Флоренция) он находился под домашним арестом (под постоянным надзором инквизиции). Там в течении двух лет Галилей пишет «Беседы и математические доказательства...», где излагает основы динамики. В мае 1636 года ученый ведет переговоры об издании своего труда в Голландии, а затем тайно переправляет туда рукопись. «Беседы...» выходят в свет в Нелейде в июле 1638 года, а в Арчертри книга попадает почти через год - в июне 1639 года. К тому времени  больной, ослепший Галилей мог лишь трогать свое детище руками. Галилео Галилей умер 8 января 1642 года. Похоронен в монашеском приделе собора Санта Кроче во Флоренции без почестей и надгробия. В 1992 году папа Иоанн Павел II объявил решение суда инквизиции ошибочным, реабилитировал Галилея, публично принес извинения ученому и вернул ему «право быть законным сыном церкви». Выяснилось, что в течении девяти лет, до самой кончины, Галилей направлял послания римскому папе, опровергая приписываемое ему безбожие.

195 лет назад (1812) родился Чарльз Льюис Тиффани, американский ювелир
      В 1837 году уроженцы Новой Англии, школьные друзья Чарльз Тиффани и Джон Янг, переехали в Нью-Йорк. У состоятельных родителей они заняли 500 долларов и на Бродвее открыли лавку антиквариата и бижутерии под названием Tiffany&Young. В ее ассортименте были изделия из хрусталя, серебра и фарфора. Молодым людям сопутствовала удача: в их лавку заходили не только жители Нью-Йорка, но и приезжие. Для последних в 1845 году даже стал выпускаться особый каталог-рассылка, содержавший описания поступивших в продажу товаров. В те времена издание подобного рода было удивительной новинкой и привлекло к марке Tiffany&Young внимание еще большего количества клиентов. Как о ювелирной компании о Tiffany&Young заговорили в 1851 году - именно тогда ее серебряные изделия получают мировое признание. Но поистине звездный час фирмы наступил через 10 лет: во время инаугурации супруга президента США Авраама Линкольна надевает жемчужный гарнитур от Tiffany. А еще через несколько лет на международной ювелирной выставке в Париже Tiffany&Co становится первой американской фирмой, получившей награду за свои изделия из серебра. Когда Tiffany&Young превратилась в Tiffany&Co., владелец решил создать для своего детища символ нового отсчета времени. Круглый циферблат часов с большими римскими цифрами, лежащий на плечах героя древнегреческих мифов Атласа, с тех пор неизменно помещается над центральным входом в любой магазин фирмы. К началу XX века была широко известна еще одна неизменная деталь Tiffany&Co.: фирменная упаковочная коробка особого оттенка - очень красивого голубого, почти бирюзового цвета. Tiffany первой из американских ювелирных компаний начала использовать серебро 925 пробы, которая чуть позже стала государственным стандартом в США. Заметным событием в истории ювелирной компании становится покупка Чарльзом Тиффани в 1867 году одного из самых больших в мире желтых алмазов, получившим имя Tiffany diamond. Для его огранки фирма пригласила одного из лучших огранщиков того времени - доктора Джорджа Кунца. Настоящую революцию в ювелирном мире произвел новый дизайн обручального кольца, представленный мастерами  Tiffany&Co в 1886 году. Бриллиант приподнят над поверхностью кольца, что позволяет достичь максимальной игры света. Теперь подобный вариант дизайна распространен повсеместно, но придумали его ювелиры Tiffany, и это было не единственным новаторством компании. В 1902 году с подачи главного огранщика Tiffany Джорджа Кунца за единицу веса драгоценных камней принимается карат - сегодня этот стандарт распространен во всем мире. А в 1926 году Tiffany устанавливает стандарт на изделия из платины. Настоящим потрясением в мире ювелирного искусства стали коллекции Tiffany&Co, созданные в 1980 году дизайнером Паломой Пикассо. С 1980-х годов изделия Tiffany заполнили европейский рынок. В Москве бутик Tiffany был открыт в 2001 году в Третьяковском проезде.

962 года назад (1045) началось строительство знаменитого Софийского собора в Новгороде
     Новгородский Софийский собор - один из выдающихся памятников древнерусского зодчества. Древнейший памятник каменной архитектуры на севере Руси, новгородская София лишь на несколько лет моложе Софии Киевской. Построенный в 1045-1050 годах князем Владимиром Ярославичем, сыном Ярослава Мудрого, Софийский собор уже с 30-х годов XII века стал главным храмом Новгородской вечевой республики: «Где Святая София - тут и  Новгород !». София Новгородская построена на месте деревянного дубового храма «о тринадцати верхах», срубленного новгородскими плотниками за полвека до того. Этот многоглавый храм сгорел, и на его месте началось строительство каменной Софии. Вплоть до последних дней новгородской независимости собор был символом Новгорода . «Постоять, умереть за Святую Софию» на языке древних новгородцев означало постоять за свой родной город и, в случае необходимости, умереть за него. За свою многовековую историю Софийский собор неоднократно перестраивался и реставрировался, в результате чего существенно изменился его первоначальный облик. Особенно серьезные изменения внешнего вида храма были произведены в конце XIX столетия. Сложенный из глыб дикого камня - плитняка и ракушечника, скрепленных цементным раствором с примесью мелкотолченого кирпича, собор первоначально не был оштукатурен и возвышался в кольце крепостных стен с суровой простотой и монументальностью. Новгородская София построена под явным воздействием одноименного киевского храма, но ее величавая лаконичность, стройный массив, монолитность тесно поставленного пятиглавия - это уже свое, новгородское. «Одного взгляда на крепкие, коренастые памятники Великого  Новгорода достаточно, чтобы понять идеал новгородца, доброго вояки, не очень отесанного, но себе на уме, - писал академик И.Э.Грабарь. - В его зодчестве такие же, как сам он, простые, но крепкие стены, лишенные назойливого узорочья, которое с его точки зрения «ни к чему», могучие силуэты, энергичные массы. Идеал новгородца - сила, и красота его - красота силы. Не всегда складно, но всегда великолепно, ибо сильно, величественно, покоряюще». В древности главы Софийского собора были покрыты свинцовыми листами, и только в XV веке центральный купол был обит золоченой медью. А за прошедшие века за счет нарастания культурного слоя собор «ушел в землю» на 1,3 метра. К юго-западному углу храма примыкает прямоугольная башня, увенчанная куполом. Западный портал собора украшают бронзовые «Сигтунские (их называют еще Магдебургскими и Корейскими) врата» - блестящий образец западноевропейского средневекового искусства. Врата попали в Новгород около 1187 года в качестве трофея из взятой новгородцами шведской столицы Сигтуны. Створы ворот состоят из бронзовых пластин с рельефными изображениями - композициями на темы Ветхого и Нового завета, фигурами-символами. Над изображениями вырезаны поясняющие их надписи на латинском языке, а под ними - русский перевод. Интерьер Софийского собора в его современном виде сегодня весьма далек от первоначального. На месте иконостаса с иконами XIV-XVI веков в древности была невысокая деревянная преграда - темплон, и интерьер собора выглядел более цельным. Во время войны иконостас собора, деревянные резные сени царского и митрополичьего мест были вывезены фашистами в Германию, но после войны их удалось отыскать и вернуть. Вереницы мощных столбов, подпирающих своды храма, покрыты живописью в красно-голубых тонах. Но эта роспись - поздняя, конца XIX столетия. От древней живописи в новгородской Софии уцелело немногое. Законченный постройкой в 1050 году, собор более полувека стоял не расписанным, и только в 1108 году сюда пришли мастера. Их фрески впоследствии частью были уничтожены, частью погребены под поздними наслоениями. А изображение Спаса-Вседержителя под центральным куполом  собора, тщательно расчищенное из-под позднейших записей, было уничтожено в 1941 году прямым попаданием фашистского снаряда. Тогда же погибла и часть других древних фресок. Сегодня в Софии Новгородской можно увидеть только немногочисленные фрагменты живописи XI века, воплотившей лучшие традиции константинопольской школы византийского искусства. От первоначального убранства Новгородской Софии сохранились также плиты с орнаментальным мозаичным набором, расположенные под ступенями каменной скамьи «горнего места» в алтаре храма. Древнейшей сохранившейся иконой Софийского собора является икона «Петр и Павел», относящаяся к XI веку. На древней штукатурке стен собора и башни сохранились многочисленные надписи-граффити, процарапанные новгородцами в XI-XIII веках. Среди них - молитвы, хроникальные записи о различных событиях церковной и политической жизни Новгорода.

150 лет назад (1857) умер Михаил Иванович Глинка, родоначальник русской классической музыки
     Михаил Глинка родился в семье смоленского дворянина. В 1817 году семья переехала в Петербург. Учился в Благородном пансионе при Петербургском педагогическом институте. С детства Михаил Глинка близко соприкасался с народным музыкальным творчеством. В годы учебы брал уроки игры на фортепьяно, на скрипке у известных тогда петербургских преподавателей. Увлекался театром, участвовал в любительских оперных спектаклях и вечерах, посещал литературные кружки и салоны Петербурга. По окончании пансиона Глинка занимался только музыкой, но профессия музыканта в начале XIX века считалась немыслимой в дворянском кругу и, уступая желанию отца, Глинка в 1824- 1828 годах служил помощником секретаря в канцелярии Совета путей сообщения. Необременительные служебные обязанности не мешали Глинке заниматься любимым делом. В это время им было создано около 20 романсов, несколько квартетов. В 1829 году вышел в свет «Лирический альбом», изданный Н.И.Павлищевым, куда вошла большая часть широко известных сочинений Глинки. В 1830-1833 годах Глинка совершил поездку в Италию и Германию, где познакомился с выдающимися композиторами Г.Берлиозом, В.Беллини, Г.Доницетти. Во время последующих заграничных поездок Глинка знакомился с европейскими театром и музыкой. С 1834 года работал над оперой «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). 27 ноября 1836 опера прошла с огромным успехом, и слава Глинки была окончательно упрочена, о чем свидетельствовало его назначение на должность капельмейстера Придворной певческой капеллы (1837-1839). В 1837-1842 годах Глинка работал над оперой «Руслан и Людмила». Поставленная в ноябре 1842 году в Большом театре, опера была горячо воспринята демократически настроенными слушателями. Гармоничностью мироощущения отмечена вокальная лирика Глинки. Выделяются его романсы на слова Пушкина («Не пой, красавица, при мне», «Я помню чудное мгновенье», «В крови горит огонь желанья», «Ночной зефир»), Жуковского (баллада «Ночной смотр»), Баратынского («Не искушай меня без нужды»), Кукольника («Сомнение» и цикл из 12 романсов «Прощание с Петербургом»). Глинка создал около 80 произведений для голоса с фортепиано (романсы, песни, арии, канцонетты), вокальные ансамбли, вокальные этюды и упражнения, хоры. Ему принадлежат камерно-инструментальные ансамбли, в том числе два струнных квартета, Патетическое трио (для фортепиано, кларнета и фагота). Умер композитор 15 февраля 1857 года в Берлине. По настоянию его младшей сестры прах Глинки в 1857 году был перевезен в Россию и погребен на кладбище Александро-Невской Лавры в Петербурге.

Год назад (2006) умер Андрей Павлович Петров, композитор, народный артист СССР
      Андрей Петров родился 2 сентября 1930 года в Ленинграде. В 1954 году окончил Ленинградскую государственную консерваторию имени Н.А.Римского-Корсакова.
Андрей Петров - автор опер и балетов, симфонических произведений и инструментальных концертов, музыки к фильмам и театральным спектаклям, песен и легкой музыки. Широкую известность получил балет А.Петрова «Сотворение мира», в котором танцевал знаменитый Михаил Барышников и который был показан во многих странах Европы и Америки. Симфонические произведения композитора исполняли многие известные дирижеры - Юрий Темирканов, Евгений Светланов, Александр Дмитриев, Евгений Колобов, Гюнтер Шулер (США), Козухира Монзуми (Япония). Андрей Петров также постоянно работал в кино, сотрудничая с крупными русскими и зарубежными режиссерами - Э.Рязановым, Г.Данелия, А.Германом. Он написал музыку более чем к 80-ти кинофильмам. Среди них - «Я шагаю по Москве», «Берегись автомобиля», «Осенний марафон», «Служебный роман», «Хрусталев, машину!», «Жестокий романс», музыка к фильму американского режиссера «Синяя птица» с Элизабет Тейлор в главной роли. Работы Петрова последних лет также очень разнообразны: балет «Мастер и Маргарита» для балетной труппы Бориса Эйфмана, фортепьянный концерт для американского пианиста Дерека Хана, вариации для оркестра на тему Мусоргского. Композитором написаны также две симфонии и струнный квартет на темы протестантских гимнов; премьеры этих произведений состоялись в Южной Корее. Последнее пятилетие связывало композитора с международным театральным центром «Юджина О'Нила» (США). Премьера совместной с бродвейским коллективом постановки мюзикла Петрова «Капитанская дочка» состоялась в 2002 году в США и в марте 2003 года в России. Музыка Андрея Петрова в исполнении отечественных и зарубежных коллективов и солистов звучала и продолжает звучать во многих странах мира - Польше, Чехословакии, Болгарии, США, Англии, Франции, Германии, Южной Корее, Японии. Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV, III степени. Именем Именем Андрея Петрова названа малая планета.

"Сретенье", XVI век. Вологодский музейПо православному календарю - Сретение Господне
     15 февраля Русская православная церковь торжественно отмечает великий двунадесятый праздник - Сретение Господне. «Сретение» - слово древнеславянское, означает «встреча». В Праздник вспоминается историческое событие - встреча древнего старца Симеона и младенца Иисуса в Иерусалимском храме, которая подробно описана в евангелие от Луки. На сороковой день после рождения Иисуса родители принесли его в Иерусалимский храм, чтобы исполнить ветхозаветный закон и «представить перед Господа». Дело в том, что по закону Моисееву женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, но по глубокому смирению она подчинилась предписанию закона. В храме Матерь Божию с Иисусом встретили праведный Симеон и пророчица Анна. Симеону было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению свыше благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда младенца Иисуса. Увидев Марию с младенцем, Симеон подошел, взял на руки Иисуса и, благодаря Бога, сказал: «Ныне отпускаешь раба твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое ты уготовал пред лицом всех народов». Слова, сказанные Симеоном в момент встречи (сретения), стали частью православного богослужения. Сретение Господне относится к древнейшим праздникам христианской Церкви, который завершает цикл рождественских праздников. В церковном богослужении праздника прославляется Господь Иисус Христос, «явившийся мирови не мнением, не привидением, но истиною». В контексте евангельской истории это событие символизирует встречу Ветхого и Нового Завета. Самые ранние свидетельства о праздновании Сретения на христианском Востоке оставили в своих записках паломницы в Святую Землю Этерия и Сильвия Аквитанская. Первая описывает характер празднования. Последняя же сообщала, что в конце IV века Сретение  в Иерусалиме еще не называется самостоятельным праздником, а именуется «сороковым днем от Богоявления». Святители Кирилл Иерусалимский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и многие другие известные иерархи в разное время произносили в торжественный день праздника вдохновенные проповеди, ставшие прекрасными памятниками духовного красноречия.
     В Сретение Господне вот уже несколько десятилетий отмечается и День православной  молодежи. Эту традицию заложило в начале 90-х годов прошлого столетия Всемирное Братство Православной Молодежи Синдесмос - «единство духа в союзе мира». Организация объединяет всех студентов православных учебных заведений многих стран и других молодых прихожан православных храмов. В России дату празднуют с 2002 года.
     Сретение  имеет символическое значение праздника очищения от всякой скверны. На Руси по этому празднику определялись также сроки начала весенних полевых работ. По народным приметам, Сретение является границей между зимой и весной. Сретенье - зима с весной и летом повстречалась. И если день выдавался солнечным, ждали оттепели, а если облачным - морозов. Утром снег - к урожаю ранних хлебов, в полдень - средних, к вечеру - поздних. Для того чтобы узнать урожай трав, поперек дороги бросали палку и наблюдали: если снег ее заметет, то корма для скота нарастет мало. На Сретенье ветер - к плодородию фруктовых деревьев.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала