Рейтинг@Mail.ru
15 февраля - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
15 февраля

*15*ФЕВРАЛЬ*АФГАНИСТАН*ГОДОВЩИНА*ГАЛИЛЕЙ*СОФИЙСКИЙ*СОБОР*СРЕТЕНЬЕ*

Читать ria.ru в
- 1989 - день окончательного вывода советских войск из Афганистана
- 1546 - родился Галилео Галилей, выдающийся итальянский ученый
- По православному календарю - Сретение Господне

День памяти воинов-интернационалистов - годовщина окончательного вывода советских войск из Афганистана (1989)

Отстранение от власти, а затем и убийство 8 октября 1979 года Нур Мухаммада Тараки, основателя Народно-демократической партии Афганистана и первого руководителя Демократической Республики Афганистан, были расценены в Кремле как контрреволюционный переворот. Советские руководители пришли к убеждению о невозможности иметь дело с «узурпатором власти» Хафизуллой Амином, который, при всей своей лояльности к Москве, обладал собственным мнением в вопросах дальнейшего строительства афганского общества. Идея созрела довольно быстро: необходимо привести к власти в Кабуле представителей немногочисленной, но активной антиаминовской оппозиции. Постановление об оказании ДРА военной помощи (путем ввода на его территорию контингента советских войск) на основании подписанного 5 декабря 1978 года советско-афганского Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, было принято 12 декабря 1979 года по предложению комиссии Политбюро ЦК КПСС по Афганистану, в состав которой входили Андропов, Громыко, Устинов и Пономарев. 25 декабря 1979 года в Афганистан вошла 40-я армия под командованием генерал-лейтенанта Юрия Тухаринова (с 1987 года командующий армией - генерал-полковник Борис Громов). Практически сразу армия была усилена вертолетными частями и истребителями-бомбардировщиками с баз ТуркВО и САВО. Одновременно с вводом войск была осуществлена операция советских спецслужб под кодовым названием «Шторм-333» по физическому устранению главы Афганистана Хафизуллы Амина. Его сменил Бабрак Кармаль, стремившийся достичь согласия с противниками и расширить социальную базу своей администрации. Проявлением этого курса был, в частности, начавшийся в 1981 отказ от аграрной реформы. Однако добиться примирения не удалось, и установившийся режим оказался полностью зависимым от советской военной, технической и финансовой помощи. Группировки повстанцев пользовались поддержкой США и других государств. В 1980-е годы военные действия развернулись по всему Афганистану. Контингенту советских войск и солдатам афганской армии противостояли повстанцы, получившие название «моджахедов» («бойцов за веру»). В 1986 в результате государственного переворота Кармаль был смещен, его место занял Мухаммед Наджибулла, генеральный секретарь ЦК НДПА и член Революционного совета (высшего органа государственной власти). В ноябре 1987 года в соответствии с новой конституцией Наджибулла собранием представителей всех слоев населения был избран президентом страны, которая стала называться Республикой Афганистан. В апреле 1988 года СССР и США пришли к соглашению о невмешательстве в дела Афганистана. В соответствии с достигнутыми договоренностями в мае 1988 СССР начал вывод войск из Афганистана, который закончился 14 февраля 1989 года. Ежегодная «списочная численность» советских частей составляла от 80 тысяч до 104 тысяч военнослужащих. Всего за десять лет через Афганистан прошли 620 тысяч советских солдат и офицеров. До 15 февраля 1989 года, согласно официальным данным, погибли 14 453 советских военнослужащих.

442 года назад (1564) родился Галилео ГАЛИЛЕЙ, выдающийся итальянский ученый

Галилео Галилей родился 15 февраля 1564 года в городе Пизе в знатной, но обедневшей семье. Его отец Винченцо Галилей был талантливым музыкантом и композитором, но искусство не давало средств к существованию, и он прирабатывал торговлей сукном. До одиннадцати лет Галилей жил в Пизе и учился в школе, а затем вместе с семьей переехал во Флоренцию. Здесь он продолжил образование в монастыре бенедиктинцев, где изучал грамматику, арифметику, риторику и другие предметы. В семнадцать лет Галилей поступил в Пизанский университет и стал готовиться к профессии врача. Из-за стесненного материального положения ему пришлось бросить университет и вернуться во Флоренцию. Здесь Галилей занялся изучением математики и физики. В 1586 году он написал свою первую научную работу «Маленькие гидростатические весы». В 1589 году получил кафедру математики в Пизанском университете, где преподавал математику и астрономию. В 1609 году Галилей устанавливает закон инерции, закон свободного падения, закон движения тела по наклонной плоскости и тела, брошенного под углом к горизонту, закон постоянного периода колебаний маятника (явление изохронизма колебаний). От Галилея ведет свое начало динамика. В 1592 году Галилей становится профессором Падуанского университета, позднее - придворным философом  и математиком герцога Козимо II Медичи. С 1606 года ученый начал заниматься астрономией. В июле 1609 года построил свою первую подзорную трубу - оптическую систему, состоящую из выпуклой и вогнутой линз, и начал систематические астрономические наблюдения. Он достаточно быстро усовершенствовал подзорную трубу и, как писал со временем, «построил себе прибор в такой степени чудесный, что с его помощью предметы казались почти в тысячу раз больше и более чем в тридцать раз ближе, чем при наблюдении «простым глазом». В 1610 году Галилей направил телескоп на небо. То, что он увидел там - лунный пейзаж, горные цепи и вершины, - приводило к мысли о том, что Луна похожа на Землю и имеет горные системы, - факт, свидетельствовавший против религиозных догм и учения Аристотеля об особом положении Земли среди небесных тел. Галилей открыл четыре спутника Юпитера, что тоже не соответствовало учению Аристотеля. Ученый установил, что Солнце вращается вокруг своей оси. На основании наблюдений Галилей сделал вывод, что вращение вокруг оси свойственно всем небесным телам и о том, что гелиоцентрическая система мира, предложенная Коперником, является единственно верной. В 1616 году одиннадцать видных богословов рассмотрели учение Коперника и пришли к выводу о его ложности. Оно было объявлено еретическим, а книга Коперника «Об обращении небесных сфер» внесена в индекс запрещенных книг. Галилея вызвали из Флоренции в Рим и потребовали прекратить пропаганду еретических представлений об устройстве мира. Галилей был вынужден подчиниться. В 1632 году вышла в свет книга «Диалог о двух главнейших системах мира - птолемеевой и коперниковой». Книга написана в форме диалога между двумя сторонниками Коперника и одним приверженцем Аристотеля и Птолемея. Каждый из собеседников старается понять точку зрения другого, допустив ее справедливость. Санкции последовали незамедлительно. Продажу «Диалога...» запретили, а Галилея вызвали в Рим на суд. Следствие тянулось с апреля по июнь 1633 года, а 22 июня в той же церкви, почти на том же самом месте, где Джордано Бруно выслушал смертный приговор, Галилей, стоя на коленях, произнес предложенный ему текст отречения. На своей вилле Арчертри (Флоренция) он находился под домашним арестом (под постоянным надзором инквизиции). Там в течении двух лет Галилей пишет «Беседы и математические доказательства...», где излагает основы динамики. В мае 1636 года ученый ведет переговоры об издании своего труда в Голландии, а затем тайно переправляет туда рукопись. «Беседы...» выходят в свет в Нелейде в июле 1638 года, а в Арчертри книга попадает почти через год - в июне 1639 года. К тому времени  больной, ослепший Галилей мог лишь трогать свое детище руками. Галилео Галилей умер 8 января 1642 года. Похоронен в монашеском приделе собора Санта Кроче во Флоренции без почестей и надгробия. В 1992 году папа Иоанн Павел II объявил решение суда инквизиции ошибочным, реабилитировал Галилея, публично принес извинения ученому и вернул ему «право быть законным сыном церкви». Выяснилось, что в течении девяти лет, до самой кончины, Галилей направлял послания римскому папе, опровергая приписываемое ему безбожие.

961 год назад (1045) началось строительство знаменитого Софийского собора в Новгороде

Новгородский Софийский собор - один из самых выдающихся памятников древнерусского зодчества. Древнейший памятник каменной архитектуры на севере Руси, новгородская София лишь на несколько лет моложе Софии Киевской. Построенный в 1045-1050 годах князем Владимиром Ярославичем, сыном Ярослава Мудрого, Софийский собор уже с 30-х годов XII века стал главным храмом Новгородской вечевой республики: «Где Святая София - тут и  Новгород !». София Новгородская построена на месте деревянного дубового храма «о тринадцати верхах», срубленного новгородскими плотниками за полвека до того. Этот многоглавый храм сгорел, и на его месте началось строительство каменной Софии. Вплоть до последних дней новгородской независимости собор был символом Новгорода . «Постоять, умереть за Святую Софию» на языке древних новгородцев означало постоять за свой родной город и, в случае необходимости, умереть за него. За свою многовековую историю Софийский собор неоднократно перестраивался и реставрировался, в результате чего существенно изменился его первоначальный облик. Особенно серьезные изменения внешнего вида храма были произведены в конце XIX столетия. Сложенный из глыб дикого камня - плитняка и ракушечника, скрепленных цементным раствором с примесью мелкотолченого кирпича, собор первоначально не был оштукатурен и возвышался в кольце крепостных стен с суровой простотой и монументальностью. Новгородская София построена под явным воздействием одноименного киевского храма, но ее величавая лаконичность, стройный массив, монолитность тесно поставленного пятиглавия - это уже свое, новгородское. «Одного взгляда на крепкие, коренастые памятники Великого  Новгорода достаточно, чтобы понять идеал новгородца, доброго вояки, не очень отесанного, но себе на уме, - писал академик И.Э.Грабарь. - В его зодчестве такие же, как сам он, простые, но крепкие стены, лишенные назойливого узорочья, которое с его точки зрения «ни к чему», могучие силуэты, энергичные массы. Идеал новгородца - сила, и красота его - красота силы. Не всегда складно, но всегда великолепно, ибо сильно, величественно, покоряюще».

В древности главы Софийского собора были покрыты свинцовыми листами, и только в XV веке центральный купол был обит золоченой медью. А за прошедшие века за счет нарастания культурного слоя собор «ушел в землю» на 1,3 метра. К юго-западному углу храма примыкает прямоугольная башня, увенчанная куполом. Западный портал собора украшают бронзовые «Сигтунские (их называют еще Магдебургскими и Корейскими) врата» - блестящий образец западноевропейского средневекового искусства. Врата попали в Новгород около 1187 года в качестве трофея из взятой новгородцами шведской столицы Сигтуны. Створы ворот состоят из бронзовых пластин с рельефными изображениями - композициями на темы Ветхого и Нового завета, фигурами-символами. Над изображениями вырезаны поясняющие их надписи на латинском языке, а под ними - русский перевод.

Интерьер Софийского собора в его современном виде сегодня весьма далек от первоначального. На месте иконостаса с иконами XIV-XVI веков в древности была невысокая деревянная преграда - темплон, и интерьер собора выглядел более цельным. Во время войны иконостас собора, деревянные резные сени царского и митрополичьего мест были вывезены фашистами в Германию, но после войны их удалось отыскать и вернуть. Вереницы мощных столбов, подпирающих своды храма, покрыты живописью в красно-голубых тонах. Но эта роспись - поздняя, конца XIX столетия. От древней живописи в новгородской Софии уцелело немногое. Законченный постройкой в 1050 году, собор более полувека стоял не расписанным, и только в 1108 году сюда пришли мастера. Их фрески впоследствии частью были уничтожены, частью погребены под поздними наслоениями. А изображение Спаса-Вседержителя под центральным куполом  собора, тщательно расчищенное из-под позднейших записей, было уничтожено в 1941 году прямым попаданием фашистского снаряда. Тогда же погибла и часть других древних фресок. Сегодня в Софии Новгородской можно увидеть только немногочисленные фрагменты живописи XI века, воплотившей лучшие традиции константинопольской школы византийского искусства. От первоначального убранства Новгородской Софии сохранились также плиты с орнаментальным мозаичным набором, расположенные под ступенями каменной скамьи «горнего места» в алтаре храма. Древнейшей сохранившейся иконой Софийского собора является икона «Петр и Павел», относящаяся к XI веку. На древней штукатурке стен собора и башни сохранились многочисленные надписи-граффити, процарапанные новгородцами в XI-XIII веках. Среди них - молитвы, хроникальные записи о различных событиях церковной и политической жизни Новгорода.

100 лет назад (1906) родился Муса Мустафович ДЖАЛИЛЬ, татарский советский поэт

Муса Джалиль родился в деревне Мустафа Оренбургской губернии 15 февраля 1906 года. С 1919 года он начинает писать стихи, и его первый стихотворный сборник выходит в свет спустя шесть лет. В 1931 году Муса заканчивает литературный факультет МГУ и начинает работать редактором ряда татарских детских журналов, издававшихся при ЦК ВЛКСМ. Одновременно с этим Джалиль пишет пьесы и стихи, а в 1939 году становится ответственным секретарем Союза писателей Татарской АССР. В первые дни Великой Отечественной войны поэт уходит на фронт. Он отважно сражается на Волховском фронте, одновременно работая корреспондентом газеты «Отвага». 26 июня 1942 года, будучи тяжело раненым, он попадает в плен к немцам. Из военнопленных татар и башкир немецкое командование решает сформировать легион «Идель-Урал» для борьбы с Советской Армией. Мусе Джалилю делается предложение вступить в это военное формирование, и он соглашается. На самом же деле поэт использует создавшееся положение для того, чтобы начать вести подпольную борьбу в глубоком тылу врага. Вместе с соратниками он организует ряд побегов советских заключенных. Под их руководством посланный на фронт первый батальон «Идель-Урал» в районе Гомеля поднимает восстание против немцев. Также готовится восстание легионеров, оставшихся в Германии, но из-за доноса предателя эта акция срывается. 25 августа 1944 года , после жестоких допросов и пыток, Муса Джалиль и его соратники были казнены в военной тюрьме Плетцензее. Джалиль посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Самое известное произведение Мусы Джалиля, за которое ему была присуждена Ленинская премия, - «Моабитская тетрадь». Эти сто стихотворных произведений - свидетели борьбы, страданий и мужества поэта - были написаны в тюрьме на обрывках бумаги. Их сохранил товарищ Джалиля по заключению бельгиец Андре Тиммерманс.

По православному календарю - Сретение Господне

15 февраля Русская православная церковь торжественно отмечает великий двунадесятый праздник - Сретение Господне. «Сретение» - слово древнеславянское, означает «встреча». В Праздник вспоминается историческое событие - встреча древнего старца Симеона и младенца Иисуса в Иерусалимском храме, которая подробно описана в евангелие от Луки. На сороковой день после рождения Иисуса родители принесли его в Иерусалимский храм, чтобы исполнить ветхозаветный закон и «представить перед Господа». Дело в том, что по закону Моисееву женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, но по глубокому смирению она подчинилась предписанию закона. В храме Матерь Божию с Иисусом встретили праведный Симеон и пророчица Анна. Симеону было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению свыше благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда младенца Иисуса. Увидев Марию с младенцем, Симеон подошел, взял на руки Иисуса и, благодаря Бога, сказал: «Ныне отпускаешь раба твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое ты уготовал пред лицом всех народов». Слова, сказанные Симеоном в момент встречи (сретения), стали частью православного богослужения. Сретение Господне относится к древнейшим праздникам христианской Церкви, который завершает цикл рождественских праздников. В церковном богослужении праздника прославляется Господь Иисус Христос, «явившийся мирови не мнением, не привидением, но истиною». В контексте евангельской истории это событие символизирует встречу Ветхого и Нового Завета. Самые ранние свидетельства о праздновании Сретения на христианском Востоке оставили в своих записках паломницы в Святую Землю Этерия и Сильвия Аквитанская. Первая описывает характер празднования. Последняя же сообщала, что в конце IV века Сретение  в Иерусалиме еще не называется самостоятельным праздником, а именуется «сороковым днем от Богоявления». Святители Кирилл Иерусалимский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и многие другие известные иерархи в разное время произносили в торжественный день праздника вдохновенные проповеди, ставшие прекрасными памятниками духовного красноречия.

В Сретение Господне вот уже несколько десятилетий отмечается и День православной  молодежи. Эту традицию заложило в начале 90-х годов прошлого столетия Всемирное Братство Православной Молодежи Синдесмос - «единство духа в союзе мира». Организация объединяет всех студентов православных учебных заведений многих стран и других молодых прихожан православных храмов. В России дату празднуют с 2002 года.

Сретение  имеет символическое значение праздника очищения от всякой скверны. На Руси по этому празднику определялись также сроки начала весенних полевых работ. По народным приметам, Сретение является границей между зимой и весной. Сретенье - зима с весной и летом повстречалась. И если день выдавался солнечным, ждали оттепели, а если облачным - морозов. Утром снег - к урожаю ранних хлебов, в полдень - средних, к вечеру - поздних. Для того чтобы узнать урожай трав, поперек дороги бросали палку и наблюдали: если снег ее заметет, то корма для скота нарастет мало. На Сретенье ветер - к плодородию фруктовых деревьев.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала