Рейтинг@Mail.ru
Есть ли замена НДС? - РИА Новости, 08.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Есть ли замена НДС?

Читать ria.ru в
За последние 7 лет налоговая нагрузка на экономику России снизилась на 6,5% ВВП. Так, в 2001 году была введена единая ставка подоходного налога - 13%, одна из самых низких в мире. В 2004 году была уменьшена ставка НДС с 20% до 18%, в 2005 - ставка ЕСН была снижена с 35,6% до 26%.

Владимир Мытарев, специально для РИА Новости

За последние 7 лет налоговая нагрузка на экономику России снизилась на 6,5% ВВП. Так, в 2001 году была введена  единая ставка подоходного налога - 13%, одна из самых низких в мире. В 2004 году была уменьшена ставка НДС с 20% до 18%, в 2005 - ставка ЕСН была снижена с 35,6% до 26%. Уже обсуждаются возможности снижения ЕСН. Следующий этап - снижение или даже замена НДС.

То, что НДС - налог выморочный и трудный, известно всем и давно. Еще автор его российской редакции Егор Гайдар заявлял, что налог плохой и он (тогда глава правительства) готов отменить его, если появится хоть какая-то равноценная замена. Но замены, как видим, нет до сих пор. И приходится мириться с тем, что налог неравнозначный - есть ставка 10% и почти вдвое большая - 18. Споры вокруг термина «социально значимые товары», на которые ставка пониже - идут до сих пор. И как заметил глава РСПП Александр Шохин,  унификация ставки избавит от массы способов жульничества. Налог к тому же - возвращаемый. Есть категории плательщиков, которым деньги возвращают - в первую очередь, экспортеры. Но им приходится ждать обещанного, как в известной поговорке, по  нескольку лет. Когда-то возвращали и тем, кто вкладывал деньги в развитие производства, в строительство. Сейчас эти возвраты практически не существуют. Такая неясная обстановка вокруг налога порождала и массу криминала, занимавшегося лжеэкспортом, а заодно - и чиновничий произвол, поскольку визы какого-то начальника было вполне достаточно, чтобы платить или не платить большие суммы. А зачастую получалось и так, что возвращали больше, чем собирали.

Изменит ли что-то в этом отношении снижение налога - еще вопрос. Хотя в прошлом году специалисты из института развития налоговой системы ФНС заявили, если бы ставка НДС была уменьшена до 12%, это привело бы к увеличению сборов в 2007 году почти на 700 млрд. рублей. Исходили они из новой методики подсчета, которая сразу же отметала сбор налогов с тех, кому пришлось бы потом возвращать. Все это спорно. Пока же замглавы Минфина Сергей Шаталов оценивает снижение НДС до 12% в 1 трлн рублей потерь для бюджета. Финансист напоминает, что 12% - предел снижения, на который можно пойти. Любопытно, что один из инициаторов снижения НДС - глава экспертного управления администрации президента Аркадий Дворкович, тоже считает, что «торг» должен пойти в диапазоне 12-16%. При этом он считает, что снижение до 14-16 бессмысленно, а до 8-10 - опасно для бюджета. Поэтому он предлагает ставку в 12-13%, хотя бизнес-сообщество говорит даже о 10% или даже об отмене налога.

Чем же заменить НДС? Многие называют такой заменой деньги из фондов, подчеркивая, что все это временно, пока предприятия, «облегченные» снижением налогов, раскрутятся и «расширят налоговую базу». Однако правительство уже несколько лет бьется за так называемый ненефтяной (ненефтегазовый) бюджет, предлагая направлять энергетическую сверхприбыль в фонды, а бюджет пополнять «плодами трудов» всего бизнеса, а не только нефтяников. НДС, с этой точки зрения, был оптимальным налогом - его платили практически все и во всех случаях. Другие виды налогов не столь всеобъемлющи и регулярны. Второй самый крупный - на добычу полезных ископаемых - платят только добывающие сектора, налог на прибыль очень трудно собирать в связи со сложной методикой его подсчета. Естественно, что заменой НДС мог бы стать налог с продаж, как и предлагают сегодня многие экономисты. Но для этого нужно, чтобы налог стал существенно меньше, даже не 10%, чтобы население, на которое он ляжет, смогло пережить неожиданное повышение цен на товары и услуги. Так что, несмотря на явный диссонанс с зарубежными странами, где поступления от налогов с населения составляют вдвое и больше долю в бюджете, этот шаг вряд ли возможен. Поэтому реально введение нового налога будет задерживаться, а подспорье в бюджет может составить земельный налог и - частично - имущественный. Причем не только с граждан, но и с предприятий.

Возможна ли молниеносная реформа НДС? В условиях принятого и законодательно утвержденного трехлетнего бюджета, в котором НДС обозначен как один из основных источников дохода, который дает примерно треть всех налоговых поступлений, скорее всего, нет. Кроме того, необходима разработка законодательства и поиск замены НДС. С другой стороны, это не значит, что прямо сейчас вообще ничего сделать невозможно. Известно, например, что бизнес-сообщество не устраивает в НДС в первую очередь не его размеры, а способы его изъятия, так называемое налоговое администрирование. Несколько лет назад президент Владимир Путин назвал методы ФНС «налоговым рэкетом», была даже создана комиссия из представителей власти и бизнеса, которая готовила соответствующие поправки к законодательству, которые не позволяли бы налоговой службе решать все спорные проблемы по своему усмотрению.

Если все так сложно, нужно ли вообще трогать НДС? Безусловно, если мы хотим обеспечить конкурентоспособность нашей налоговой системы. Очевидно, Россия должна показать потенциальным западным партнерам, что наша экономика располагает (должна располагать!) не просто к инвестициям, а к прямым инвестициям, созданию новых современных предприятий в нашей стране, перенесению того нового, что есть на западе. Об этом много говорил президент Путин, обращая внимание на то, что, несмотря на переполненность бюджета деньгами, не возникла качественно новая жизнь, а многие технические и технологические достижения не прижились в России.

Сейчас, когда в мире идет процесс глобализации, Россия не может оставаться на обочине. Наши предприятия могут и должны стать транснациональными корпорациями. Именно поэтому и будут вкладываться деньги в западную экономику. Именно для этого и поощряются зарубежные инвестиции, сопровождаемые приходом новых технологий в нашу страну. Да, западный бизнес сейчас охотно вкладывает деньги в Россию. Но в основном это спекулятивный капитал, готовый тут же покинуть Россию, как только обнаружатся более выгодные рынки, или кредиты, которые рано или поздно придется возвращать. Стране же нужны деньги, вложенные надолго и в определенные предприятия. А для этого должны быть соответствующие условия, в том числе и налоговые. И если налоги будут ниже, чем в других странах, то и инвестиций будет больше. И тогда-то можно будет серьезно говорить о расширении налоговой базы, которая и обеспечит бюджет.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала