Медузы жалят благодаря бактериям, выяснили ученые - РИА Новости, 29.09.2008

Медузы жалят благодаря бактериям, выяснили ученые

В процессе эволюции они "взяли себе" бактериальный ген и приспособили его для своих нужд, что является редким примером передачи генов от одного биологического вида другому, говорится в статье, опубликованной французскими биологами в журнале Current Biology.

МОСКВА, 29 сен - РИА Новости. Медузы приобрели способность жалить благодаря бактериям - в процессе эволюции они "взяли себе" бактериальный ген и приспособили его для своих нужд, что является редким примером передачи генов от одного биологического вида другому, говорится в статье, опубликованной французскими биологами в журнале Current Biology.

В большинстве случаев гены передаются от родителей потомству в процессе размножения. Другой способ - заимствование гена у другого биологического вида - практически не встречается у животных, но распространен среди бактерий. Такой способ называется "горизонтальным переносом".

Ученые из Университета имени Пьера и Марии Кюри в Париже проводили анализ ДНК у медуз и обнаружили у них ген, сильно напоминающий бактериальный. Случайным совпадением такое сходство объяснить было невозможно. Ученые предположили, что медузы когда-то "взяли" этот ген у бактерий.

"Это нас очень удивило. Считается, что такой способ передачи генов настолько редок у животных, что его можно не принимать во внимание. Возможно, это не совсем так", считает руководитель исследования Никола Рабэ (Nicolas Rabet) из Университета имени Пьера и Марии Кюри в Париже, слова которого приведены на сайте журнала Nature.

Ген, о котором идет речь, кодирует фермент, синтезирующий вещество поли-гамма-глутомат (ПГА).

ПГА может накапливать положительные ионы и регулировать осмотическое давление в клетке. У медуз ПГА запускает высвобождение ядовитого вещества из стрекательных волосков, а у бактерий оно участвует в образовании защитной капсулы клетки.

Ученые нашли этот ген у большинства кишечнополостных животных, но не у всех он активен. Кроме того, его обнаружили у некоторых губок, червей и грибов, которые могли "позаимствовать" его у бактерий независимо от медуз.

Возможно, обмен генами между разными биологическими видами - более распространенное явление, чем считалось до сих пор. Это может изменить наши представления о некоторых процессах биологической эволюции, считают ученые.