Рейтинг@Mail.ru
Школьная архитектура должна быть предельно функциональной – Рачевский - РИА Новости, 15.04.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Школьная архитектура должна быть предельно функциональной – Рачевский

Читать ria.ru в
В президентской инициативе "Наша новая школа" заявлено, что облик школы должен значительно измениться, она должна стать "центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни", то есть местом, где дети не только учатся, но и всесторонне развиваются.

В президентской инициативе «Наша новая школа» заявлено, что облик школы должен значительно измениться, она должна стать «центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни»,  то есть местом, где дети не только учатся, но и всесторонне развиваются. О том, какими при этом должны быть школьные здания и как сделать так, чтобы детям было приятно учиться в них, говорит в интервью РИА Новости директор Центра образования №548 «Царицыно» Ефим Рачевский.

- Ефим Лазаревич, каким, на ваш взгляд, должно быть здание новой школы, с учетом предстоящего обновления норм проектирования таких зданий? Чем они должны принципиально отличаться от тех, что мы видим сейчас?

- Прежде всего, школьное здание не может быть типовым  – ведь у нас везде разные климатические и географические зоны, разная специфика поселений, неодинаковые экономические условия регионов и муниципалитетов – при единственном постоянстве: неудовлетворительном качестве наших дорог. Кроме того, велика разница в наполнении сельских и городских школ.

Я думаю, школьная архитектура должна быть максимально простой и функциональной. Не следует «гоняться» за архитектурными излишествами и «дворцовым» дизайном.

У общих пространств – столовых, библиотек, коридоров – не должно быть жестко заданных конфигураций. Конструкция здания должна оставлять возможность их изменить в соответствии с нуждами школ, это более функционально.

В школах должно быть больше помещений для индивидуальной и групповой работы детей. Те же библиотеки должны предоставлять возможность работать с книгами прямо там.

Необходимо внести некоторые изменения в конструкцию школьных туалетов: во-первых, везде, где это так, перенести их с улиц и огородов (в сельской местности) внутрь зданий. Во-вторых, площадь туалетов нужно сократить за счет отказа от фойе и «предбанников»: сейчас эти места становятся местом неформального общения школьников, что, на мой взгляд, неправильно.

Разумеется, при строительстве нужно уделять большое внимание противопожарной и антитравматической безопасности. В целом пусть будет как можно больше света и воздуха. Хорошо, когда в школе несколько выходов, которые активно используются в теплое время года.

- Должны ли быть школьные территории закрытыми?

- Безусловно. Сегодня в них – проходные тропинки для населения и одновременно это места выгула собак, прогулок мам с грудными детьми и, как это ни печально, это места пивных оргий.

- Начальная и средняя школа на одной территории – это вы одобряете?

- В городах  крупных и средних – лучше, чтобы они были на разных территориях. В сельской школе это сделать, к сожалению, невозможно.
Дело в том, что разные здания позволяют создавать различные образовательные и информационные  среды, образовательная эффективность которых сегодня весьма велика. И для различных возрастов нужны различные условия безопасности и комфорта. У себя мы, к примеру, в библиотеке для младшеклассников организовали большую игровую зону.

- А как должно быть организовано пространство классов и коридоров? Стоит ли, к примеру, сделать коридоры шире, чем они есть сейчас?

- В условиях изменения норм организации школьной жизни следует стремиться к высокому уровню информационного обеспечения, колоритному и неагрессивному цветовому оформлению помещений, и в них нужны локальные точки для непродолжительного тихого отдыха и подвижных игр.

Коридоры традиционно представляют собой переходы из одного помещения в другое. Такая их функция сегодня – непозволительная роскошь. От них нужно отказаться или минимизировать их протяженность.

Вместо коридоров должны быть большие и просторные зоны, несущие смысловую нагрузку различных видов внеурочной, внеаудиторной деятельности школьников. В коридорах должны быть и места для выполнения домашних заданий теми ребятами, у кого есть для этого время и желание. Также здесь будет нелишним оборудование мест, где есть питьевая вода и где можно быстро перекусить.

Пространство классов должно иметь хорошую освещенность, в их отделке должны применяться более дорогие, более качественные и долговечные строительные материалы, чем мы чаще всего наблюдаем сейчас.
Библиотека должна быть доступна из разных концов здания.

- Как вы себе представляете организацию мест отдыха школьников?

- Отдыхать школьники должны дома. А в школе не должно быть никаких уголков с мягкой мебелью и искусственных зимних садов. А вот мест для подвижных игр нужно побольше. Хотя возможны, например, и шахматные зоны.

- Нужен ли в школе бассейн? И сколько должно быть спортивных залов?

- Бассейны очень дороги в содержании. Целесообразнее, чтобы они были межшкольными, и один обслуживал несколько школ. Или чтобы было несколько бассейнов для компактных территорий. Количество спортивных залов должно зависеть от количества детей в школах. На каждые 300-400 детей – один спортзал.

Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала