Рейтинг@Mail.ru
Агранович: ЕГЭ не может быть единственным критерием оценки школы - РИА Новости, 24.06.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Агранович: ЕГЭ не может быть единственным критерием оценки школы

© РИА Новости / Михаил Фомичев | Перейти в медиабанкЕдиный государственный экзамен по биологии в московской школе № 1741
Единый государственный экзамен по биологии в московской школе № 1741
Читать ria.ru в

О том, с помощью каких критериев можно оценить качество школьного образования, в интервью РИА Новости говорит директор Центра мониторинга и статистики образования Федерального института развития образования Марк Агранович.

- Марк Львович, очевидно, что при выстраивании рейтинга школ самым простым и очевидным критерием может быть средний балл ЕГЭ ее выпускников. Однако даже если не учитывать возможность списывания и прочих подлогов, этого не хватает. Что еще нужно учесть?

- Качество образования не исчерпывается учебными достижениями – это известный тезис. Для разных групп потребителей критерии оценки будут различными, поэтому любая система оценки должна быть ориентирована на конкретную группу.
У директоров, родителей, органов управления и прочих участников процесса разные представления о том, что такое хорошая школа. Для управленцев – чем больше детей в классе, тем лучше, поскольку денег на зарплату учителям и «коммуналку» уходит относительно меньше. Для родителей наоборот: чем детей меньше, тем вроде бы больше внимания к конкретному ребенку. Вообще родители обычно хотят, чтоб с их детьми побольше занимались индивидуально.

Помимо несомненной ценности учебных достижений, всем важна социализация детей: человек должен выходить из школы готовый сотрудничать, выслушивать и принимать чужое мнение, помогать слабым….

Есть такие критерии, как сохранение здоровья, и это во многом следствие выполнения нормативных требований. Если дети сдают ЕГЭ на 100 баллов, но освещение в школе такое, что все ходят в толстых очках, в школе явно не все в порядке.

Есть и другие поводы для расхождения представлений о том, какой должна быть образовательная среда. В Англии, например, некоторые родители возражали против совместного обучения их детей с мусульманами, а у нас в Ленинградской области – с цыганами, хотя с точки зрения образовательной политики ничего плохого тут нет.

- Ваш Центр разработал свою систему оценки качества школьного образования. Что было учтено?

- Три года назад мы реализовали проект по оценке качества образования в школах 15 регионов от Центральной России до Сибири, оценивая три параметра: результаты обучения, социализацию и соблюдение нормативных требований. Система была разработана для принятия управленческих решений органами управления образованием – позволяла сравнивать регионы и муниципалитеты по этим параметрам.

Кроме того, обрабатывалась информация о среде, в которой существуют школы: есть ли рядом детские сады, музеи, вузы, учреждения дополнительного образования.. Как выясняется, охват дошкольным образованием сказывается, например, на количестве второгодников. Интересно, что когда дети получают дополнительное образование вне школы, это улучшает их результаты. А если в самой школе, то не обязательно – возможно, кружки открывают, чтобы приписать учителю несколько лишних часов.
Нас интересовал не только средний балл ЕГЭ, но и количество отличников, двоечников и вообще дифференциация результатов по школам, потому что выравнивание среднего балла – это принципиальная задача. Ведь конкурсы на дополнительное финансирование выигрывают лучшие школы, а худшие становятся только хуже.

Для оценки уровня социализации мы разработали опросник, с помощью которого можно оценить уровень толерантности детей: спрашивали, как они относятся к богатым, к людям другой национальности, другое. Уровень социализации характеризуют и такие показатели, как доля выпускников, которые не ходят на выборы, нигде не учатся и не работают.
Важны показатели, касающиеся здоровья:травматизм, динамика заболеваемости…

- Есть ли зависимость между размером школы и успеваемостью?

- Результаты ЕГЭ в крупных школах с большой наполняемостью классов, конечно, выше. Но в самых маленьких школах с классами по 2-3 человека результаты выше, чем в тех, где по 7-8 человек. Причина в том, что в первом случае фактически ведутся индивидуальные занятия, что довольно несложно, и даже средний учитель тут справится, работа же в малых группах требует специальных профессиональных навыков, которым нигде не обучают. Так что не факт, что с десятью учениками учитель будет работать эффективнее, чем с двадцатью – большой группой, обучению которых его учили.

- Можно ли вывести формулу хорошей школы? Сколько должно быть детей в классе, какая квалификация учителей, какие меры должны приниматься для сохранения здоровья?

- Однажды я был в школе в Новгородской области, куда зимой добраться можно только на лошади – там даже есть дежурная лошадь, чтобы, если ребенок вдруг заболел, его можно было бы срочно доставить в больницу. И в этой школе совершенно нормальные показатели и по учебным результатам, и по социализации, и по здоровью…

Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала