Стажировочные площадки для учителей, по данным Минобрнауки, будут созданы в 2011 году в каждом субъекте РФ для повышения квалификации и разработки методик по реализации образовательных стандартов. О том, что это какое в интервью РИА Новости говорит генеральный директор Открытого института "Развивающее образование", заместитель директора московской школы № 1133 Алексей Воронцов.
- Алексей Борисович, что такое стажировочная площадка и зачем она нужна?
- Это новая форма повышения квалификации. Вот пример: введение новых финансовых механизмов. Школьного бухгалтера или завуча отправляют в более "продвинутую" в этом отношении школу, где он просто некоторое время работает "в паре" с коллегой.
Подобное уже практикуется. Так, ко мне на две недели приехали коллеги из Бурятии - учиться новым способам организации учебного процесса. Каждого из них "прикрепляют" как ассистента к кому-то из учителей-предметников, завучей - и тандем дает результат.
Это большой шаг вперед по сравнению с обычной системой повышения квалификации, когда люди, давным-давно не заглядывавшие в школу, обучают учителей в лекционной форме никому не нужным вещам…
- То есть школа станет чем-то вроде института повышения квалификации и будет выдавать не только аттестаты детям, но и дипломы учителям?
- К сожалению, с оформлением стажировочных площадок еще ничего не решено, так что, боюсь, проблем здесь будет масса.
Во-первых, вы правы — школы не имеют никакой лицензии на оказание услуг по повышению квалификации, а значит не смогут выдавать никаких документов. Более того, все педагоги в соответствии с нашим законодательством обязаны раз в 5 лет проходить повышение квалификации. Если стажировочные площадки не будут правильно аккредитованы, то педагогам просто не будут засчитывать их как повышение квалификации.
Во-вторых, пока непонятно, будут ли такие стажировки входить в непрерывный педстаж. Их нужно включить обязательно, поскольку учителя нередко пользуется правом досрочного ухода на пенсию - по получении непрерывного стажа в 25 лет. Стажировка должна занимать 1 год. В крайнем случае — полгода. Если учителя будут проходить их достаточно часто, а в непрерывном стаже они не учтутся, то выйдет, что людям до приобретения стажа в 25 лет работать придется значительно дольше.
Наконец, в-третьих, подобная стажировка — это отрыв от работы. Значит нужно, чтобы в школе кто-то заменил человека, а там, куда он пришел стажироваться, ему бы платили зарплату.
- Но это в любом случае дополнительные деньги, и немалые. Кто будет платить?
- Было бы хорошо, если бы все стажировочные площадки были автономными учреждениями. Куда проще включить стажера в их штатное расписание и назначить ему зарплату.
Еще одно преимущество автономного статуса для стажировочной площадки — будет понятно, каким образом финансировать повышение квалификации. Ведь учителям, работающим со стажерами, нужно повысить зарплату, чтобы компенсировать увеличение нагрузки и мотивировать их. Став стажировочной площадкой, школа должна и нанять специального координатора: он будет заниматься организацией стажировок - или хотя бы надо возложить эти функции на кого-либо из сотрудников.
Школе - автономному учреждению услуги по повышению квалификации можно просто включать в государственное задание наряду с услугами по обеспечению образования в рамках федерального государственного образовательного стандарта.
Другой вариант — сделать услуги стажировочной площадки платными. Каждой школе выделяют средства на повышение квалификации. Если стажировочные площадки будут правильно аккредитованы, школы смогут оплачивать обучение там своих сотрудников.
- А не лучше ли выделять каждому работнику средства на повышение квалификации, а дальше он сам выбирал бы учреждение?
- Строго индивидуальный выбор учителями места повышения квалификации нигде не предусматривается. Мы переходим от принципа индивидуального повышения квалификации - к командному. В то же время, на мой взгляд, если школе нужны здоровьесбергающие методики или новые системы оценки качества, о них должны узнать все учителя — и русского языка, и математики.
Основная задача системы повышения квалификации сейчас — помощь при внедрении стандарта для начальной школы. Значит школы должны сформировать команды учителей и завучей и направить их стажироваться в те учреждения, где есть позитивный опыт внедрения стандарта: например, там может быть хорошо организована внеурочная деятельность, сетевое взаимодействие с системой дополнительного образования, что-то другое... И все учителя непременно должны перенять лучший опыт.
Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ-ВШЭ), специально для РИА Новости