Рейтинг@Mail.ru
Фильчагина: родители должны участвовать в оценке работы учителей - РИА Новости, 23.11.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Фильчагина: родители должны участвовать в оценке работы учителей

© Фото : предоставлено ГУ-ВШЭДоцент кафедры экономики образования Московского института открытого образования (МИОО) Татьяна Фильчагина
Доцент кафедры экономики образования Московского института открытого образования (МИОО) Татьяна Фильчагина
Читать ria.ru в
О некоторых конкретных деталях в оплате труда столичных педагогов рассказала в интервью РИА Новости доцент кафедры экономики образования Московского института открытого образования (МИОО) Татьяна Фильчагина.

Нового главу департамента образования Москвы Исаака Калину считают одним из наиболее активных сторонников введения для учителей новой системы оплаты труда (НСОТ), которая до Москвы пока "не дошла". О некоторых конкретных деталях в оплате труда столичных педагогов рассказала в интервью РИА Новости доцент кафедры экономики образования Московского института открытого образования (МИОО) Татьяна Фильчагина.

- Татьяна Николаевна, насколько сильно сейчас разнятся зарплаты московских учителей? 

- Как известно, "средний учитель" получает 25-30 тысяч рублей в месяц. Но, например, учитель иностранного языка, преподающий детям с особыми образовательными потребностями, может получать и около 100 тысяч рублей или даже больше – в зависимости от нагрузки.

- Пока в Москве еще не введена НСОТ, как формируется здесь учительская зарплата?

- Если НСОТ предполагает две части — базовую и стимулирующую, – то в базовой части оклада московская система оплаты достаточно похожа на НСОТ и зависит от нескольких факторов.

Во-первых, это нагрузка. "Средний учитель" преподает 18 учебных часов в неделю. На практике нагрузка варьируется от 3-6 часов (для работающих студентов) – до 27 часов. 

Во-вторых, зарплата связана с разрядом, который зависит от образования и стажа работы. Все разряды с 7-го по 12-й присваиваются педагогу комиссией внутри школы, 13-й разряд  – окружной комиссией, 14-й — городской.

На практике складывается так, что учителей, имеющих в Москве разряд ниже 11-го, почти нет. Иногда директора школ используют присвоение 12-го разряда как стимулирующую надбавку, так как у директоров нет средств на надбавки стимулирующего характера, и присвоение разряда может быть одним из немногих способов повысить заработок учителя.

Кроме того, согласно 523-ПП Постановлению правительства Москвы, устанавливающему отраслевые надбавки и доплаты, учителя иностранного языка получают значительно больше, чем их коллеги с тем же уровнем образования и нагрузки.

- Если московская система оплаты настолько похожа на НСОТ, то что изменится после введения министерской методики?

- Один из принципов НСОТ — оплата всех видов деятельности учителя. В Москве это тоже есть, однако если в Тюмени или в Калининграде сама школа определяет, как оплачивать каждому учителю проверку тетрадей, подготовку к урокам, заведование кабинетом и так далее, то в Москве это жестко регулируют постановления городского правительства.

На мой взгляд, после введения НСОТ ситуация изменится к лучшему, поскольку формализовать оплату всех видов работ на таком высоком уровне невозможно. Сейчас, например, московская система оплаты труда никак не учитывает труд учителя по подготовке к урокам.

Допустим, у двух учителей математики одинаковая нагрузка — по 18 часов в неделю, но один преподает в одной параллели, скажем, в двух 5-х классах, а другой – в 5-м, 6-м, 7-м и 8-м классах. Естественно, второму приходится готовиться к урокам больше, но в Москве система оплаты труда этого не учитывает.

Другой пример — в Москве учителям часть оклада причитается за проверку тетрадей. Но учитель может не проверять тетрадей, а давать детям тесты, аналогичные тестам ЕГЭ. Эта работа, хотя и должна поощряться как форма подготовки к ЕГЭ, ему не будет оплачиваться, зато учителю все равно придется проверять тетради, чтобы не иметь нареканий. Я считаю, что будет лучше, если школы сами смогут решать, как оплачивать такую работу.

- А как в Москве сейчас, до введения НСОТ, распределяется стимулирующая часть фонда оплаты труда?

- Надбавки стимулирующего характера (молодым специалистам, учителям иностранного языка) – есть, но все они жестко регулируются 523-ПП Постановлением правительства.

В регионах, где действует НСОТ, стимулирующую часть зарплаты распределяют директор и управляющий совет школы, куда входят родители. 

В Москве от родителей ничего не зависит. Взять ту же установленную городской администрацией надбавку учителям иностранного языка. Правительство Москвы преследовало благую цель, устанавливая эту надбавку, – чтобы все дети по окончании школы владели иностранным языком. Однако не все учителя сами в достаточной степени им владеют. Возможно, таких немного, но они тоже получают повышенную зарплату. 

Еще один из принципов НСОТ — учет мнения родителей при распределении стимулирующих надбавок. Благодаря введению НСОТ учителя становятся лично заинтересованы в достижении их учениками высоких результатов. Правда, я опасаюсь, что не во всех московских школах родители будут готовы работать над распределением стимулирующих надбавок: есть школы, которые никогда не спрашивали родительского мнения ни по каким вопросам. Хотя на мой взгляд, уже давно стоило проводить мониторинг родительского мнения.

Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала