С чем связана отставка руководителя департамента образования Ольги Ларионовой? Что изменится с назначением на эту должность Исаака Калины, бывшего заместителя министра образования и науки РФ? Кадровые перестановки в правительстве Москвы в интервью РИА Новости комментирует академик РАО Любовь Кезина, возглавлявшая столичное образование в 1986–2007 годах.
- Любовь Петровна, как в образовательном сообществе восприняли отставку Ольги Ларионовой и назначение Исаака Калины на должность руководителя департамента образования? Факт был для вас неожиданностью?
- Думаю, для всех в системе образования это не было событием неожиданным. Ольга Ларионова – человек, который оказался не на своем месте. Все, что произошло, – только к лучшему.
Назначение Исаака Калины все восприняли по-разному – кто-то сдержанно, кто-то хорошо, кто-то – с надеждой. Пришел человек, который хорошо знает систему образования, открыт к новому, легко вникает во все вопросы, умеет слушать и слушает людей.
- В одном из интервью в 2007 году вы говорили, что в Москве на фоне других регионов - самое качественное образование. Если бы вы давали такую оценку сейчас…
- К сожалению, Москва сейчас отстает от ряда регионов. И это не только мое мнение, а мнение руководителей других субъектов Федерации, которые говорят, что если раньше они учились у Москвы, то последние три года, к сожалению, учиться было нечему. Это был период застоя в системе столичного образования. Сейчас, думаю, будет движение вперед.
В московском образовании много талантливых людей – учителей, директоров. Навскидку могу назвать Сергея Менделевича, директора знаменитой школы №57, Михаила Случа из школы №1060, Ирину Ильичеву из Центра образования №1409. Это профессионалы, они в постоянном развитии.
Много толковых руководителей и в окружных управлениях образованием, которые, к сожалению, в последнее время были вынуждены, что называется, "вариться в собственном соку". Могу отметить руководителей образования Западного, Северо-Восточного, Южного административных округов. Думаю, эти люди сейчас будут с удовольствием работать.
Среди достоинств системы образования Москвы – еще и видовое разнообразие образовательных учреждений. В столице много продвинутых, интересных школ - гимназии, лицеи, центры образования, учебные заведения для обучения одаренных детей и детей, нуждающихся в помощи. Есть школа-интернат "Интеллектуал" - единственная в своем роде, где обучают всесторонне одаренных детей. Любой родитель может найти в Москве подходящую для его ребенка школу.
- Какими могут быть первые решения Исаака Калины?
-Думаю, Исаак Иосифович не будет "пороть горячку", он ко всему подходит взвешенно, продуманно. Полагаю, начнет он с укрепления департамента образования кадрами.
Исаака Калину я знаю много лет. Когда он возглавлял образование Оренбургской области, а я работала в Москве, мы входили в Совет руководителей органов управления образованием субъектов РФ при Минобразования России. Уже тогда мы обменивались идеями – он человек очень интересный. Затем, работая заместителем министра, он привлекал меня к делам министерства - в частности, к работе над новыми федеральными образовательными стандартами для школ. По его поручению вместе с научным руководителем Института стратегических исследований в образовании РАО Александром Кондаковым я возглавляла группу по разработке стандартов.
- В связи с назначением на должность мэра Сергея Собянина эксперты вспомнили про "тюменскую образовательную модель". Новый мэр уже выразил недовольство большой разницей в финансировании содержания учащихся в разных столичных школах...
- К тюменской образовательной модели лично я отношусь положительно. В свое время, когда я возглавляла столичный департамент образования, мы изучали опыт Тюмени, отправляли туда нашу делегацию. В Москве проходила образовательная выставка, и Тюмень представляла на ней очень интересную экспозицию. Тогда же обсуждали и подходы к новой системе оплаты труда, предусматривающей оплату не за количество проведенных уроков, а за качество работы.
А с 2007 года все замерло, затормозилось, никаких с тех пор изменений. Нужно возвращаться к тому, что задумывалось. Москва к этому готова!
- Но далеко не все с воодушевлением воспринимают новую систему оплаты труда и нормативно-подушевое финансирование…
- В России, особенно на селе, в небольших городах, много малокомплектных школ, где один учитель замещает нескольких и на одного учителя приходится от одного до пяти учеников... И в Москве есть небольшие школы – скажем, коррекционные, где надо думать о введении поправочных коэффициентов к нормативу, чтобы они не пострадали. Конечно, ко всему надо подходить разумно, дифференцированно.
Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ) специально для РИА Новости