Рейтинг@Mail.ru
Финские учителя в престиже уступают только врачам и пожарным - РИА Новости, 09.11.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Финские учителя в престиже уступают только врачам и пожарным

Читать ria.ru в
Профессия учителя - одна из самых престижных в Финляндии, по своей популярности она уступает только профессиям врача и пожарного, при этом к педагогу предъявляются самые высокие требования, главные из которых - высшее образование и магистерская степень.

МОСКВА, 9 ноя - РИА Новости, Ирина Горюнова. Профессия учителя - одна из самых престижных в Финляндии, по своей популярности она уступает только профессиям врача и пожарного, при этом к педагогу предъявляются самые высокие требования, главные из которых -  высшее образование и магистерская степень. В конце октября группа российских журналистов ознакомилась с системой образования Финляндии и позавидовала тому уважению и свободе, которым пользуются в этой стране представители учительского сообщества.

Что не учитель, то - магистр

С 60-х годов 20 века в Финляндии университетский диплом магистерского уровня стал обязательным для всех без исключения педагогов.  Готовят учителей в восьми научно-исследовательских университетах. "Для финского учителя важны научно-исследовательские навыки, социальные и коммуникативные навыки. Важно знать, что школа является частью общества", - рассказал журналистам заведующий кафедрой педагогического образования Хельсинского университета господин Яри Лавонен, добавив, что финские учителя должны быть готовы к непрерывному процессу обучения на всю жизнь, к постоянному самообразованию.

Получить педагогическое образование в Финляндии не так просто, ведь учителя в первой десятке престижных профессий в стране, по популярности они уступают только врачам и пожарным. Конкурс на педагогический факультет в финских вузах примерно десять человек на одно место. Вступительные экзамены проходят в две стадии. Первая - тест на знание предмета. Вторая - собеседование, в котором участвуют школьный учитель, представитель департамента подготовки учителей и абитуриент.

"Мы обращаем внимание на мотивацию абитуриента, имеет ли он знания в этой области, также мы должны определить, возможно ли из этого человека подготовить учителя, и способен ли он к педагогической работе", - пояснил заведующий кафедрой.

Среди будущих учителей-предметников соотношение юношей и девушек почти одинаковое, а вот среди будущих преподавателей основной школы приоритет у женщин, юношей - только 15%. Одна треть учебы в вузе отведена практике, цель, которой объединить знания будущего учителя о предмете с педагогическими навыками.

Чему учат в школе?

Главные принципы финской системы образования: индивидуальный подход, высокое образование учителей, доверие и равноправие. Любое образование в Финляндии бесплатное, школьные учебники, принадлежности, питание, медицинское обслуживание и транспорт - все это для финских ребят предоставляется также бесплатно.

В стране девятилетнее основное образование. В первые шесть лет обучения в финской школе преподает один учитель, а в последние три года учителя-предметники. Учитель начальной школы обучает детей с семи до 13 лет по всем предметам. Это и родной язык, и математика,  и физика, химия, биология, география, история, физкультура, искусство, труд, религия. Основной акцент делается на воспитании.

"В свое время было политическое решение - о всестороннем воспитании личности ученика. Мы уделяем всем чертам личности человека и всем предметам одинаковое значение, то есть одинаково важны и искусство, и физкультура, и естественные науки", - отметил господин Лавонен.

Предметники обучают детей с 12 до 19 лет. В основном у них два предмета. Например, у учителя физики дополнительным предметом может быть математика, а у преподавателя финского языка - история.

В Финляндии профессия учителя одна из самых творческих и свободных. Преподаватель сам выбирает, по каким учебникам и программам он будет вести обучение, но, конечно, с учетом национальных интересов.

Ни элиты, ни надзора

В финском школьном образовании исключен всякий отбор. Нет экзаменов или проверок по дошкольной подготовке ребенка, нет деления детей по способностям, отсутствует такое понятие как "элитные" школы. Также финны не поддерживают идею рейтингов учебных заведений, считая, что любое сравнение приводит к дискриминации всех остальных школ и педагогов.

В отличие от России в Финляндии нет никаких инспекторских проверок и системы надзора. Учитель имеет свободу выбора методов и содержания образования. Такая система управления опирается на доверие к знаниям учителей. "У нас нет инспекторов школ, предварительного контроля учебников, нет общегосударственных экзаменов после основной школы. И мы все это учитываем при подготовке учителей", - отметил заведующий кафедрой.

С точки зрения контроля большую роль играют родители, они могут давать свои отзывы о деятельности школы, участвуют в трехсторонних беседах по оценке качества образования своего ребенка (родитель, школа и ученик). Также директор школы беседует с учителями об их деятельности, собираются мнения учеников и родителей.

По словам господина Лавонена, в Финляндии самая низкая разница в знаниях между сельскими школьниками и городскими. "Мы стараемся обеспечить одинаковое качество образования, не зависимо от того, где находятся школы", - заметил он.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала