Рейтинг@Mail.ru
Прутченков: работа в управляющем совете школы должна стать престижной - РИА Новости, 09.11.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Прутченков: работа в управляющем совете школы должна стать престижной

© Фото : ГУ-ВШЭПрофессор кафедры экономики Московского института открытого образования, доктор педагогических наук Александр Прутченков.
Профессор кафедры экономики Московского института открытого образования, доктор педагогических наук Александр Прутченков.
Читать ria.ru в

В последние годы в школах России создаются управляющие советы. В чем их польза и значимость, в интервью РИА Новости разъясняет профессор кафедры экономики Московского института открытого образования, доктор педагогических наук Александр Прутченков.

- Александр Сергеевич, в школах есть всевозможные органы самоуправления, в том числе советы – школьные, попечительские, управляющие. В чем разница?

- Школьный совет – это внутренний орган, состоящий из представителей учеников, родителей и педагогов. Попечительский совет – орган внешний, в него входят, как правило, состоятельные люди, помогающие школе развиваться.

Управляющий совет – слияние этих двух моделей. Его члены – родители, ученики и педагоги, представители общественности и учредителя – государства. Могут участвовать в обсуждениях и 2-3 старшеклассника. И если решения первых двух советов носят рекомендательный характер, решения управляющего совета школа обязана выполнять.

- В скольких школах уже есть такие советы?

- Предполагалось, к концу 2010 года такой совет будет в каждой пятой школе. В рамках комплексных проектов модернизации региональной системы образования (2007 – 2009 годы, 31 регион), управляющие советы нужно было создать в каждой школе.

Сегодня управляющие советы практически есть везде, но реально работающих очень мало.

- Что нужно для их эффективной работы?

- Как минимум нормативная база. Законы об управляющих советах есть лишь в ряде регионов. Даже в Москве только еще разрабатывается специальное положение.

Члены управляющих советов должны проходить подготовку. Им нужно знать основные законодательные нормы, прежде всего закон "Об образовании", разбираться в документах, по каким работает школа, понимать права и обязанности совета. Чтобы голосовать за бюджет школы, нужно быть экономически грамотным. Нужны и навыки менеджмента, и знание детской психологии – если родитель, работающий в бизнесе, на производстве, будет переносить оттуда принципы управления в школу, успеха не будет. На Интернет-портале "5Ц" ("Пять ценностей") для этого будут организованы дистанционные консультации, в некоторых регионах будет возможность познакомиться с опытом управляющих советов в конкретных школах.

Директора школ перегружены, задача управляющего совета - брать решение части школьных проблем на себя. Возник конфликт между директором и начальником управления образования? Пусть его решит председатель совета как "третья сторона". Но далеко не все директора доверяют общественным управляющим, дают им возможность для принятия реальных решений.

- Новая система оплаты труда предусматривает, что начисление стимулирующих выплат учителям – до 30% оклада – есть компетенция управляющего совета. Члены совета действительно принимают такие решения?

- Да, и они способны это делать. Качество работы учителя можно увидеть лишь изнутри школы – никакому начальнику управления образованием это не под силу. И здесь важны не только такие показатели, как количество победителей олимпиад, подготовленных учителем, или результаты ЕГЭ. Как член совета я вижу: к одному учителю все дети так и бегут – наверное, он делает что-то интересное, нужно об этом узнать подробнее и его премировать. Но нельзя доверять только мнению учащихся. В 1990-е годы по этому пути шли вузы – на основании баллов, которые студенты выставляли преподавателям, платили тем премии, хотя студент, нацеленный на получение образования, работу требовательного педагога оценит высоко, а бездельник – низко.

Сегодня участие в распределении надбавок за качество работы становится экономической основой деятельности управляющего совета. Помимо этого, советы помогают директору более объективно распределять средства и на другие нужды, создавать внебюджетные фонды, находить дополнительные деньги для школы. Но для этого нужны активные, заинтересованные люди. Если среди них есть экономисты, юристы, они многое могут подсказать директору: те же возможности привлечения внебюджетных средств.

- Почему реально работающих советов в школах пока мало?

- У родителей и педагогов нет достаточной мотивации. В стране вообще сейчас нет культуры общественной деятельности, отношения к ней как к престижной. Раньше мы этим гордились – состояли в партии, в профсоюзах, в разных обществах; на Западе и сейчас это принято – состоять в 5-7 клубах. Скажем, небольшой немецкий городок: есть профессиональная дружина пожарных, а есть общественная, добровольная, и люди этим гордятся.

Если мы не поймем, что гражданское общество состоит из таких небольших организаций и ассоциаций – его и не будет. Самый простой мотив для участия в работе управляющего совета – то, что ваши дети и внуки учатся в этой школе. Дети выпускаются – родители из совета уходят, и это нормально. Со временем, я надеюсь, будет мода на подобные клубы и организации. Но такая традиция будет формироваться не один год. Приказом сверху тут ничего не добьешься.

Материал подготовила Мария Салтыкова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала