Рейтинг@Mail.ru
Ткачук: возросший спрос на врачей – признак взросления общества - РИА Новости, 16.09.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Ткачук: возросший спрос на врачей – признак взросления общества

© Фото : ГУ-ВШЭ Декан факультета фундаментальной медицины МГУ имени Ломоносова, академик РАН и РАМН Всеволод Ткачук
Декан факультета фундаментальной медицины МГУ имени Ломоносова, академик РАН и РАМН Всеволод Ткачук
Читать ria.ru в
О причинах резко возросшей популярности медицинских вузов в интервью РИА Новости рассказал декан факультета фундаментальной медицины МГУ, академик РАН и РАМН Всеволод Ткачук.

Высокий спрос обладателей высоких баллов ЕГЭ на медицинское образование был назван главной новостью рейтинга вузов по среднему баллу ЕГЭ. О причинах резко возросшей популярности медицинских вузов в интервью РИА Новости рассказал декан факультета фундаментальной медицины МГУ, академик РАН и РАМН Всеволод Ткачук.

- Всеволод Арсеньевич, почему лучшие выпускники школ сегодня предпочитают медицинские вузы?

- Во всем мире медицинское образование – самое престижное и дорогое, с ним может конкурировать только юридическое. У нас до недавнего времени врачи были незащищенными и социально, и финансово. Сейчас в хороших медицинских центрах люди начинают хорошо зарабатывать. Средства поступают от страховых компаний, от коммерческих пациентов, есть заказы на испытание препаратов и проч.

Другая причина – растущий интерес школьников к естественнонаучным дисциплинам. Если при выборе других профессий перспективы неясны, к тому же специализация может быть узкой, то в медицине, где требуются знания естественных наук, можно найти себя в разных сферах - терапии, хирургии, психиатрии и т.д., и везде требуются знания математики, биологии, химии, физики.

На рост спроса повлияло и изменение процедуры поступления. Долгие годы бытовало мнение, что врачебное сообщество очень закрытое, и поступить в медицинский вуз можно только «по блату». Возможно, многих ребят это останавливало в их стремлении посвятить себя медицине, и они отказывались даже от попытки поступления, а сегодня благодаря ЕГЭ поверили, что это возможно.

- В какой мере можно судить о качестве образования, получаемого в том или ином вузе, на основе среднего балла ЕГЭ его абитуриентов?

- Есть различные обстоятельства, не позволяющие делать однозначные выводы. Выпускники школ в разных регионах имеют разную возможность переезда на учебу в другие регионы – например, кое-где девочек традиционно не отпускают в другие города, и они остаются в своих вузах.

При составлении рейтинга на основе среднего балла ЕГЭ не принимаются в расчет льготники. На нашем факультете по результатам четырех экзаменов для поступления на специальность «Лечебное дело» нужно было набрать средний балл не менее 93, но если мы посчитаем всех льготников, занявших треть мест, он уменьшится до 82.

Смотрите интерактивную схему "Показатель среднего балла ЕГЭ зачисленных в вузы по регионам РФ">>

ЕГЭ придуман не для того, чтобы оценивать вузы – это инструмент контроля качества освоения школьной программы. Для привлечения хорошо подготовленных абитуриентов вузы используют разные средства. Одни занимаются рекламой, другие вообще не устанавливают нижнюю границу баллов ЕГЭ для абитуриентов. У нас, например, нельзя принимать даже льготников, если у них меньше 60 баллов в свидетельстве ЕГЭ по любому предмету.

Место большого университета в рейтинге – обманчивый показатель. Например, если не принимать во внимание при его составлении два-три не самых престижных факультета МГУ, то общий средний балл всего университета был бы выше. А если оставить только экономику, менеджмент, юриспруденцию и медицину, средний балл взлетит до небес. На нашем факультете средний балл поступающих на специальность «Фармацевтика» чуть ниже, чем на «Лечебном деле», но она ведь тоже нужна для страны.

Так что рейтинг на основе баллов ЕГЭ в значительной степени искажает представление о вузах у тех, кто не понимает их специфики.

- Если бы вы составляли рейтинг медицинских вузов и факультетов по качеству образования, то расположили бы их в другом порядке?

- Конечно. И в России есть понятие «гамбургского счета» – в нашей профессиональной среде известна репутация всех вузов и факультетов. Но выкрасить каждый из них в определенный цвет тоже, наверное, было бы неверно – у одних блестящая научная школа, у других клиническая, где-то «сверкает» терапия, а где-то гинекология… Важный показатель качества – куда отдают своих детей и внуков ведущие медицинские профессора и академики. О том, какие вузы являются лидерами в той или иной отрасли, хорошо известно без всяких рейтингов.

- Каковы перспективы развития медицинского образования в России?

- Популярность профессии врача будет и дальше расти, и это признак взросления общества. Сегодня у нас на душу населения приходится больше врачей, чем в Англии или Америке, но врачи выполняют несвойственные им функции, потому что не хватает медсестер, акушерок, фельдшеров. На Западе на одного врача приходятся два помощника, а у нас – на двух врачей одна медсестра.

В России необходимо готовить больше младшего и среднего медперсонала. Для этого необходимо открывать новые колледжи. У нас, к сожалению, врачами часто называют людей, которыми таковыми не являются. Чем тратить деньги на подготовку плохих врачей в иных вузах, лучше готовить хороших медсестер.

Материал подготовила Мария Грачёва (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала