Рейтинг@Mail.ru
Данилов: невозможно создать идеальный учебник по истории - РИА Новости, 24.08.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Данилов: невозможно создать идеальный учебник по истории

Читать ria.ru в

Сколько учебников истории должно быть у школьников на каждый год? О подходах к проблеме рассуждает в интервью РИА Новости доктор исторических наук, автор учебников по истории России Александр Данилов.

- Александр Анатольевич, кем и как осуществляется экспертиза учебников по истории?

- Вся ответственность за экспертизу лежит сейчас на Российской академии наук (РАН) и Российской академии образования (РАО). Рекомендации подписывает директор одного из академических институтов РАН, куда был отдан макет учебника, и президент РАО. Но ни для кого не секрет: рецензирование с каждой стороны осуществляется силами одного человека, что делает оценку весьма субъективной.

Порой возникают абсурдные ситуации: однажды рецензент критиковал один из учебников за то, что там не были отражены юридические основания интервенции в Россию войск других стран в 1918-1920 годы. Но можно ли в школьном учебнике оправдывать вторжение на территорию Родины? О каком воспитании патриотизма может тогда идти речь? И подобный случай не единичный.

Ранее существовала более объективная, на мой взгляд, система: учебник оценивал экспертный совет, куда входило множество представителей РАН и РАО. Обязательны были и апробация, или рецензия на учебник из двух-трех регионов страны, причем отдельно поощрялось участие в этой работе учителей – именно они выбирают пособия, по которым будут заниматься дети.

- То есть необходимо вернуться к прежней схеме проведения экспертизы?

- Нет, надо двигаться вперед и искать оптимальные пути решения этой задачи. Так, необходимо подвергать оценке «линейки» – то есть учебники для всех классов «по возрастающей», написанные одной группой авторов. Разработанный таким образом материал будет выстроен в рамках одной концепции, события будут толковаться в одном ключе. Перескакивание с одной «линейки» учебников на другую может быть болезненным для ребенка: интерпретироваться и анализироваться исторические проблемы будут по-разному.

Школьники, еще не знакомые с базовыми историческими событиями и идеями, не в состоянии оценить многообразие трактовок, которые могут предложить им профессиональные историки, поэтому для начала надо дать детям одну версию, которую с течением времени они сами подвергнут критике или, наоборот, утвердятся в её правильности.

Оценка учебников «линейками» обеспечит то, что содержательно и методически они будут более выдержанными, даже верстку целесообразно сделать похожей, что поможет ребятам лучше ориентироваться в материале.

- А как быть с критериями оценки?

- Критерии, которые будут положены в основу рецензирования, необходимо разработать. Речь идет о требованиях как методических, так и содержательных. Уверен, это не приведет к ограничению возможности интерпретации исторических событий, просто будет задан некий минимум информации, который должен отражать учебник. Сейчас некоторые авторы выбирают события на своё усмотрение, формируя тем самым довольно тенденциозные исторические концепции.

Также следует организовать общественную оценку учебников. Сейчас отсутствие этого этапа экспертизы приводит к тому, что их начинают критиковать уже после попадания в школы. Учебники по истории как никакие другие нуждаются в общественной поддержке, поскольку затрагивают проблемные сферы жизни общества. Такую экспертизу можно, например, осуществить с привлечением членов Комиссии при президенте РФ по противодействию попыткам фальсификации истории или силами Общественной палаты РФ. Не стоит закрывать такую возможность и для других.

- Не обернется ли данное предложение в совокупности тем, что большие издательства приобретут монополию на издание школьных учебников по истории?

- Да, такая опасность существует. Малые издательства не в состоянии выпустить сразу целую «линейку» учебников, тем более – высокого научного и методического уровня…

- Нужно ли привлекать родителей к оценке учебников? Ведь среди них больше всего недовольных...

- Уже сейчас любой человек может написать письмо автору учебника с предложениями. Другое дело, что зачастую родители недостаточно знакомы с ситуацией или просто не знают историю так хорошо, чтобы делать грамотные замечания. В подобных письмах претензии обычно относятся к точке зрения автора, а не к фактическим ошибкам.

- Часто можно услышать, что только «единый» учебник поправит положение в сфере школьного исторического образования.

- Если бы так! Идеального учебника, тем более по истории, создать невозможно. Все учебники, даже выдержавшие множество переизданий, дополняются и изменяются. И это нормально. Практически нереально создать книгу, которая могла бы удовлетворить всех, именно поэтому должно сохраняться многообразие учебников по истории. Ведь никто же не требует создать «единые» учебники по другим школьным предметам.

Материал подготовила Анна Козлова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала