Рейтинг@Mail.ru
Ландо: школьной математике недостает геометрии - РИА Новости, 16.07.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Ландо: школьной математике недостает геометрии

Читать ria.ru в
Преподавание математики в российских школах сокращается, а ведущие вузы, не доверяя ЕГЭ, вводят для абитуриентов дополнительные испытания. Что на них проверяется и чего недостает школьному математическому образованию, в интервью РИА Новости рассуждает декан факультета математики Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Сергей Ландо.

Преподавание математики в российских школах сокращается, а ведущие вузы, не доверяя ЕГЭ, вводят для абитуриентов дополнительные испытания. Что на них проверяется и чего недостает школьному математическому образованию, в интервью РИА Новости рассуждает декан факультета математики Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Сергей Ландо.

- Сергей Константинович, когда-то считалось, что математике наших школьников учат лучше, чем в других странах. Так ли это сейчас?

- Математическое образование – как школьное, так и высшее -  сегодня практически нигде не является качественным. В свое время математику хорошо преподавали в СССР и в таких небольших странах, как Венгрия; из более крупных – во Франции.

На Международной математической олимпиаде российские команды по-прежнему занимают призовые места. Но большинству абитуриентов технических вузов требуется доучивание, чтобы они восприняли серьезную математику.

Преимуществом образовательной модели СССР была ориентация на решение геометрических задач. У французских школьников геометрии по Евклиду нет уже давно: её заменила работа с декартовыми координатами – тот же алгебраический подход, но не подкрепленный геометрической интуицией.

Во многих российских школах геометрия сейчас тоже исчезла – она не поддается проверке в тестовой форме, и это принципиальная беда всех систем тестирования.

- Говорят, наша школьная программа и без того перегружена…

- В школьной математике есть много простых и в то же время содержательных вещей, влияющих на восприятие жизни. Но обучать им – сложнее, чем вдалбливать формальные алгоритмы, и они вытесняются из образования.

В США, если ученику недостаточно материала в старших классах школы, он посещает курсы в университете. У нас такое не практикуется, да и университетские подходы к обучению малопригодны для школьного восприятия. В то же время остаются практически незатронутыми целые пласты математического знания, играющие важную роль в современном взгляде на мир и вполне доступные — при соответствующей подаче — толковым школьникам.

Дело даже не в программе – а нужен хороший учитель, кружки, помощь с участием в олимпиадах... Если показать ребенку красоту математической идеи, задачи – рутинные школьные упражнения наполнятся для него новым смыслом.

В СССР была очень развита система олимпиад. Сейчас их даже больше, но если прежде главная цель их была – увлечь детей математикой, теперь это чаще состязание вроде спортивных или механизм для поступления в вуз. У нас на математический факультет в прошлом году половина студентов была принята по итогам олимпиад, другая – по результатам ЕГЭ и нашего дополнительного вступительного экзамена.

- Насколько ЕГЭ позволяет оценить уровень знаний абитуриента?

- Оценка знаний – важная, но далеко не единственная функция любого экзамена. Гораздо принципиальнее влияние системы оценивания на процесс и содержание обучения. К счастью, сейчас из ЕГЭ по математике убрана часть А с выбором ответа – эта вещь не имеет к обучению никакого отношения. Происходят изменения и в содержании задач – как они скажутся на обучении, посмотрим по итогам этого года. Неприятные эффекты ЕГЭ видны невооруженным глазом – школьников готовят к решению задач под конкретным номером, выпускаются брошюры для подготовки: к задачам В11… С3…

Математика вместо цельной науки предстает разложенной на наборы однотипных заданий.

- Можно ли говорить о сходстве заданий ЕГЭ в части С и олимпиадных? И что проверяется на дополнительных испытаниях?

- Насколько я знаю, составители части С никогда не декларировали, что эти задания олимпиадные – они скорее напоминают задачи на вступительных экзаменах в серьезные технические вузы.

Цель же нашего дополнительного испытания - помочь абитуриенту сориентироваться, правильно ли выбрано направление дальнейшей учебы.

Хорошая математическая подготовка, готовность серьезно заниматься математикой вовсе не обязательно проявляются на ЕГЭ или даже олимпиаде. Последняя требует некоторой изобретательности, иногда – способности придумать какой-то «трюк». А испытание проверяет знания и способность последовательно рассуждать.

Мы стремимся к тому, чтобы задачи были простые и отражали суть математики: настоящее ее понимание – именно в решении простых и содержательных задач.

- Не возвращает ли такая форма испытаний к необходимости занятий с репетиторами – от чего пытались уйти при введении ЕГЭ?

- Если организаторы ЕГЭ и ставили перед собой эту цель, достигнута она не была.

Наш подход предполагает, что для успешной сдачи экзамена не нужно специально заниматься с репетитором. Нельзя предсказать, на какие темы будут задачи - и репетитор не может целенаправленно «под это» готовить. Главное – знание общих сторон математики, любовь к ней.

В испытаниях нет факультетской специфики, задачи не выходят за рамки школьного курса (геометрические будут обязательно).

Ну а если репетитор не натаскивает на экзамен, а учит математике, ничего плохого в том я не вижу.

Материал подготовила Мария Салтыкова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала