Рейтинг@Mail.ru
Рябинин: обществознание в школе незаслуженно обходит стороной политику - РИА Новости, 09.07.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Рябинин: обществознание в школе незаслуженно обходит стороной политику

Читать ria.ru в
О том, каким новым смыслом и почему должны быть наполнены школьные курсы истории и обществознания и каких знаний не хватает сейчас преподавателям, в интервью РИА Новости рассуждает руководитель магистерской программы для учителей «Политические вызовы современности», подготовленной Государственным университетом – Высшей школой экономики (ГУ-ВШЭ), Алексей Рябинин.

О том, каким новым смыслом и почему должны быть наполнены  школьные курсы истории и обществознания и каких знаний не хватает сейчас преподавателям, в интервью РИА Новости рассуждает руководитель магистерской программы для учителей «Политические вызовы современности», подготовленной Государственным университетом – Высшей школой экономики (ГУ-ВШЭ), Алексей Рябинин.

- Алексей Леонидович, каково ваше отношение к школьному курсу обществознания?

- Сейчас это, по сути, начетничество: зазубривание отвлеченной информации и абстрактных формулировок, знакомое нам по эпохе изучения марксизма.

Абсолютно не уделяется внимания острым политическим вопросам – тем вызовам современности, обсуждение которых не просто необходимо и содержит в себе огромный познавательный интерес, но и способно воспитать в детях гражданское чувство, сделав тем самым шаг на пути создания в России гражданского общества.

- О каких политических вызовах современности должны знать учителя истории и обществознания?

- Их много. Есть вызовы, связанные с проблемами безопасности. В мире, сложившемся после периода «холодной войны», где старый биполярный порядок уже разрушен, а новый еще не создан, идет расширение клуба ядерных держав, развивается терроризм, возникают новые мощные экономические центры, растет разрыв между богатыми и бедными странами.  Это увеличивает социальную, политическую и экономическую напряженность как внутри стран, так и во всем мире.

Чревато своими вызовами и увеличение роли религиозного и этнического факторов в политической жизни стран всего мира. Люди не перестают отказываться от своей веры и убеждений, народы продолжают сохранять свои особенности, а значит, преподаватели должны знать о развитии религиозных систем, роли и формах участия в политической жизни религиозных институтов и усилении этнического фактора в политике.

И вызовы, связанные с сохранением демократии. Глобализация предполагает открытость мира и проницаемость государственность границ. Огромные массы азиатского и африканского населения переселяются сейчас в страны Европы и Америки, неся с собой собственные стандарты мировосприятия и поведения. В странах «свободного мира» возникают «серые» зоны,  на которые фактически не  распространяются законы центральной власти и  которые живут по своим правилам. Расширение этих зон угрожает как конкретным демократическим режимам, так и международной системе в целом.

Кроме того, несмотря на постепенный рост числа демократических государств, степень  «демократичности» в них разная, вплоть до нулевой (Северная Корея). Надо уметь различать формальные и реальные демократии, анализировать признаки, дающие истинное представление о режиме. С учетом низкой политической грамотности нашего населения, это знание представляется особенно актуальным.

Не менее серьезный вызов – изменение под влиянием новых информационных технологий форм и методов политической пропаганды в условиях обостряющейся конкуренции на рынке политических идей.

- На чем должны сосредоточиться учителя истории и обществознания, чтобы преподавание этих предметов давало реальное представление о мире, и что им мешает, каких знаний недостает?

- Многие нынешние учителя проходили подготовку еще при советском режиме и мыслят старыми схемами, слабо применимыми к быстро меняющемуся миру.

Учителя мало знают о современных теориях и концепциях, подходах к изучению проблем современности, не умеют анализировать количественную и качественную информацию – тем более искать ее. Они неспособны ориентироваться в широком круге социальных и политических вопросов, адекватно интерпретировать происходящее в стране и мире.
Между тем терроризм, международная миграция, столкновение цивилизаций и афроазиатизация мира уже сегодня являются неотъемлемой частью нашей жизни, определяют развитие России и всего международного сообщества. Непонимание молодым поколением этих процессов отзывается нарастанием радикальных настроений, политической нестабильностью, сохранением экономической отсталости России и многими другими проблемами, предотвратить или смягчить которые можно образовательными методами, в школьных классах. Многое здесь в руках учителей.

- Что можно сделать для усовершенствования курса обществознания?

- Необходимо кардинально пересмотреть содержание образования учителей истории и обществознания и подходы к их обучению, а для этого активнее развивать связи между вузами и школами, обеспечить взаимодействие профессорско-преподавательского состава с учителями, формирующими у школьников взгляд на сегодняшний мир.

Следует также обеспечить учителям доступ к качественной литературе по их предметам. Учителя должны читать не второсортные источники, но современных классиков в своей области, ведущих социологов, историков, политологов, экономистов.
Наконец, надо пересмотреть содержание имеющихся учебников обществознания, наполнить его живым и соответствующим вызовам времени содержанием.

Материал подготовила Мария Грачёва (ГУ-ВШЭ) специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала