Рейтинг@Mail.ru
Пивовар: Ассоциация учителей станет посредником между вузом и школой - РИА Новости, 28.06.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Пивовар: Ассоциация учителей станет посредником между вузом и школой

Читать ria.ru в
Учредительная конференция Ассоциации школьных учителей истории и обществознания пройдет 29 июня в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ). О задачах Ассоциации и проблемах преподавания истории в школе рассказывает в интервью РИА Новости ректор РГГУ Ефим Пивовар.

Учредительная конференция Ассоциации школьных учителей истории и обществознания пройдет 29 июня в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ). О задачах Ассоциации и проблемах преподавания истории в школе рассказывает  в интервью РИА Новости ректор РГГУ Ефим Пивовар.

- Ефим Иосифович, кому принадлежит инициатива создания Ассоциации? Каков будет ее состав?

- Создание Ассоциации – одно из мероприятий по реализации президентской инициативы «Наша новая школа», на которую образовательное сообщество не могло не откликнуться. Членами этого объединения будут учителя истории и обществознания со всей России. Не случайно на учредительную конференцию были приглашены представители почти всех регионов страны.

Идея создания Ассоциации принадлежит заместителю министра образования и науки РФ Исааку Калине. Инициатива была сразу поддержана РГГУ, который еще в январе этого года разработал программу «РГГУ - средней школе» и ведет серьезную образовательную работу в своих лицейских классах. Инициативу поддержала также Академическая образовательная ассоциация гуманитарного знания в лице ее сопредседателя, директора Института всеобщей истории РАН академика Александра Чубарьяна. Институт систематически проводит семинары для учителей истории.

- Чем будет заниматься Ассоциация?

- Конечно же, в числе главных ее задач – обсуждение и адаптация новых образовательных стандартов, обсуждение учебно-методических комплексов (учебников, рабочих тетрадей), приобщение учителей к современным проблемам исторического знания и образования. На мой взгляд, Ассоциация должна стать своеобразным посредником - получать запросы от школы и адресовать их науке, высшей школе, органам управления образованием.

В конце 2010 - начале 2011 года мы планируем провести первый съезд Ассоциации и обсудить план работы.

- В 1990-е курс школьной истории вызывал, пожалуй, наибольшие споры. Учителя одними из первых столкнулись с проблемой переосмысления нашей истории: им нужно было рассказывать о ней ученикам. Сейчас ситуация изменилась, появились учебники. В чем сложности сегодняшнего исторического образования?

- Необходимо понимать: изучение истории происходит не в безвоздушном пространстве. Мы живем в социуме, где огромную роль играют СМИ, Интернет, семья, оказывающие влияние на формирование представлений о современности. Зачастую возникает разрыв между тем, что молодое поколение получает в школе - и вне ее, и это, пожалуй, одна из ключевых проблем, с которой связана одна из важнейших задач современного исторического образования – сориентировать школьника в потоке информации.

Нельзя забывать о воспитательном значении исторического образования. Я имею в виду воспитание не обманом или фальсификацией, а воспитание знанием. Не надо впадать из крайности в крайность, превращая школьный курс в пропаганду. Конечно, позитивные примеры нужны, но не надо скрывать и тяжелые, трагические события нашей истории. Если они преодолены – это само по себе повод для гордости.

- В профессиональном сообществе обсуждается возможность создания единого учебника по истории России. На ваш взгляд, это оправдано?

- Когда я учился в школе, был один учебник истории. В 1990-е годы их счет пошел на десятки. И первое, и второе – в равной степени плохо. Сориентироваться в большом количестве учебных материалов непросто, поэтому разумным было бы ограничивать их количество. Вполне достаточно трех-четырех учебников.

- Вы согласны с расхожим мнением, что уровень знания истории у современных школьников невысок?

- Слишком просто сказать, что уровень знаний падает. Проблема в другом: меняется характер знания. Мы имеем дело с совершенно другим поколением, которое меньше читает и запоминает, зато больше работает на компьютере, в Интернете, откуда и черпает информацию, больше размышляет, многое не принимает на веру сразу. Все это нельзя не учитывать.

- Учителя получили возможность повышать квалификацию в университетах. Что вы можете им предложить?

- Есть такое понятие, как лаборатория исторического познания: изучается не готовое знание, а процесс его получения. Благодаря этому, в том числе, снимаются многие вопросы о его достоверности. К сожалению, в педвузах уделяли гораздо больше внимание готовым, сложившимся концепциям. Но ведь есть много дискуссионных вопросов, и учителя должны иметь о них представление, если мы хотим, чтобы наши школьники умели размышлять, а не повторять то, что им предъявляется в качестве истины. Изучение именно дискуссионных вопросов – сильная сторона университетов.

Одно из ведущих направлений программы «РГГУ – школе» – работа с учителями средней школы по гуманитарным дисциплинам. Мы заинтересованы в качестве абитуриентов и в помощи школе. Огульная критика вузами школ, школами вузов - непродуктивна, а вот взаимодействие может дать результаты.

Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ) специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала