Рейтинг@Mail.ru
Барабашев: управленцам не хватает знания теории и новых практик - РИА Новости, 03.06.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Барабашев: управленцам не хватает знания теории и новых практик

Читать ria.ru в
Какие знания необходимы и чему нужно обучать «скамейку запасных» российской управленческой элиты, в интервью РИА Новости рассказывает декан факультета государственного и муниципального управления Государственного университета - Высшей школы экономики Алексей Барабашев.

Подготовка управленческих кадров нового поколения – направление, которое стало развиваться в России относительно недавно. Какие знания необходимы и чему нужно обучать «скамейку запасных»  российской управленческой элиты, в интервью РИА Новости рассказывает  декан факультета государственного и муниципального управления Государственного университета - Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Алексей Барабашев.

- Алексей Георгиевич, каков состав кадрового резерва и какую подготовку проходят сейчас эти люди?

- Понятие кадрового резерва включает две категории: собственно кадровый резерв, формируемый из госслужащих, идущих на повышение в рамках госслужбы.

И есть более широкая категория резерва управленческих кадров – е, кто может идти на руководящие должности не только внутри аппарата, но и в другие учреждения с государственным участием. Это представители бизнеса, науки, образования, а не только кто уже зарекомендовал себя на госслужбе.

К сожалению, хотя задача подготовки управленческих кадров стоит очень остро, на данный момент начали действовать только две магистерские программы Master of public administration (МРА), готовящие специалистов по государственному и муниципальному управлению. В России движение в этом направлении началось относительно недавно – с появлением в начале 2009 года приказа МинобрнаукРФ и введением нового образовательного стандарта. В итоге действуют – программа Российской академии государственной службы и недавно созданная программа ГУ-ВШЭ, основным заказчиком которой выступила администрация Вологодской области. Близки к началу реализации программ МРА, насколько я знаю, Академия народного хозяйства и Финансовая академия.

- В чем специфика программ МРА, в отличие от содержания обычного высшего образования в области госуправления?

- Особенности подготовки кадрового резерва связаны со спецификой контингента и организацией обучения. У программы всегда есть конкретный заказчик, чьи интересы максимально учитываются. Скажем, в нашем случае администрация Вологодской области сообщила преподавателям, что именно их интересует в подготовке специалистов. И люди, вошедшие в резерв управленческих кадров Вологодской области, составляют костяк наших слушателей. Они, в свою очередь, тоже уже знают, что им нужно, и заранее сообщили университету о своих приоритетах, в соответствии с которыми мы готовим курсы. То есть программа МРА более ориентирована на уже известные нужды конкретных госорганов, регионов, госорганизаций и, наконец, самих слушателей, она исходит из их проблем и их опыта.

- Чего же не хватает действующим управленцам, что их интересует?

- Им нужны две вещи - теоретический контекст обсуждаемых вопросов и знание новых практик: в других регионах, за рубежом.

Обозначили себя как особо важные для современной системы госуправления две практические проблемы.

Первая – оценка эффективности органов как госслужбы в целом, так и отдельных служащих.

Вторая – комплекс вопросов, возникающих в связи с соотношением антикоррупционных мер и мер по разрешению конфликта интересов. Эти два типа мер недостаточно между собой связаны в нормативно-правовом плане. В различных регионах поэтому вынуждены прибегать к разным способам их реализации. Преподаватели должны рассказать о практических действиях, совершаемых субъектами в отсутствии единого, без лакун и противоречий, федерального законодательства.

Задача преподавателя организовать обсуждение ситуации, выслушать предложенные решения и рассказать об уже имеющемся опыте - какое решение было эффективным, а где дело, допустим, дошло до суда.

- Но зачем, в таком случае, действующим управленцам знать теоретический контекст обсуждаемого?

- Отвечу на примере одной частной, но важной проблемы – формирования должностного регламента госслужащего. Различные подходы к ее решению описаны и обоснованы в большом количестве теорий. К примеру, концепция рациональной бюрократии Макса Вебера предполагает, что регламентируется абсолютно все – и максимально подробно. Но уже известно: подобный путь приводит к тому, что госслужащие действуют лишь в рамках ограничивающих их предписаний. Без знания других решений той же проблемы, предлагаемых в иных теориях госуправления, неизбежно совершаются ошибки, которые не раз уже повторялись вследствие такой избыточной регламентации.

Также обязательно нужны знание психологии, теории организации, философии, из которых можно узнать о типах этики, о том, как определить, настроен ли человек этически или нет. И другое.

- Какими качествами должны обладать преподаватели программ МРА?

- Это должны быть только люди, ведущие научно-исследовательскую работу, сочетающие теорию с практикой, обладающие свежей информацией по вопросу. Все курсы должны строиться интерактивно - нужно использовать проектные методики, мини-конференции. При этом очень важно обсуждение не только успешного опыта - следует понимать, когда провал методики может привести к управленческому кризису, знать, чего делать точно нельзя.

Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

 

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала