Рейтинг@Mail.ru
Религия в школе должна преподаваться в курсе истории - Шичалин - РИА Новости, 26.05.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Религия в школе должна преподаваться в курсе истории - Шичалин

Читать ria.ru в
С 1 апреля в школах 19 регионов РФ экспериментально изучается курс "Основы религиозных культур и светской этики". О нововведении и о том, чем отличается религиозное образование в специализированных негосударственных школах, говорит в интервью РИА Новости доктор философских наук, профессор Юрий Шичалин.

С 1 апреля в школах 19 регионов РФ экспериментально изучается курс «Основы религиозных культур и светской этики». О нововведении и о том, чем отличается религиозное образование в специализированных негосударственных школах, говорит в интервью РИА Новости доктор философских наук, профессор Юрий Шичалин.

- Юрий Анатольевич, вы являетесь учредителем православной Классической гимназии. В чем должно заключаться преподавание основ религиозных культур в православной школе?

- Я уверен: в православной гимназии вообще не нужно преподавать основы религиозных культур. О том, что религий много, каковы они, о разных христианских конфессиях православные ученики узнают на уроках истории, литературы, на уроках Закона Божия. Ни один из этих курсов не воспитывает невежественного и агрессивного неприятия других религий. Но ученику при этом предлагается целостный, православный взгляд на мир и человека с его историей, совершенно укорененный в европейской и русской традиции.

- Как в гимназии преподают предметы, связанные с православием?

- С 1 по 11 класс читается курс Закона Божия - по одному часу в неделю. Здесь элементы церковнославянского языка, литургики, догматики, истории церкви. Как обязательный предмет преподается церковное пение. А также древнегреческий и латынь, на греческом языке дети помимо классических читают тексты из Ветхого и Нового Завета, молитвы, богослужебные тексты.

В 10-11 классах читается курс философии, вводящий в античную философию, воззрения Отцов Церкви и некоторые концепции современной философии.

Поскольку у нас в основном учатся дети православных, воцерковленных родителей,  nj преподаваемое в школе не вступает в противоречие с тем, с чем ребенок сталкивается в семье. Мы рады видеть в нашем гимназическом храме во имя Трех Святителей и наших учеников, и их родителей.

Преподавательский коллектив в православной школе также должен состоять преимущественно из людей православных, церковных, понимающих как невозможность средствами научного доказательства решить вопросы духовной жизни, так и бессмысленность попыток раскрыть научную проблематику человеку, несведущему в данной науке. Но, разумеется, все преподаватели и должны быть хорошими специалистами, обладать широким кругозором и эрудицией.

- Учитывается ли возраст детей?

- Да, прежде всего. Учитывается также их общая развитость и подготовленность. Сложную, обильную информацию, требующую точного запоминания и ясного осмысления, нельзя давать в младших классах, даже при последовательном изложении закона Божия. Здесь дети получают первые впечатления о годовом, недельном и суточном богослужебных циклах, что поддерживается изучением молитв и церковных песнопений; позднее идет материал по истории церкви, догматике.

Нужно обязательно иметь в виду: в 9-10 классах у детей появляется чувство критицизма и стремление проверять и опровергать все предлагаемые утверждения. На всех этапах обучения важно показывать, что христианство - не рассудочная теория, а живое учение, и жизнь христианина невозможна вне Церкви.

- Курс «Основы религиозных культур и светской этики», вводимый сейчас  в школах, предполагает изучение одной из религиозных культур, светской этики или истории мировых религий - на выбор...

- Мне эта затея представляется не совсем продуманной. Решительно непонятно, почему вместо этого курса не обеспечить наличие соответствующих хорошо и специально написанных разделов в курсах истории, географии, литературы, отведя для них то время, которое предполагается отвести на специальный курс. Разделы можно обсудить с полномочными представителями всех конфессий. Изложение материала в курсе истории будет обладать одним бесспорным преимуществом: оно будет последовательно проводиться с исторической точки зрения, и в этом смысле будет максимально объективным, поскольку учтет и корректно изложит все обстоятельства возникновения, распространения, существования и влияния, во всяком случае, традиционных религий.

В историческом подходе нет ничего оскорбительного: он привычен и для историков, и для этнографов, и для литераторов, умеющих говорить и о Библии, и о Коране как о литературных текстах и объяснять религиозность Достоевского и Толстого.

- А как вы оцениваете идею изучения светской этики?

- В курсе этики нет ничего вредного, но что можно включить в него в пятом классе, не допустив профанации? Этика - одна из философских дисциплин, которая в Европе существует свыше двадцати веков и имеет самые разные направления, так что все зависит от того, какое выбрать.

Если же имеются в виду элементарные правила приличного поведения, для этого нужен не специальный предмет, а курс для преподавателей. Чтобы они с первого, а не с пятого класса, на всех без исключения уроках и переменах наставляли учеников правильно вести себя. При этом, прежде всего, сами должны безукоризненно соблюдать правила приличия.

Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала