Рейтинг@Mail.ru
Классическое образование всегда остается современным - Шичалина - РИА Новости, 19.05.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Классическое образование всегда остается современным - Шичалина

Читать ria.ru в
Одной из важнейших форм среднего образования в России до 1917 года были классические гимназии, где значительная роль отводилась изучению древних языков – латыни и древнегреческого. О попытках возрождения классического гимназического образования РИА Новости рассказал директор частной классической гимназии при греко-латинском кабинете Юрия Шичалина в Москве Елена Шичалина.

Одной из важнейших форм среднего образования в России до 1917 года были классические гимназии, где значительная роль отводилась изучению древних языков – латыни и древнегреческого. О попытках возрождения классического гимназического образования РИА Новости рассказал директор частной классической гимназии при греко-латинском кабинете Юрия Шичалина в Москве Елена Шичалина.

- Елена Федоровна, насколько распространены сейчас классические гимназии?

- Очень хорошая классическая гимназия работает в Санкт-Петербурге, это государственная школа № 610. Хорошие перспективы и у частной Филипповской школы в Москве. Обе школы много делают для развития у нас идей классического образования. Серьезной попыткой сделать его доступным не только в столицах было создание в 2007 году славяно-греко-латинского кабинета в Нижнем Новгороде по инициативе и при непосредственном участии тогдашнего полномочного представителя президента, в настоящее время министра юстиции Александра Коновалова. Усилиями архиепископа Георгия в Нижегородской епархии создано несколько православных гимназий, преподаватели которых благодаря этому кабинету имеют возможность повышать свою квалификацию.

- В чем принципиальное отличие «классически гимназического» образования от обычного?

- В основе обычной общеобразовательной программы и программы классической гимназии лежит одна и та же цель: дать полноценные разносторонние знания по всем дисциплинам, позволяющим человеку ориентироваться в реальном мире. Это отличает их от специализированных школ - физико-математических, химико-биологических лицеев, «английских» спецшкол. Последние дают специальные знания и практические навыки в небольшой группе дисциплин и потому всегда являются, по сути, техникумами - независимо от того, усилены в них гуманитарные, математические, естественнонаучные или любые другие циклы предметов.

В гимназиях же дается общее, то есть разностороннее среднее образование, но более полное, чем в обычной средней школе. Ученики гимназий лучше знают историю гуманитарных дисциплин, так как изучают древнегреческий и латинский языки - два первых основополагающих языка европейской науки, литературы, культуры и христианской церкви. В нашей гимназии преподают также два современных иностранных языка. В качестве основного – английский или французский, в качестве второго иностранного – немецкий или новогреческий. Помимо гуманитарных дисциплин, у нас сильные курсы математики и естественнонаучных предметов. И поскольку гимназия православная, мы обучаем детей Закону Божию и церковному пению.

- Изучение древних языков, разумеется, интересно и полезно в плане общей эрудиции. Но какие преимущества в повседневной жизни может дать глубокое знание, к примеру, латыни?

- Что мы готовы считать преимуществами? Если речь о кругозоре, охватывающем 30 веков европейской культуры и дающем возможность любое явление рассматривать в широкой исторической перспективе, о тонко чувствующей душе и развитой речи - то такие преимущества гимназия, безусловно, дает. Выпускник гимназии ими до недавнего времени пользовался при поступлении в вуз, а теперь - даже при сдаче пресловутого ЕГЭ. У нас, например, отличные результаты не только по математике и русскому языку, но и по химии и другим предметам.

- Какие семьи выбирают для детей классическое и православное образование?

- Социальный состав их неоднороден, но в основном это семьи, твердо решившие дать детям полноценное добротное образование (что требует постоянного труда) и православное воспитание (что исключает нравственную разболтанность). Поэтому у нас совершенно ясны не только приоритеты поведения, но и поведенческие запреты - в сторону благотворного консерватизма. Это, на мой взгляд, создает в гимназии благоприятную обстановку для развития лучших сторон ума, души и сердца.

- Что из опыта классических гимназий могло бы почерпнуть российское образование? Происходит ли это?

- По опыту, классические гимназии позволяют наиболее полно развить способности разносторонне одаренных детей, давая основательные знания не только по отдельным усиленным циклам предметов, как в спецшколах. Учиться у нас детям сложно, но если они намерены преодолевать эти сложности, учителя им в этом лучшие помощники. А что может быть для ребенка, часто обделенного вниманием родителей, более ценным, чем искреннее и вдумчивое внимание к нему со стороны взрослых?

Но идея классических гимназий осознается у нас медленно и приживается с большим трудом. Так, греко-латинский кабинет издал словари, учебники и пособия по греческому и латыни. Нами переведен ряд ключевых работ по истории европейского классического образования. К сожалению, всем этим пока пользуются преимущественно в высших, а не средних светских и духовных школах.

Материал подготовила Екатерина Рылько  (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала