Рейтинг@Mail.ru
Через пять лет в РФ останется около 100 частных вузов – Плаксий - РИА Новости, 27.04.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Через пять лет в РФ останется около 100 частных вузов – Плаксий

Читать ria.ru в
В России действует около 450 негосударственных вузов. Именно по ним, в первую очередь, ударили кризис и демографический спад – абитуриентов стало значительно меньше. Об особенностях рынка негосударственного высшего образования в интервью РИА Новости говорит вице-президент Национального союза негосударственных вузов, ректор Национального института бизнеса Сергей Плаксий.

В России действует около 450 негосударственных вузов. Именно по ним, в первую очередь, ударили кризис и демографический спад – абитуриентов стало значительно меньше. Об особенностях рынка негосударственного высшего образования в интервью РИА Новости говорит вице-президент Национального союза негосударственных вузов, ректор Национального института бизнеса Сергей Плаксий.

- Сергей Иванович, уже сегодня в некоторых регионах количество бюджетных мест в вузах превышает количество выпускников. Как рынок негосударственных вузов отреагирует на «демографическую яму»?

- Будет сокращаться. До каких объемов – прогнозы разные. Есть данные, что уже к 2012-2013 годам у нас будет всего лишь 4 миллиона студентов. На мой взгляд, к 2013 году можно ожидать спада до 5,5 миллионов (сейчас студентов около 7 миллионов). Конечно, в этой ситуации сокращение числа вузов неминуемо. В ближайшие пять лет количество государственных вузов может уменьшиться в 1,5-2 раза, негосударственных – в 4-5 раз. Сказывается и кризис: не многие готовы платить за высшее образование. Еще один негативный в данном случае фактор – многолетняя отрицательная публичная оценка работы негосударственных вузов, в том числе ректорами ведущих государственных вузов.

- В чем причины критики? Ведь частные школы у нас, к примеру, считаются престижными. Почему частные вузы не таковы?

- Когда говорят о низком уровне обучения в негосударственных вузах, вместе с водой, как говорится, выплескивают ребенка.

Есть, конечно, объективные причины для подобной оценки. В начале 1990-х был не удовлетворен спрос на высшее образование, «отложенный» еще с советских времен. В то же время у людей появилась возможность оплачивать обучение. Государственные вузы действовали в этом отношении негибко. Тогда и стали появляться негосударственные учебные заведения. И их было создано больше, чем необходимо сейчас. 

На мой взгляд, можно выделить три категории негосударственных вузов. Первая – сильные учебные заведения, и их немного, всего 50-60. Вторая категория –  вполне достойные учебные заведения, таких около 100. И есть еще около 300 слабых вузов. Первую и вторую группу отличает хороший уровень преподавания, они уверенно могут конкурировать с государственными вузами.

Вообще вузы надо делить не на государственные и негосударственные, а на сильные и слабые, как это делают за рубежом, где у негосударственных учебных заведения сильные позиции и репутация. Для всех учебных заведений должны быть одни и те же «правила игры». Ведь не секрет: среди государственных вузов есть «дутые» и даже в ведущих московских вузах есть слабые факультеты.

Что касается сравнения со школами, то проблема заключается в более сильной конкуренции на рынке высшего образования. Негосударственные вузы занимают около 13-14% рынка высшего образования. Частных школ в аналогичной пропорции гораздо меньше, к тому же государственным школам они не конкуренты. Негосударственные и государственные вузы работают на одном поле – у них идет борьба за абитуриентов.

- Большинство негосударственных вузов готовят менеджеров, экономистов, юристов, которых, по словам экспертов, в стране и без того избыток. В результате молодые люди с «корочками» работают продавцами или превращаются в «офисный планктон».

- «Офисный планктон» – порождение не высшего образования, а структуры рынка труда.

Мы узко понимаем спрос на высшее образование – нам достаточно знать, работает человек по специальности или нет. А образование необходимо, прежде всего, для жизни, оно должно формировать личность, расширять кругозор, и лишь во вторую очередь давать специальные навыки, знания.

Чем больше людей в стране будут иметь высшее образование, тем для страны будет лучше. Чтобы экономика основывалась на знаниях, высшее образование должны иметь не менее 50-60% экономически активного населения. У нас оно есть только у 24% этой части населения.

О каком перепроизводстве экономистов можно говорить, когда, к примеру, среди главных бухгалтеров высшее образование – только у 30%. Или еще пример: должны ли воспитатели детских садов иметь высшее образование? Наверное, согласитесь, должны… А оно есть, в лучшем случае, у 20% воспитателей.

Не бывает перепроизводства знания, может быть просто некачественное образование.

- Ваш вуз ощутил на себе кризис и демографический спад? Как реагируете?

- Конечно, то и другое мы ощутили. В прошлом году студентов мы приняли на 30% меньше, чем ранее. Сокращение, прежде всего, произошло за счет поступающих на дневное отделение, выпускников школ. Мы делаем ставку на обучение взрослых. Усиливаем работу со студентами, качество подготовки - делается все возможное, чтобы студентам было комфортно в вузе. По опросам студентов, 80% из них узнали о нашем вузе и приняли решение о поступлении, услышав хорошие отзывы о нас от знакомых.

Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ) специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала