Рейтинг@Mail.ru
Международный бакалавриат делает образование целостным - Шнейдер - РИА Новости, 19.04.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Международный бакалавриат делает образование целостным - Шнейдер

Читать ria.ru в
Для поступления в зарубежные вузы одного только школьного российского образования, как правило, не хватает. Но в России уже есть учебные заведения, чьи выпускники могут поступить в любой университет мира – такие образовательные учреждения входят в Ассоциацию школ Международного бакалавриата (АШМБ).

Для поступления в зарубежные вузы одного только школьного российского образования, как правило, не хватает. Но в России уже есть учебные заведения, чьи выпускники могут поступить в любой университет мира – такие образовательные учреждения входят в Ассоциацию школ Международного бакалавриата (АШМБ). О такой системе в интервью РИА Новости рассказал директор московской гимназии №45 Михаил Шнейдер.

- Михаил Яковлевич, что такое система Международного бакалавриата?

- Она была создана в 1968 году для социально мобильных семей, и ее целью изначально было дать хорошее образование детям таких родителей, где бы они ни жили. Подобные школы (всего их около 3 тысяч) существуют во множестве стран — от Анголы до Японии. В России их 17, они есть в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Перми, Красноярске и Владивостоке. Эти школы преимущественно частные: программа требует дополнительных средств, однако есть и государственные, в их числе наша гимназия, медико-технический лицей в Самаре и лицей №10 в Перми. Стандарт подготовки в школе таков, что около 40%  выпускников программы поступает в зарубежные университеты, остальные — в российские.

- Каковы преимущества обучения по системе Международного бакалавриата перед обычным российским образованием?

- Отличаясь сбалансированным учебным планом и индивидуализированным подходом к образованию, программа предлагает шесть предметных областей: родной язык, второй современный язык, группы «люди и общества», «экспериментальные науки», «математика и информатика» и «искусство» или предмет по выбору из остальных групп. Из них нужно выбрать три для изучения на повышенном уровне и три - на обычном. Важное преимущество – целостность образовательного процесса, когда ребенок осознает связи между предметами.

- За счет чего удается этого достичь?

-  Во-первых, дети изучают теорию познания. Кстати, она помогает лучше сдавать ЕГЭ, так как учит ставить вопросы. Например, отвечая на типичный «традиционный» вопрос на уроке истории: назовите причины Октябрьской революции, ребенок может просто прочесть учебник и пересказать его. А вопрос: была ли эта революция неизбежна, заставляет искать информацию, думать. И «остаточных знаний», которые проверяет ЕГЭ, становится больше.

Во-вторых, иной подход к преподаванию литературы. Важно привить детям универсальные навыки работы с текстом, чтобы они могли потом понять и проанализировать любой текст.

И в-третьих, воспитание. В России, к сожалению, оно как часть образования сейчас забыто. Под образованием понимается сумма знаний, и дети воспитываются вне системы ценностей.

- Каким образом осуществляется воспитание в вашей гимназии? Затрагиваются ли вопросы патриотизма?

- У нас принята общественно-полезная деятельность: мы работаем с сиротами, с детьми-инвалидами. Выполнение социальной программы – обязательное условие получения диплома. Вопрос патриотизма, к сожалению, сейчас излишне политизирован, но это слабо определяемое понятие. Кто такой патриот? Человек, всю жизнь честно работающий и оставляющий полезные достижения после себя или человек, много рассуждающий о внешней политике страны? Система Международного бакалавриата предполагает воспитание более понятных школьникам качеств: любознательности, критического мышления, принципиальности, интереса к исследовательской деятельности, отзывчивости.

Еще одно важное достижение системы — она предполагает не сравнение детей между собой, а измерение индивидуальной динамики каждого.

- Трудно ли было найти учителей для этой программы?

- Непросто. Учителя должны быть толерантными и должны понимать, что совершенно не обязательно ребенок будет 24 часа в сутки думать об учебе. Учитель должен уметь выстроить коммуникацию, диалог. Педвузы таких не готовят. Учителя ими готовятся в основном по части теории, потом студента «бросают» на педпрактику. В итоге он потом не умеет ни выстраивать общение, ни разрешать конфликты, ни выходить из сложных ситуаций. Мы давно не можем найти себе учителей из педвузов. Наши учителя постоянно повышают квалификацию в российских и зарубежных центрах  – в этой области есть ряд интересных программ. И помимо хороших предметных знаний необходимо владение английским, французским или испанским языками.

- Как ученикам удается совмещать обучение по программе Международного бакалавриата с получением знаний для российского аттестата?

- Это не трудно. Знания, которые дает Международный бакалавриат,  как правило, превышают их объем, предусмотренный  российской программой. По математике наш повышенный уровень соответствует 1-2 курсу университета. По литературе, с учетом того, что дети читают меньше «программных» произведений, мы восполняем этот недостаток продолжительностью учебного года. В целом, система довольно гибкая.

- Куда идут ученики, которые не уезжают за рубеж?

- Поступают в самые разные российские вузы. Многие идут в Государственный университет – Высшую школу экономики, в Российский государственный гуманитарный университет – среди преподавателей у нас немало его выпускников.

Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала