Рейтинг@Mail.ru
Руленкова: для социальной адаптации глухих детей надо учить говорить - РИА Новости, 16.04.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Руленкова: для социальной адаптации глухих детей надо учить говорить

Читать ria.ru в
По данным Минздравсоцразвития, ежегодно в России рождается от полутора до двух тысяч глухих детей, и такое же количество приобретает глухоту позднее. О том, как школа может помочь им адаптироваться к взрослой жизни, в интервью РИА Новости говорит директор Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции "Логотон" города Зеленограда Людмила Руленкова.

По данным Минздравсоцразвития, ежегодно в России рождается от полутора до двух тысяч глухих детей, и такое же количество приобретает глухоту позднее. О том, как школа может помочь им адаптироваться к взрослой жизни, в интервью РИА Новости говорит директор Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Логотон» города Зеленограда Людмила Руленкова.

- Людмила Ивановна, отчего возникают слуховые патологии, что влекут за собой и можно ли их преодолеть?

- Причины разные: наследственность, внутриутробные инфекции (чаще краснуха), простудные заболевания и другие. Если ребёнок не слышит -  это  влечет за собой немоту. Можно учить детей языку жестов или пытаться развить у них устную речь. Но первый путь ведет в общество таких же глухих. Второй – ставит более высокую планку, и, хотя преодолеть ее нелегко, мировоззрение и восприятие мира будут у ребенка другими – он будет более открыт и общителен. Конечно, кто-то будет говорить лучше, почти как слышащий, кто-то хуже. Это зависит от того, есть ли у ребенка дополнительные проблемы, а также от природных способностей к языку. Глухота не излечивается, но важно, чтобы она не прогрессировала.

- Развитие речи при отсутствии слуха - какие здесь есть методики?

- Уникален в этом плане верботональный метод – где развивают слуховое восприятие ребёнка и на его основе  устную речь; уделяется этому внимание и в методике Эмилии Леонгард по развитию речевого слуха; в классической методике и билингвизме используется дактилология (пальчиковая азбука) и жесты. Если методик много - у родителей появляется выбор, но многие учреждения заимствуют отдельные технологии, а для достижения эффекта курс должен внедряться в системе. Это принципиально для обеспечения успеха реабилитации.

К примеру, часто директора школ заявляют, что используют верботональный метод, ограничиваясь лишь покупкой аппаратуры. В комплекс обучения должна входить и фонетическая ритмика, и музыкальная стимуляция, и групповая и индивидуальная работа. Должны быть грамотные специалисты – многие наши педагоги прошли обучение по этому методу у его разработчиков в Загребе (Хорватия). 

- Как проходит такой урок?

- Дети сидят за партами, расположенными полукругом – они должны видеть друг друга. В каждом классе есть звукоусиливающая аппаратура - часть материала дается слухо-зрительно, часть на слух. Коррекция произношения идет не механическая (детям не просто показывают, как правильно ставить язык), а тоже на слух - допустим, в слове выделяется окончание, и ребенок должен его услышать, повторить.

Ведь поражен проводящий слуховой путь, а не слуховой центр в коре головного мозга – туда просто не поступали раздражители. Нужно заставить этот центр «очнуться», сформировать в нем звуковую картинку, и ребенок начнет говорить: в этом идея метода.

В реабилитации глухого ребёнка нет мелочей.

Надо развивать вестибулярный аппарат, моторику тела – чем лучше ребенок владеет телом, тем лучше будет его речь. Развитие должно быть комплексным. Дети у нас занимаются танцами, и многие даже становятся потом лауреатами различных городских конкурсов.

- Но ведь они не слышат музыки…

- Даже при отсутствии слуха можно научиться и танцевать, и играть на музыкальных инструментах. По мнению одного из авторов методики (сам он имеет музыкальное образование) речевой и музыкальный слух – вещи разные. Ребенок может плохо говорить, но обладать музыкальным слухом.

Все глухие дети у нас играют на фортепиано – ребенок чувствует перемены вибрации от инструмента и пола, и ему хорошо слышны низкие звуки, обычно даже глухие сохраняют восприимчивость к низким частотам. Можно смотреть в ноты – хотя наши дети обычно играют без них.

В последние годы они начали учиться и пению – это позволяет развить умение интонировать и использовать голосовые модуляции. Все это очень важно для реабилитации – дети осознают, что могут делать такие вещи, на какие способен не каждый слышащий.

- Многие ли центры используют сейчас подобные методы?

- Учреждений, где применяли бы верботональный метод профессионально, в России немного. Действуют центры в Хабаровске, в Астрахани. Педагогов, которые могли бы использовать этот метод, у нас в стране не готовят. Мы у себя проводим открытые семинары и курсы, но статус центра не дает права выдавать сертификат об их окончании, а от специалиста требуется документ.

Но у российской сурдопедагогики очень большие достижения. Лев Выготский, его ученик Александр Лурия – эти имена известны на Западе, и есть другие. Сейчас идет интеграция разных методов – талантливый педагог должен уметь комбинировать их в зависимости от конкретного случая.

Недавно мы проводили анкетирование среди родителей – на первое место они поставили даже не то, что их детей здесь учат слышать и говорить, а доброе отношение учителей. Ребенок должен чувствовать себя комфортно – тогда и результат обучения будет лучше.

Материал подготовила Мария Салтыкова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала