Рейтинг@Mail.ru
Светлана Филинова: в школах не хватает практикумов по русскому языку - РИА Новости, 13.04.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Светлана Филинова: в школах не хватает практикумов по русскому языку

© Фото предоставлено ГУ-ВШЭЗаведующая отделением русского языка образовательного центра «Интенсив» в городе Москве Светлана Филинова
Заведующая отделением русского языка образовательного центра «Интенсив» в городе Москве Светлана Филинова
Читать ria.ru в
О проблемах грамотности и наиболее эффективных способах изучения русского языка рассказывает в интервью РИА Новости заведующая отделением русского языка образовательного центра «Интенсив» в городе Москве Светлана Филинова.

О проблемах грамотности и наиболее эффективных способах изучения русского языка рассказывает в интервью РИА Новости заведующая отделением русского языка образовательного центра «Интенсив» в городе Москве Светлана Филинова.

- Светлана Исаевна, как известно, за последние десятилетия грамотность российских школьников значительно снизилась. С чем это связано?

- Поколение советских времен было читающим поколением. Сейчас многие учащиеся не осиливают даже школьной программы, а такие произведения, как «Война и мир» и «Преступление и наказание» в лучшем случае читают в кратком содержании. Дети перестали получать удовольствие от чтения. Теперь они потребители других продуктов: Интернета, видео игр, телефонов…

Конечно, технический прогресс может и должен быть использован во благо. Есть радиопередачи и Интернет-порталы, посвященные русскому языку. Однако они скорее полезны тем, у кого уже сформировался интерес к русскому языку, кто хочет совершенствовать свое знание. Такие передачи и порталы не способны значительно повысить уровень грамотности ребенка, если он существует в убогой культурной среде, если у родителей нет привычки держать в руках книгу. В первую очередь именно семья должна думать о гуманитарном развитии ребенка.

- Как изменилось изучение русского языка в школах?

- На русский язык стало отводиться меньше часов, чем раньше. Это происходит по объективным причинам: в школьных программах появились новые предметы. Раньше ведь не преподавались ни экономика, ни право, ни информатика. Особенно остро дефицит русского языка ощущается в старших классах. При этом сокращение часов, отводимых на русский язык, происходит за счет практической части: если теорию ребята хоть как-то изучают, то писать они совсем перестали.

Переход на тестовую систему – я говорю не только о ЕГЭ, а в принципе о тенденциях – также не способствует повышению грамотности. Ведь одно дело писать, а другое – вставлять пропущенные буквы. Если раньше дети в среднем по два раза в неделю писали диктанты и сочинения, сейчас они делают это все реже. Мы в полной мере ощущаем результаты таких изменений. Прежде чем приступить к занятиям в нашем центре, дети пишут вступительный тест. В первой его части проверяется знание самых простых вещей (десяток базовых правил, без которых нет письма – безударные гласные, удвоенные согласные, правописание «н» и «нн»…), во второй – знание пунктуации. И вот на этом пространстве ребята, за редким исключением, допускают чудовищное количество ошибок: более ста! Часто – 120-130. Около двадцати лет назад среднестатистический школьник делал в аналогичных тестах от 30 до 50 ошибок. Сейчас таких учащихся можно встретить довольно редко.

- Считается, что люди, способные писать почти без ошибок, зная при этом минимальное количество правил, обладают врожденной грамотностью. Она действительно существует?

- Врожденная грамотность – это такая же вещь, как врожденный слух. Это чутье к языку. Однако если грамотность не развивать, она останется в зачаточном состоянии. Во многом же она зависит от той культурной среды, в которой растет ребенок.

Бывают случаи, которые можно было бы, напротив, назвать «врожденной неграмотностью» - это ранние проявления дислексии и дисграфии. В таких случаях родителям стоит найти для ребенка логопеда, занимающегося не только устной, но и письменной речью. На наших курсах с такими детьми работает специальный педагог. Однако не стоит путать подобные дефекты с педагогической запущенностью, в случае которой ребенку просто нужны интенсивные занятия. Одно несомненно: вне зависимости от того, «одарен» ли человек врожденной грамотностью или нет, от изучения правил никуда не деться.

- Каковы, на ваш взгляд, наиболее эффективные способы изучения русского языка?

- Наша методика, конечно, имеет свои секреты, но в целом наиболее эффективны традиционные методы. Мы используем именно их, выполняя при этом работу, которую, по сути, должна делать школа. Однако школьная сетка расписания просто не может вместить время, реально необходимое для качественного освоения материала: для успешной сдачи ЕГЭ русским необходимо заниматься 2 академических часа по 2-3 раза в неделю, что и делается на наших курсах.

Методика же наша заключается в следующем. Во-первых, это создание целостной картины в понимании правил и закономерностей, существующих в языке. Часто дети обладают весьма фрагментарными знаниями, не понимают, что и откуда следует. Так, во многих случаях гораздо эффективнее изучать не отдельное правило, а целый комплекс.

Во-вторых, это интенсивные занятия практическим письмом, когда задействовано несколько типов памяти (зрительная, слуховая, механическая, логическая), вырабатывается привычка писать правильно.

В-третьих, это использование на занятиях исключительно классической литературы. Чтобы научить ребят говорить правильно и красиво, расширить их лексический запас, надо погрузить их в соответствующую языковую среду.

Материал подготовила Мария Грачева (ГУ-ВШЭ) специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала