Рейтинг@Mail.ru
Проблемы демографии требуют научного подхода – Анатолий Вишневский - РИА Новости, 18.03.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Проблемы демографии требуют научного подхода – Анатолий Вишневский

© Фото : Предоставлено ГУ-ВШЭДиректор Института демографии Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Анатолий Вишневский
Директор Института демографии Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Анатолий Вишневский
Читать ria.ru в
Еще в 2006 году власти назвали демографию самой острой проблемой в современной России. Почему для ее решения необходим научный подход и где сегодня готовят демографов, об этом в интервью РИА Новости говорит директор Института демографии Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Анатолий Вишневский.

Еще в 2006 году власти назвали демографию самой острой проблемой в современной России. Почему для ее решения необходим научный подход и где сегодня готовят демографов, об этом  в интервью РИА Новости говорит директор Института демографии Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Анатолий Вишневский.

- Анатолий Григорьевич, в чем специфика демографического образования? Много ли у нас таких специалистов?

- Демографов у нас немного – знание научных основ демографии, к сожалению, крайне недооценено. Демографов готовят в двух вузах, МГУ и ГУ-ВШЭ.  Но проблема демографического образования не только в том, что готовят мало демографов, но и в том, что недостаточно  «демографизированы» такие дисциплины, как экономика, социология, политология. Демографическое знание считается второстепенным, и в программах подготовки по этим специальностям ему уделяется недостаточное внимание. В итоге выпускаются экономисты, политологи, дипломаты, которые  слабо ориентируются в проблемах демографии. А от этих проблем в сегодняшнем мире зависит очень многое.

- Почему недооценено демографическое знание? Темы повышения рождаемости и продолжительности жизни сегодня у всех на слуху.

- Мне кажется, ошибка была допущена изначально. Если мы действительно приступаем к решению демографических проблем, то надо позаботиться и о развитии науки. У нас же сразу взялись за «практическое» решение проблем. Видимо, решили сэкономить на исследованиях. А я убежден: не имеющая научного обоснования практика обходится дороже. В России до сих пор нет даже научного журнала по демографии, нет площадки для серьезного обсуждения специалистами проблем и предлагаемых путей их решения. Наш электронный просветительский ресурс «Демоскоп Weekly» – не научный журнал.

- Чем может помочь наука?

- Пониманием сути демографических процессов. Предлагаемые меры не всегда адекватны – ошибки начинаются с некорректного использования демографических показателей. К примеру, есть показатели ожидаемой продолжительности жизни и общего коэффициента смертности, они взаимосвязаны: если закладывается определенный показатель продолжительности жизни, то коэффициент смертности получается из расчета автоматически. У нас же даже в правительственных  документах они задаются независимо друг от друга, и каждый исключает другой.

Помимо повышения уровня демографических знаний следует изучать и мировой опыт.

- На Западе ситуация лучше?

- И на Западе по сравнению с другими дисциплинами демография была замечена и осмыслена достаточно поздно. Демографическая революция (переход от высокой смертности и рождаемости к современному состоянию низкой смертности и низкой рождаемости) прошла невидимой и неслышимой, на нее обратили внимание только спустя 100 лет.

В развитую научную дисциплину демография превратилась в XX веке. Сейчас на Западе она, конечно, более распространена и как образовательная дисциплина. Ее преподают повсеместно – и она пронизывает другие дисциплины.

На конференции Американской демографической ассоциации ежегодно съезжаются до 1000 человек. У нас же на всю страну можно насчитать лишь несколько десятков демографов. Известный демограф Владимир Борисов как-то признался: он насчитал всего 30 специалистов. В структуре Российской академии наук Институт демографии отсутствует, его до сих пор не восстановили: он был создан одним из первых в 1931 году и закрыт в 1934 – после голода 1933 года советская власть была не заинтересована в подсчете численности населения.

- Но ведь в МГУ достаточно долго готовили демографов…

- Да, МГУ выпустил много специалистов. Но советское демографическое образование было довольно далеко от реальной практики, тогда больше следили за тем, чтобы оно было «марксистко-ленинским».

- Где кроме научной сферы могут работать профессиональные демографы?

- Во многих сферах как государственного управления (в здравоохранении, социальной сфере), так и в бизнесе – консалтинговых и маркетинговых компаниях, производители товара должны знать демографическую структуру рынка.

- Институт демографии ГУ-ВШЭ был создан на основе Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. Его сотрудники вели преимущественно научную работу. Сейчас она продолжается?

- Продолжается. Но сейчас мы много времени уделяем и преподаванию. В 90-е годы мало кто шел в науку, мы остались без научной молодежи, сейчас надеемся наверстать упущенное. В Вышке создана магистратура по демографии, это очень важно. Хотя нам приходится нелегко. Чтобы дать нашим магистрантам хорошее образование, надо выстроить систему курсов, многие из которых у нас читаются впервые. Мы стараемся держать высокую планку, но не уверен, что сразу все хорошо получается. Зато у нас есть то преимущество, что мы можем приобщать студентов к исследовательской работе в очень квалифицированном научном коллективе. Это само по себе хорошая школа. Хочется верить, что спустя несколько лет нашего полку серьезно прибудет.

Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала