Рейтинг@Mail.ru
Экономный директор школы должен знать бухучет - Мусарский - РИА Новости, 01.03.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Экономный директор школы должен знать бухучет - Мусарский

Читать ria.ru в
Принятая в январе национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" особое внимание уделяет подготовке педагогических и управленческих кадров. О проблемах подготовки директоров школ и их компетенциях в интервью РИА Новости рассказал профессор Московского института открытого образования (МИОО) Марк Мусарский.

Принятая в январе национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» особое внимание уделяет подготовке педагогических и управленческих кадров. О проблемах подготовки директоров школ и их компетенциях в интервью РИА Новости рассказал  профессор Московского института открытого образования (МИОО) Марк Мусарский.

- Марк Михайлович, каких знаний, на ваш взгляд, более всего недостает директорам школ?

- Проблема, по-моему, не только в директорах, но и во всей системе образования. Например, внедрение нормативно-подушевого финансирования в школах показало: в документе все четко, однако на практике все иначе. Норматив рассчитывается исходя из средних расходов на обучение ученика, в результате получается «средняя температура по больнице», когда у одних много, а другим недодали. Зачастую осложняет ситуацию наличие малокомплектных школ, забирающих деньги у крупных. То есть в рамках системы образования не все отлажено.

Директора школ, на мой взгляд, не слишком умеют планировать расходы. До сих пор держится представление: если дали много денег, их надо сразу потратить. Чтобы рационально планировать расходы, директор должен быть сведущим в бухучете, налогообложении, управлении финансовыми потоками. Кроме того, большие проблемы связаны с правовой некомпетентностью директоров.

- В чем она выражается?

- Поясню на конкретном примере. Захотел, допустим, директор в своей школе ввести для учащихся форму. Как правило, у него отсутствует понимание того, что он не имеет права сделать это одним лишь своим распоряжением. Любой акт должен быть подкреплен правом. Введение формы регламентируется уставом образовательного учреждения. Устав, в свою очередь должен быть согласован с общественностью. Если в уставе школы написано, что выбор формы закреплен за директором, то он имеет право ее вводить, а если нет, то нет. И таких примеров немало. Родители школьников зачастую не сопротивляются подобным инициативам, потому что у них отсутствует активная жизненная позиция и правовая грамотность. Либо просто они не хотят портить отношения с директором школы, где ребенку еще учиться.

- В чем причины правовой неосведомленности директоров российских школ?

- Во-первых, в педагогических вузах только в общих чертах преподается правоведение и немного рассказывается об образовательном праве. И это не только проблема вузов – правовые нормы у нас, имеющие отношение к образованию, рассредоточены по большому количеству нормативных актов.  Поэтому правовая подготовка – один из самых тяжелых вопросов в деле руководства образовательными учреждениями. Вторая причина состоит в том, что законодательство у нас очень подвижное.

- Как вы считаете, кто должен стоять во главе школы –  бывший учитель или профессиональный менеджер?

- Однозначно ответить трудно. Сейчас предполагается изменить законодательство таким образом, чтобы в рамках аттестации директоров образовательных учреждений требовать наличия у руководителей высшего управленческого образования. То есть вопрос будет решен скорее в пользу управленцев. Однако это не должен быть вчерашний студент. Международный опыт свидетельствует о бесперспективности такого пути. Представьте себе, что будет, если двадцатилетний выпускник с соответствующим образованием придет в школу директором. Вряд ли ему будет по силам наладить хорошие отношения с коллективом. Кроме того, я считаю плюсом наличие у директора педагогического образования.

- Как, на ваш взгляд, нужно организовать систему подготовки директоров школ?

- Прежде всего, следует осознать: нужно работать с теми людьми, которые есть. Других не будет. Я считаю, что оптимальной системой переподготовки является накопительно-модульная система, когда управленец один за другим постепенно прослушивает ряд тематических курсов с последующей за каждым отчетностью в виде экзамена или зачета в рамках индивидуального учебного плана с учетом своих потребностей. Программы должны быть гибкими, чтобы в зависимости от конкретных людей, требующегося им материала и имеющихся в наличии средств кто-то мог начать обучение по программам повышения квалификации – и далее у него была бы возможность в рамках сопряженной учебной программы продолжить обучение по программам профессиональной переподготовки или по программам  второго высшего образование.

Директорам необходимо знание экономических процессов, умение эффективно распоряжаться ограниченными ресурсами: и материальными ресурсами, и кадрами, и финансами. Нужно повышать правовую грамотность директоров. Это уже постепенно делается. К примеру, руководство Юго-Западного окружного управления образованием Москвы заключило с Московским институтом открытого образования соглашение на различные формы подготовки и переподготовки директоров школ. Часть пройдет обучение в системе повышения квалификации, профессиональной переподготовки, часть пойдет на трехлетнюю программу второго высшего образования. В целом, я считаю, за последние годы ситуация постепенно движется в сторону улучшения.

Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала